о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости



Дело № 2-375/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 августа 2011 года г. Грязовец

Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе судьи Сотникова И.А.,

при секретаре Касаткиной Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козиной Е.А. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязовецком районе о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости,

установил:

Козина Е.А. обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязовецком районе о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, ссылаясь на то, что 06 июня 2011 года она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с достижением необходимого для этого стажа работы. .../.../... ответчик отказал ей в назначении пенсии, так как исключил из стажа периоды работы пионерской вожатой с 09 июля 1983 года по 11 августа 1983 года и воспитателем с 10 июля 1984 года по 04 августа 1984 года в <данные изъяты> . Считает такой отказ незаконным, необоснованным и нарушающим её права на получение достойного пенсионного обеспечения. В связи с этим просит признать незаконным решение государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязовецком районе от .../.../... №... и обязать ответчика зачесть указанные выше периоды работы в специальный стаж, назначив пенсию со дня обращения – 06 июня 2011 года.

В судебном заседании истица Козина Е.А. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязовецком районе Разживина И.В. в судебном заседании исковые требования не признала, в обоснование привела следующие доводы.

Оспариваемые истицей периоды работы в должности пионервожатой и воспитателя в <данные изъяты> не включены в специальный стаж истицы, так как указанные должности и учреждение не предусмотрены Списком профессий и должностей, утверждённым постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, а также ранее действовавшими списками 1991 и 1999 годов.

На основании ранее действовавшего постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 работа пионерской вожатой действительно засчитывалась в выслугу лет. Однако, согласно разъяснениям Министерства труда и социального развития РФ от 17 октября 2003 года № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в том числе педагогическим работникам, применяются правила подсчёта трудового стажа, установленного законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), если с учётом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативно-правового акта полностью выработал необходимый общий или специальный стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В противном случае исчисление трудового стажа производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления назначаемой пенсии.

Кроме того, в Положении о порядке исчисления стажа …, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 указано, что работа в должности пионерской вожатой засчитывается при работе в пионерских лагерях. <данные изъяты> в данном Положении и Списке не поименован.

Работа воспитателем в оздоровительных лагерях не засчитывалась в стаж для досрочного назначения пенсии и в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

С учётом вышеизложенного стаж работы Козиной Е.А. на соответствующих видах работ составил 24 года 10 месяцев 5 дней, при требуемом по ст. 27 п.1.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» специальном стаже 25 лет.

В иске просит отказать.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и усматривается из материалов дела, что Козина Е.А. 06 июня 2011 года обратилась в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязовецком районе за досрочным назначением трудовой пенсии по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязовецком районе от .../.../... №... в досрочном назначении пенсии истице отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 12 статьи 30 названного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчёта государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального Закона.

До принятия постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 на педагогических работников распространялись постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 и постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067.

Согласно пункту 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года за № 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, при соблюдении условия, установленного пунктом 3, то есть если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию.

Этим же пунктом Положения от 17 декабря 1959 года №1397 предусматривалось также, что в стаж работы учителей и других работников просвещения включается работа по специальности во внешкольных детских учреждениях.

В соответствии со статьёй 5 «Основ законодательства Союза СССР и союзных республик о народном образовании» от 19 июля 1973 года в систему народного образования входило внешкольное воспитание детей.

Пунктом 3.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», принятого в соответствии с постановлением от 17 декабря 1959 года №1397, установлено, что к работе по специальности во внешкольных детских учреждениях относится работа в качестве руководителя или заместителя руководителя этих учреждений и других (то есть перечень не закрытый). В свою очередь к внешкольным детским учреждениям относятся, в том числе, пионерские лагеря.

В соответствии с Перечнем учебных заведений, учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в педагогический стаж работников просвещения (Приложение № 5 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года № 94), в разделе 1 «Наименование учебных заведений, учреждений и организаций» предусмотрены внешкольные детские учреждения (согласно номенклатуре), а в разделе 1 «Наименование должностей» предусмотрены воспитатели.

Номенклатурой внешкольных учреждений, являющейся приложением к Приказу Министерства просвещения СССР от 14 ноября 1986 года № 227, были предусмотрены пионерские лагеря.

В судебном заседании установлено, что с 20 сентября 1984 года по настоящее время истица осуществляет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, занимая должности, предусмотренные Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, в связи с чем ответчиком засчитан специальный стаж Козиной Е.А. на день её обращения за назначением пенсии – 24 года 10 месяцев 05 дней.

Также судом установлено и усматривается из материалов дела, что в периоды с 09 июля 1983 года по 11 августа 1983 года и с 10 июля 1984 года по 04 августа 1984 года истица работала в должностях пионерской вожатой и воспитателя, соответственно, в <данные изъяты>.

На день обращения за назначением пенсии более 2/3 педагогического стажа Козиной Е.А. приходится на работу в учреждениях и в должностях, работа в которых даёт право на досрочное назначение пенсии.

Исходя из указанных нормативных актов, суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды с 09 июля 1983 года по 11 августа 1983 года и с 10 июля 1984 года по 04 августа 1984 года истица осуществляла педагогическую деятельность, которая подлежит включению в стаж для досрочного назначения пенсии.

Такой вывод суда основывается также и на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении № 18-П от 15 июня 1998 года и в определении № 320-О от 05 ноября 2002 года.

Учитывая, что при суммировании спорных периодов, подлежащих зачёту в специальный стаж истицы, такой стаж составляет более 25 лет, требование о возложении на ответчика обязанности назначить Козиной Е.А. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с 06 июня 2011 года, является обоснованным.

В соответствии со статьёй 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации понесённые истицей расходы на уплату государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей подлежат возмещению за счёт ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать решение государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязовецком районе от .../.../... №..., отказавшего Козиной Е.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, недействительным и не порождающим правовых последствий с момента его принятия.

Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязовецком районе зачесть в специальный педагогический стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости Козиной Е.А. период работы в должностях пионерской вожатой и воспитателя в <данные изъяты> с 09 июля 1984 года по 11 августа 1984 года и с 10 июля 1984 года по 04 августа 1984 года.

Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязовецком районе рассмотреть вопрос досрочного назначения трудовой пенсии Козиной Е.А. со дня её обращения за назначением пенсии – с 06 июня 2011 года.

Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязовецком районе в пользу Козиной Е.А. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в срок 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Сотников И.А.

Мотивированное решение составлено 09 августа 2011 года.