о возложении обязанности



РЕШЕНИЕ по делу №2-158/2011

Именем Российской Федерации

10 августа 2011 года. г. Грязовец.

Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе:

судьи: Качаловой Н.В.,

при секретаре: Ганичевой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Плахина В.О. к администрации муниципального образования Юровское, Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о возложении обязанности,

установил:

Плахин В. О. обратился в суд с иском к администрации МО Юровское о продлении права на получение меры социальной поддержки по обеспечению его жильем, <данные изъяты>. В обоснование иска указано, что <данные изъяты> за ним была закреплена жилая площадь по адресу: .... .../.../... он был призван на службу в ряды Российской армии. .../.../... закрепленное за ним жилое помещение сгорело. Как погорелец, он состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в администрации МО Юровское. Просит продлить его право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, <данные изъяты>.

Впоследствии в представленном суду заявлении Плахин В. О. требования дополнил, просил также обязать предоставить ему жилое помещение.

На основании определения суда от 25 марта 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент развития муниципальных образований Вологодской области, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Грязовецкого муниципального района.

В судебное заседание Плахин В. О. не явился. О рассмотрении дела уведомлялся.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Плахин Вл. О. просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика администрации МО Юровское по доверенности Глазова В. И. с иском не согласна. Суду пояснила, что Плахин В. О. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку жилое помещение, которое за ним было закреплено, было уничтожено пожаром полностью, ремонту и реконструкции не подлежит. Свободных жилых помещений в администрации нет. При принятии решения по делу просит учесть, что администрацией МО при принятии решения о признании истца нуждающимся в предоставлении жилого помещения не был учтен уровень его доходов, расчет малоимущности не производился. Не отрицала, что Плахин В. О. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по достижении возраста <данные изъяты> лет. Просит в удовлетворении иска к администрации отказать.

Представитель ответчика Департамента развития муниципальных образований Вологодской области в судебное заседание не явился. В представленном суду отзыве просил дело рассмотреть в свое отсутствие. По существу дела в отзыве на исковое заявление указано, что ч.7 ст.52 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. В соответствии с положениями ст.1 Закона Вологодской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан» принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма осуществляется органами местного самоуправления области. В ст.3 Закона области «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» определены категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которым могут быть предоставлены жилые помещения в соответствии с названным законом. К указанным категориям относятся – дети сироты, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 04 февраля 2011 года внесены изменения в Закон области «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области», которым приостановлено до 01 января 2012 года действие пп. «б»-«е» п.1 ч.1 ст. 3 указанного закона. Действует только пункт «а», которым предусмотрено, что претендовать на получение жилого помещения лица, отнесенные к указанной категории, вправе в случаях отсутствия закрепленного жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности. В соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба родителя или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно исковому заявлению Плахин В. О. родился .../.../..., т. е. в настоящее время его возраст составляет ... лет. Истец, находясь в возрасте до ... лет, в органы местного самоуправления с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включении в списки <данные изъяты> не обращался. В связи с этим истец не может по определению относиться к указанной категории лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди. Согласно ч.1 прим. ст.4 Закона области «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» в случае возникновения оснований для получения жилого помещения после достижения 18-летнего возраста, лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента возникновения оснований, но не позднее чем по достижению возраста 23 лет. Просит в иске к Департаменту отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Грязовецкого муниципального района Сенина И. Н. оставляет разрешение спора на усмотрение суда. Суду пояснила, что учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения ведется органами местного самоуправления поселений. Администрация района составляет сводный список <данные изъяты>, признанных в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилого помещения. Далее списки направляются в Департамент развития муниципальных образований Вологодской области. Есть одно необходимое условие – гражданин должен быть признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения до достижения возраста 23 лет. В имеющемся сводном списке Плахин В. О. не значится.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

<данные изъяты>

На основании решения Президиума исполнительного комитета Грязовецкого районного Совета народных депутатов от .../.../... №... Плахин В. О. был направлен в <данные изъяты>, за ним было закреплено жилое помещение в д...

Согласно представленным в дело документам, не оспаривается сторонами в судебном заседании, впоследствии на основании Постановления администрации МО Юровское от 22 мая 2001 года № 14 в МО Юровское была проведена инвентаризация адресного хозяйства, по результатам которой шестиквартирному дому в д.... присвоен новый адрес: ...; за Плахиным В. О. закреплена квартира №... в данном доме.

Указанное жилое помещение было уничтожено пожаром, произошедшим .../.../... года.

На основании заключения межведомственной комиссии №... от 19 мая 2011 года, вынесенного по результатам обследования сгоревшего жилого дома, в связи с пожаром, уничтожившим все конструкции дома, капитальный ремонт выполнять экономически нецелесообразно, жилые помещения в доме непригодны для проживания.

Согласно ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке; ….

Статья 5 указанного ФЗ предусматривает, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Статья 8 указанного выше ФЗ предусматривает дополнительные гарантии прав на жилое помещение.

В частности к ним отнесено следующее:

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Истец родился .../.../...; соответственно ... года ему исполнилось .../.../....

С заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении Плахин В. О. обратился в администрацию МО Юровское лишь .../.../...; ранее (до достижения им возраста ... лет) с подобными заявлениями истец в органы местного самоуправления не обращался.

Кроме того, закрепленное за истцом жилое помещение было признано непригодным для проживания .../.../... (также уже после достижения Плахиным В. О. возраста ... лет).

Исходя из указанных норм ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с его преамбулой, в связи с достижением истцом возраста 23 лет, он не может быть принят на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку действие указанного ФЗ на него уже не распространяется.

Этим ФЗ предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации (последний абзац ч.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Согласно ч. 1.1 ст. 4 Закона Вологодской области «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» в случае возникновения оснований для получения жилого помещения после достижения 18-летнего возраста лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента возникновения оснований, но не позднее чем до достижения возраста 23 лет.

Таким образом, в соответствии с указанным нормативно-правовым актом Плахин В. О. утратил право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку к моменту обращения за постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении уже достиг возраста ... лет, а закрепленное за ним жилое помещение, было признано непригодным для проживания также после достижений истцом возраста ... лет.

Законодательством Вологодской области, как и законодательством РФ, не предусмотрена возможность продления права на получение указанной меры социальной поддержки.

Как разъяснил Конституционный Суд РФ (определение от 19 октября 2010 года №1282-О-О), ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Абз.4 ст.1 названного ФЗ определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (п.1 ст.54 Семейного кодекса РФ), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного ФЗ на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного ФЗ не распространяется.

Таким образом, требования Плахина В. О. о продлении срока и восстановлении его права быть принятым на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицу, относящемуся к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, и предоставлении ему по этому основанию жилого помещения не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.

Также в дополнительно представленном суду заявлении Плахин В. О. просил обязать администрацию МО Юровское предоставить ему жилое помещение (без ссылки на нормы законодательства, регулирующего отношения в сфере социальной защиты детей-сирот).

На данное обстоятельство также указывал представитель истца в судебном заседании, уточняя, что жилое помещение, в котором зарегистрирован Плахин В. О. уничтожено пожаром, для проживания непригодно, иного жилого помещения Плахин В. О. не имеет.

В соответствии с п.16 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства относится к вопросам местного значения, которые находятся исключительно в ведении соответствующего поселения.

Как разъяснил Конституционный суд РФ, что согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (Определение от 26 мая 2011 года №643-О-О).

И, как далее указано в этом Определении, что вместе с тем для ряда случаев, предусмотренных ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В соответствии с ч.2 ст.49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Таким образом, в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, жилое помещение может быть предоставлено в случае признания гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принятии такого гражданина на учет органом местного самоуправления в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения.

Плахин В. О. в силу ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ является нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обратился в администрацию МО Юровское с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, администрацией МО Юровское был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

однако для удовлетворения судом требования Плахина В. О. о предоставлении ему жилого помещения необходимо соблюдение еще одного предусмотренного законом обязательного условия – признание истца малоимущим.

В соответствии со ст.49 ч.2 Жилищного кодекса РФ малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Применению подлежит закон Вологодской области №1306-ОЗ от 29 июня 2005 года (с последующими изменениями) «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».

В соответствии со ст.2 указанного закона области доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.3 данного закона области в расчет дохода, приходящегося на каждого члена семьи, включается денежное довольствие военнослужащих, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации. Все виды доходов учитываются в месяце фактического получения, который входит в расчетный период.

В соответствии со ст.4 этого закона расчетным периодом признан период, равный 6 месяцам. Совокупный доход семьи в расчетном периоде определяется как произведение среднемесячного размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи в расчетном периоде, на количество месяцев в расчетном периоде и количество членов семьи. Для определения среднемесячного дохода каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина сумма доходов, полученных в течение расчетного периода, каждого члена семьи делится на число месяцев, в течение которых он имел эти доходы.

Какого-либо имущества, подлежащего в соответствии с законом учету при расчете малоимущности, Плахин В. О. не имеет, о чем представлены соответствующие справки.

Истцом суду представлены справки о размере дохода.

В соответствии с представленными данными доход истца за 6 месяцев составил <данные изъяты>

В соответствии со ст.7 указанного выше закона области органы местного самоуправления ежегодно устанавливают расчетные показатели рыночной стоимости приобретения жилья по норме предоставления жилья по договору социального найма. Расчетный показатель определяется как результат произведения нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемой органами местного самоуправления, количества членов семьи и средней рыночной стоимости по муниципальному образованию области 1 кв. м типового жилья, соответствующего нормам благоустройства данного муниципального образования области. Полученный показатель составляет размер денежных средств, необходимых семье для приобретения на территории муниципального образования жилья по норме не ниже нормы предоставления.

На территории МО Юровское установленная норма предоставления жилого помещения равна 13 кв.м общей площади жилого помещения на 1 человека.

Показатели рыночной стоимости приобретения жилья администрацией МО Юровское не устанавливались.

В связи с этим подлежит применению Постановление администрации Грязовецкого муниципального района №335 от 21 июля 2011 года, которым установлена стоимость 1 кв. м общей площади жилого помещения при покупке жилья на вторичном рынке по району.

Судом при расчете применяется стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения равная 20000 руб.

Стоимость жилого помещения по норме предоставления в рассматриваемом случае составит 13 кв. м х 20000 руб. = 260000 руб.

Согласно ст.8 закона указанного выше закона области малоимущими не признаются граждане, размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, которых позволяет приобрести жилое помещение по норме не ниже нормы предоставления, средней рыночной стоимости по муниципальному образованию области 1 кв. м типового жилья, соответствующего нормам благоустройства данного муниципального образования области.

Кроме того, данной нормой закона регламентировано, что при определении возможности приобретения жилого помещения учитывается возможность накопления недостающих средств на период более 5 лет.

Размер недостающих средств определяется как разница между расчетным показателем рыночной стоимости приобретения жилья по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма и стоимостью имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

При определении возможности накопления недостающих на приобретение жилого помещения средств не учитывается доход, приходящийся на каждого члена семьи в размере двукратной величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения, установленным Правительством области.

Постановлением Правительства Вологодской области от 11 июля 2011 года №812 установлена величина прожиточного минимума для трудоспособного населения – 7292 руб.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Т. е. примерно чуть более 1 года требуется Плахину В. О. с учетом имеющегося у него дохода для приобретения жилого помещения по норме предоставления.

А в соответствии с нормами действующего законодательства, приведенными выше, необходимо, чтобы такой период составлял более 5 лет.

Таким образом, Плахин В. О. не может быть в настоящее время признан малоимущим, а признание гражданина малоимущим является необходимым условием предоставления жилого помещения по основаниям, указанным в ч.2 ст.49 Жилищного кодекса РФ.

Как разъяснил Конституционный Суд РФ в определении от 12 апреля 2011 года № 551- О-О в силу ч.2 и ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.

Таким образом, в силу указанных выше обстоятельств, установленных судом, законных оснований для обязания ответчиков предоставить Плахину В. О. жилое помещение не имеется в полном объеме, поскольку для предоставления жилого помещения ему, <данные изъяты>, и без учета его малоимущности, необходимо соблюдение обязательного условия – признание нуждающимся в жилом помещении до достижения возраста ... лет (что не соблюдено в данном случае), а для предоставления жилого помещения в связи с тем, что жилое помещение, которое за ним закреплено и в котором он зарегистрирован по месту жительства признано непригодным для проживания – необходимо признание его малоимущим (что также не соблюдено в рассматриваемом случае).

Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебном решении» в соответствии с ч.3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч.2 ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Согласно п.6 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ в силу ст.157Гражданского процессуального кодекса РФ одним из основных принципов судебного разбирательства является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании.

Поскольку в настоящее время законных оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, в удовлетворении исковых требований Плахину В. О. следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

решил:

Плахину В.О. в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования Юровское и Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о продлении права быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицу, <данные изъяты>, и о предоставлении жилого помещения – отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья – Качалова Н. В.

Мотивированное решение составлено 15 августа 2011 года