о признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости и возложении обязанности назначить трудовую пенсию по старости с одновременной выплатой пенсии по инвалидности



Дело № 2-369/2011

РЕ­ШЕ­НИЕ

ИМЕ­НЕМ РОС­СИЙ­СКОЙ ФЕ­ДЕ­РА­ЦИИ

22 июля 2011 го­да г. Гря­зо­вец

Гря­зо­вец­кий рай­он­ный суд Во­ло­год­ской об­лас­ти в со­ста­ве су­дьи Сот­ни­ко­ва И.А.,

при сек­ре­та­ре Ка­сат­ки­ной Т.М.,

рас­смот­рев в от­кры­том су­деб­ном за­се­да­нии гра­ж­дан­ское де­ло по иску Китаева Ю.А. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязовецком районе о признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости и возложении обязанности назначить трудовую пенсию по старости с одновременной выплатой пенсии по инвалидности,

установил:

Китаев Ю.А. обратился в суд с иском к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязовецком районе о признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости и возложении обязанности назначить трудовую пенсию по старости с одновременной выплатой пенсии по инвалидности. В обоснование заявленного требования указывает следующее.

06 марта 2011 года он обратился к ответчику с заявлением, в котором просил назначить ему помимо пенсии по инвалидности трудовую пенсию по старости. Ответчик в таком назначении отказал, сославшись на недостижение заявителем возраста 55 лет и отсутствие требуемого страхового стажа 25 лет. Такой отказ, по мнению истца, является незаконным.

Со ссылкой на статью 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Китаев Ю.А. настаивает на удовлетворении иска, полагая, что все необходимые и предусмотренные законом условия для назначения ему трудовой пенсии по старости с одновременной выплатой пенсии по инвалидности соблюдены: его возраст <данные изъяты> лет, а страховой стаж – более 17 лет.

В судебном заседании истец Китаев Ю.А. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязовецком районе Разживина И.В. исковые требования не признала, в обоснование возражения привела следующие доводы.

Согласно выписки ВТЭ истец является инвалидом вследствие <данные изъяты>.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» инвалиды вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, имеют право на получение двух пенсий – пенсии по инвалидности, предусмотренной статьёй 15 настоящего Федерального закона, и трудовой пенсии по старости. Пенсия по инвалидности, предусмотренная статьёй 15 названного Закона, истцу назначена и выплачивается.

Согласно положениям статьи 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» пенсия по старости гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Данные положения имеют прямое и непосредственное действие на территории Российской Федерации, однако для разных категорий граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, они имеют различное правовое значение.

Из анализа правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет, имеет 25 лет страхового стажа и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Из материалов пенсионного дела истца следует, что к моменту обращения по поводу назначения второй пенсии – трудовой пенсии по старости Китаев Ю.А. достиг возраста <данные изъяты> лет и имеет страховой стаж 17 лет 10 месяцев 23 дня, соответственно право на трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у него отсутствует.

В иске просит отказать.

Суд, заслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 18 июля 2006 № 112-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В ранее действующей редакции данной нормы за указанной категорией граждан закреплялось право на получение пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.

Согласно пункту 2 названной статьи гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.

Согласно статье 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (введена Федеральным законом от 18 августа 2006 № 112-ФЗ) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), в порядке, предусмотренном статьями 30 – 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Суд не может согласиться с доводами истца о его праве на трудовую пенсию по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

Из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.

Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Из анализа приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года 3 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Из материалов дела следует, что к моменту обращения о наличии права на получение второй пенсии - трудовой пенсии по старости Китаев Ю.А. достиг <данные изъяты> лет, соответственно право на трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.3 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у истца отсутствует.

Таким образом, одновременное получение Китаевым Ю.А. пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах правовых оснований для назначения Китаеву Ю.А. второй пенсии - как трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не имеется, в связи с чем в иске должно быть отказано.

На основании изложенного, ру­ко­во­дству­ясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

ре­шил:

Исковые требования Китаева Ю.А. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязовецком районе о признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости и возложении обязанности назначить трудовую пенсию по старости с одновременной выплатой пенсии по инвалидности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Су­дья Сотников И.А.

Мотивированное решение составлено 27 июля 2011 года.