о признании недействительными результатов межевания, признании недействительным постановления главы администрации и возложении обязанности



Дело № 2-150/2011

РЕ­ШЕ­НИЕ

ИМЕ­НЕМ РОС­СИЙ­СКОЙ ФЕ­ДЕ­РА­ЦИИ

26 августа 2011 го­да г. Гря­зо­вец

Гря­зо­вец­кий рай­он­ный суд Во­ло­год­ской об­лас­ти в со­ста­ве су­дьи Сот­ни­ко­ва И.А.,

при сек­ре­та­ре Соколовой А.В.,

рас­смот­рев в от­кры­том су­деб­ном за­се­да­нии гра­ж­дан­ское де­ло по иску Клестовой В.А., Коноплёвой М.А. и Полевого И.Л. к Ефимовой А.А. и администрации Грязовецкого муниципального района о признании недействительными результатов межевания, признании недействительным постановления главы администрации и возложении обязанности,

установил:

Клестова В.А., Коноплёва М.А. и Полевой И.Л. обратились в суд с иском к Ефимовой А.А. о признании недействительными результатов межевания и к администрации Грязовецкого муниципального района о признании недействительным постановления главы администрации Грязовецкого муниципального района от .../.../... №... и возложении обязанности, ссылаясь на то, что в соответствии с завещанием от .../.../... М. завещала своим дочерям Коноплёвой М.А., Евстигнеевой А.А., Митюковой (Клестовой) В.А. и Ефимовой А.А. в равных долях принадлежавший ей дом, расположенный в .... В настоящее время дом имеет адрес: ....

После смерти М. .../.../... данное наследство было принято всеми дочерьми, поскольку они вступили во владение указанным домом, приняли меры по обеспечению его сохранности. Однако позднее Ефимова А.А. стала чинить препятствия в пользовании домом другим наследникам, в связи с чем в 1986-1987 годах Коноплёва М.А., Евстигнеева А.А. и Митюкова А.А. за свой счёт и своими силами увеличили площадь данного жилого дома, пристроив дополнительные помещения. В результате такой достройки жилой дом фактически стал состоять из двух изолированных частей, каждую из которых имелась возможность эксплуатировать самостоятельно.

В 1992-1993 годах Ефимовой А.А., Коноплёвой М.А., Евстигнеевой А.А. и Митюковой В.А. в ... были выделены в собственность земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства площадью <данные изъяты> га, <данные изъяты> га, <данные изъяты> га и <данные изъяты> га, соответственно. Границы земельных участков первоначально в соответствии с требованиями земельного законодательства не устанавливались. По сложившемуся порядку Коноплёва М.А., Евстигнеева А.А., Митюкова (Клестова) В.А. совместно использовали земельный участок площадью <данные изъяты> га, граничащий с земельным участком площадью <данные изъяты> га, использующимся Ефимовой А.А. Граница между данными земельными участками условно определялась линией, разграничивающей две части жилого дома, в настоящее время имеющего указанный выше адрес, а также забором.

Достоверно зная о сложившемся порядке пользования земельными участками Ефимова А.А. в 2007 году, не поставив в известность иных участников процедуры межевания о наличии владельцев (пользователей) земельного участка, смежного с её земельным участком, провела межевание с привлечением специалистов ОАО «ВологдаТИСИЗ». В результате такого межевания была необоснованно увеличена площадь её участка до <данные изъяты> кв.м, вместо выделявшихся ей <данные изъяты> га. При этом в ходе межевания часть земельного участка под всем вышеуказанным жилым домом незаконно полностью была включена в границы земельного участка Ефимовой А.А. О проводившемся межевании Коноплёва М.А., Митюкова (Клестова) В.А. и Полевой И.Л., являющийся единственным наследником Евстигнеевой А.А., умершей .../.../..., в нарушение положений Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утверждённых Росземкадастром 17 февраля 2003 года, и Инструкции по межеванию земель, утверждённой Роскомземом 08 апреля 1996 года, извещены не были.

Таким образом, согласование и установление границ земельного участка Ефимовой А.А. с кадастровым №... по адресу: ..., было проведено с грубым нарушением положений вышеуказанных актов.

На основании данных результатов межевания земельного участка главой администрации Грязовецкого муниципального района 31 октября 2007 года было принято постановление №... «Об уточнении площади земельного участка», в соответствии с пунктом 1 которого постановлено считать общую площадь предоставленного в собственность Ефимовой А.А. земельного участка с кадастровым №... по адресу: ... равной <данные изъяты> кв.м.

О вышеуказанных действиях Ефимовой А.А. и о принятом главой администрации Грязовецкого муниципального района постановлении №... от 31 октября 2007 года истцам стало известно лишь в начале декабря 2010 года.

Истцы полагают, что действиями Ефимовой А.А. по организации работ по межеванию её земельного участка были нарушены их права как владельцев смежного земельного участка, так как это привело к уменьшению его площади. Кроме того, они утратили имевшееся у них до межевания право пользования частью земельного участка, на котором расположена принадлежащая им часть дома.

Со ссылкой на статью 304 Гражданского кодекса РФ настаивают на удовлетворении иска.

В судебном заседании представители соистцов Клестовой В.А. и Коноплёвой М.А. адвокат Музыкантов Ю.А. и Полысалова И.А., соответственно, исковые требования поддержали по доводам искового заявления.

Истец Полевой И.Л. также в судебном заседании на иске настаивал, дополнительно указал, что Ефимовой А.А. были достоверно известны: дата смерти Евстигнеевой А.А., так как она присутствовала на похоронах, наличие у Евстигнеевой А.А. наследников и их место жительства, которое не менялось с 2004 года. Несмотря на это она скрыла имевшиеся у неё сведения от организации, выполнявшей межевые работы, сообщив заведомо ложные сведения о том, что наследники Евстигнеевой А.А. не приняли наследственное имущество и их место жительства ей неизвестно.

Представитель Ефимовой А.А. по доверенности Гасилин А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, в обоснование указал следующее.

После смерти М. .../.../... официально (в соответствии с частью первой статьи 1152 ГК РФ) никто из наследников имущество не принял. Только Ефимова А.А. приняла меры по сохранению наследственного имущества, вступила во владение домом, произвела за свой счёт расходы на его содержание – осуществляла страхование строения и уплату налогов.

Проведённое Ефимовой А.А. в 2007 году межевание было осуществлено в рамках закона и права владельцев смежных земельных участков не нарушило. Смежным землепользователем являлась только Евстигнеева А.А., которая умерла, а наследники в права наследования не вступили, о чём свидетельствует справка №..., выданная администрацией муниципального образования Юровское 25 сентября 2007 года. Увеличение земельного участка Ефимовой А.А. произошло за счёт присоединения земель, находящихся под хозяйственными постройками, принадлежащими Ефимовой А.А. Смежные собственники межевание своих земельных участков не проводили, границы земельных участков истцов не установлены, в связи с этим отсутствуют основания полагать, что права истцов на земельные участки были нарушены в результате проведённого Ефимовой А.А. межевания принадлежащего ей земельного участка. В связи с этим постановление главы администрации Грязовецкого муниципального района от 31 октября 2007 года №... является законным и не может быть отменено. В иске просит отказать.

Представитель ответчика администрации Грязовецкого муниципального района по доверенности Зубкова Ю.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, обратилась с заявлением о рассмотрении дела в её отсутствие; доводы и возражения по существу иска суду не представила.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика администрации муниципального образования Юровское Глазова В.И. в судебное заседание не явилась, обратилась с заявлением о рассмотрении дела в её отсутствие, в котором также указала, что межевые работы земельного участка Ефимовой А.А. проведены в соответствии с имеющимися документами на землю и жилой дом №... по улице .... При этом указанный дом по документам является одноквартирным и поэтому при межевании был отнесён на один земельный участок. Увеличение земельного участка Ефимовой А.А. произошло за счёт земель населённого пункта.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ФБУ «Земельная кадастровая палата» Богомазова Е.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, обратилась с заявлением о рассмотрении дела в её отсутствие.

В ранее представленном письменном отзыве по существу иска указано, что ФБУ «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области выполняет функции по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учёту недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесённых в государственный кадастр недвижимости. Предмет спора, разрешаемый в настоящем деле, не входит в компетенцию учреждения.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из государственного акта на право собственности на землю <данные изъяты> на имя Ефимовой А.А. следует, что принадлежащий ответчице земельный участок общей площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: ..., граничит с земельным участком Евстигнеевой А.А., умершей .../.../....

В октябре 2007 года по инициативе Ефимовой А.А. было проведено межевание принадлежащего ей земельного участка с целью установления на местности его границ и уточнения площади.

Согласно разделу 2 Инструкции по межеванию земель, утверждённой Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08 апреля 1996 года (далее также – Инструкция), межевание земель, среди прочего, включает в себя: уведомление собственников, владельцев и пользователей размежёвываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежёвываемых земельных участков.

Разделом 8 Инструкции предусмотрено, что собственники, владельцы и пользователи размежёвываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ. Извещения вручаются под расписку с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в 2 экземплярах, один экземпляр из которых подшивается в межевое дело.

Установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежёвываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке. Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежёвываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем – производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города) (раздел 9 Инструкции).

Аналогичные требования закреплены в подпункте 3 пункта 6, подпункте 4 пункта 9.1, пунктах 11, 12, 14.1 и 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утверждённых руководителем Федеральной службы земельного кадастра России17 февраля 2003 года.

Указанное регулирование процедуры межевания направлено на обеспечение взаимных интересов собственников смежных земельных участков.

В судебном заседании установлено, что собственник смежного земельного участка Евстигнеева А.А. не уведомлялась о дате и времени проведения межевания, поскольку умерла .../.../....

В материалах землеустроительного дела имеется датированная 25 сентября 2007 года справка №..., подписанная землеустроителем муниципального учреждения «Администрация муниципального образования Юровское» Беловой Л.Д., из содержания которой следует, что наследники Евстигнеевой А.А. в права наследования не вступили.

В судебном заседании Белова Л.Д. пояснила суду, что указанная справка была выдана со слов Ефимовой А.А.; документы, подтверждающие как сам факт смерти Евстигнеевой А.А, так и дату её смерти, Ефимова А.А. не предоставляла, дату смерти не называла.

Работы по межеванию принадлежащего ответчице земельного участка были начаты 13 сентября 2007 года и фактически завершены 23 октября 2007 года.

31 октября 2007 года главой администрации Грязовецкого муниципального района было принято постановление №..., которым установлена площадь земельного участка с кадастровым №..., расположенного по адресу: ... и принадлежащего Ефимовой А.А. – <данные изъяты> кв.м.

Между тем, ни в момент начала работ по межеванию земельного участка, ни ко дню их окончания, срок для принятия наследства, установленный частью первой статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, не истёк.

Судом также достоверно установлено, что Ефимовой А.А. была известна дата смерти Евстигнеевой А.А., однако она не поставила об этом в известность администрацию муниципального образования Юровское и не сообщила межевой организации никаких сведений о месте жительства потенциальных наследников, хотя такими сведениями, учитывая родственные связи, располагала.

Наследник Евстигнеевой А.А. Полевой И.Л. о проведении межевания не уведомлялся, а содержащаяся в межевом деле информация о бесхозяйности земельного участка, смежного с размежёвываемым земельным участком Ефимовой А.А., не соответствует действительности.

С учётом изложенных обстоятельств, а также принимая во внимание, что конфигурация земельного участка Ефимовой А.А., установленная по результатам оспариваемого межевания, существенно отличается от конфигурации земельного участка, отражённой в государственном акте на право собственности на землю <данные изъяты>, суд приходит к выводу о существенном характере нарушений, допущенных при проведении межевания земельного участка ответчицы, которые влекут за собой недействительность результатов такого межевания.

Постановление администрации Грязовецкого муниципального района от 31 октября 2007 года №..., как основанное на недействительных результатах межевания, также подлежит отмене.

Издание администрацией Грязовецкого муниципального района отдельного постановления, отменяющего оспариваемое постановление, не требуется, в связи с чем в этой части требования следует отказать.

В соответствии со статьёй 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации понесённые Полевым А.Л. расходы на уплату государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей подлежат возмещению за счёт ответчиков.

На основании изложенного, ру­ко­во­дству­ясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

ре­шил:

Результаты проведённого 23 октября 2007 года размежевания земельного участка с кадастровым №..., расположенного по адресу: ... и находящегося в собственности Ефимовой А.А., признать недействительными.

Признать недействительным постановление главы администрации Грязовецкого муниципального района №... от 31 октября 2007 года «Об уточнении площади земельного участка».

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Ефимовой А.А. в пользу Полевого И.Л. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины <данные изъяты> рублей.

Взыскать с администрации Грязовецкого муниципального района в пользу Полевого И.Л. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Су­дья Сотников И.А.

Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2011 года.