о возложении обязанности заключить договор купли-продажи комнаты



Дело № 2-269/2011

РЕ­ШЕ­НИЕ

ИМЕ­НЕМ РОС­СИЙ­СКОЙ ФЕ­ДЕ­РА­ЦИИ

21 июля 2011 го­да г. Гря­зо­вец

Гря­зо­вец­кий рай­он­ный суд Во­ло­год­ской об­лас­ти в со­ста­ве су­дьи Сот­ни­ко­ва И.А.,

при сек­ре­та­ре Ка­сат­ки­ной Т.М.,

рас­смот­рев в от­кры­том су­деб­ном за­се­да­нии гра­ж­дан­ское де­ло по иску Шадруновой Л.Б. к администрации муниципального образования Грязовецкое о признании квартир №... и №... дома №... по ... одним жилым помещением и возложении обязанности заключить договор купли-продажи комнаты,

установил:

Шадрунова Л.Б. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Грязовецкое о признании жилого помещения №... комнатой в коммунальной квартире и возложении обязанности заключить договор купли-продажи комнаты, ссылаясь на то, что её семья состоит на учёте в администрации муниципального образования Грязовецкое в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1996 года. В 2001 году ей была предоставлена квартира №... в доме №... по .... По документам в доме числится 3 квартиры, но фактически квартиры №... и №... являются одной квартирой, так как имеют общие вход и кухню. На основании решения Грязовецкого районного суда занимавший квартиру №... Г. был признан утратившим право пользования жилым помещением и снят с регистрационного учёта. На последовавшее за этим обращение в администрацию муниципального образования Грязовецкое по поводу предоставления её семье освободившегося жилого помещения был получен отказ в таком предоставлении со ссылкой на невозможность предоставления жилых помещений через выкуп в порядке статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Со ссылкой на статью 59 Жилищного кодекса РФ истица настаивает на признании квартир №... и №... одной квартирой и присвоении ей №..., а также на возложении на ответчика обязанности передать ей свободную комнату в коммунальной квартире по договору купли-продажи.

В судебном заседании истица Шадрунова Л.Б. исковые требования поддержала, дополнительно указала, что согласно отчёту об оценке рыночной стоимости комнаты, на которую она претендует, жилое помещение оценено в <данные изъяты> рублей. Настаивает на продаже комнаты за указанную цену.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Смирнова Т.Е. и Верба А.В. возражений по существу иска не имеют, на спорное имущество не претендуют.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Грязовецкое Мартынова О.В. в судебном заседании иск не признала, в обоснование указала следующее.

Жилищным кодексом РФ не определён порядок заключения договора купли-продажи жилого помещения по основаниям, установленным частью 3 статьи 59 ЖК РФ.

Отношения по заключению договора купли-продажи жилого помещения урегулированы нормами гражданского законодательства.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципального образования, в собственность физических и (или) юридических лиц является приватизацией. Приватизация муниципального жилищного фонда осуществляется в соответствии с Законом РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». В соответствии с данным законом приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде. Приобрести в собственность жилые помещения муниципального жилищного фонда могут граждане, занимающие эти помещения на условиях договора социального найма. Иные способы приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда не предусмотрены.

В иске просит отказать.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Шадрунова Л.Б. и члены её семьи на основании договора социального найма с 12 марта 2001 года проживают и зарегистрированы по адресу: ....

С 1996 года Шадрунова Л.Б. состоит на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку её семья обеспечена общей площадью жилого помещения менее нормы предоставления и при этом не является малоимущей.

Вступившим в законную силу решением Грязовецкого районного суда от 02 июля 2010 года Г. признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ...; договор социального найма с Г. расторгнут.

В квартире №... в настоящее время никто не проживает; истица за свой счёт несёт расходы по поддержанию указанного жилого помещения в пригодном для проживания состояния.

Из технического паспорта на жилой дом №... по ... следует, что квартиры №... и №... имеют общие вход и кухню, а также общую отопительную печь и конструктивно составляют единое помещение, разделённое на две квартиры.

По существу указанные жилые помещения являются коммунальной квартирой, поскольку обеспечивают возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в многоквартирном доме (коридор) и помещениям общего пользования в квартире (кухня), состоят из нескольких жилых помещений (комнат), и в них проживали более двух пользователей, не являющихся членами одной семьи, на основании отдельных договоров социального найма.

Указанное позволяет суду удовлетворить исковые требования Шадруновой Л.Б. в части признания квартир №... и №... одной квартирой и присвоить ей №....

В соответствии со статьёй 59 Жилищного кодекса Российской Федерации (её частями 1, 2 и 3) освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

Шадрунова Л.Б. с таким заявлением обратилась, однако в заключении договора купли-продажи ей было отказано со ссылкой на невозможность возмездной приватизации жилых помещений муниципального жилого фонда.

Такие же доводы представитель ответчика привёл в отзыве на исковое заявление и изложил в судебном заседании.

Однако суд полагает, что такие доводы основаны на неправильном толковании норм материального права.

Часть третья статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо указывает на то, что при отсутствии в коммунальной квартире нанимателей и (или) собственников, которые признаны или могут быть признаны в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, а также нанимателей и (или) собственников, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного человека менее нормы предоставления, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

Нормы Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» и Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» к правоотношениям, регулируемым частью 3 статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, не применимы, поскольку указанная норма предусматривает заключение договора купли-продажи по общим правилам гражданского оборота. Купля-продажа по смыслу приведённой правовой нормы не является приватизацией.

Поскольку обозначенные в Жилищном кодексе Российской Федерации условия, необходимые для предоставления Шадруновой Л.Б. освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире по договору купли-продажи, соблюдены, а стоимость жилого помещения определена в результате оценки, проведённой уполномоченным специалистом, суд полагает правильным удовлетворить требование истицы в полном объёме и возложить на ответчика обязанность заключить с Шадруновой Л.Б. договор купли- продажи жилого помещения – комнаты №... площадью <данные изъяты> квадратных метров в квартире №... дома №... по ... по цене не менее <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, ру­ко­во­дству­ясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

ре­шил:

Признать квартиры №... и №... в доме №... по ... одной квартирой, которой присвоить №....

Обязать администрацию муниципального образования Грязовецкое в срок до 01 сентября 2011 года заключить с Шадруновой Л.Б. договор купли- продажи жилого помещения – комнаты №... площадью <данные изъяты> квадратных метров в квартире №... дома №... по ... по цене не менее <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Су­дья Сотников И.А.

Мотивированное решение составлено 26 июля 2011 года.