РЕШЕНИЕ по делу №2-259/2011 Именем Российской Федерации 24 августа 2011 года. г. Грязовец. Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе: судьи: Качаловой Н.В., при секретаре: Ганичевой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Груздева З.Н. к администрации муниципального образования Грязовецкое о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, установил: Груздев З. Н. обратился в суд с иском к администрации МО Грязовецкое о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. <данные изъяты>. Постановлением главы администрации Грязовецкого муниципального района от 16 мая 2007 года за №727 за ним была закреплена жилая площадь по адресу: .... Актом межведомственной комиссии от 11 ноября 2010 года за № 41 закрепленное за ним жилое помещение признано непригодным для проживания. .../.../... он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в администрации МО Грязовецкое. .../.../... от МО Грязовецкое он получил уведомление о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Просит обязать администрацию МО Грязовецкое принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В судебное заседание Груздев З. Н. не явился. О рассмотрении дела уведомлялся. Представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель ответчика администрации МО Грязовецкое по доверенности Мартынова О. В. просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему. На основании решения Грязовецкого районного суда от 02 апреля 2007 года А. лишена родительских прав .... На основании решения Грязовецкого районного суда от 31 марта 2008 года Н. лишен родительских прав .... На основании постановления администрации Грязовецкого муниципального района от 16 мая 2007 года <данные изъяты> за ним было закреплено жилое помещение по адресу: .... Согласно ч.2 ст.49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения (Определение Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 года №551-О-О). И, как далее указал Конституционный Суд РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п.3 ч.1 ст.14, п.3 ч.2 ст.52 Жилищного кодекса РФ), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. В силу ч.7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. При этом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 Жилищного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч.2 ст.52 Жилищного кодекса РФ). На основании заключения межведомственной комиссии №... от .../.../... жилое помещение по адресу: ..., закрепленное в установленном законом порядке за Груздевым З. Н., признано непригодным для проживания. Иного жилого помещения, кроме указанного, истец не имеет. В силу ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ Груздев З. Н. нуждается в жилом помещении. 1. В соответствии с приведенной выше ч.2 ст.49 Жилищного кодекса РФ не все нуждающиеся в жилом помещении, а лишь малоимущие граждане имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда. При этом малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч.2 ст.49 Жилищного кодекса РФ). Применению подлежит закон Вологодской области №1306-ОЗ от 29 июня 2005 года (с последующими изменениями) «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда». Согласно ст.2 указанного закона области расчет дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина, производится на основании сведений о составе семьи и доходах членов семьи, указанных в заявлении о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма. Доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Виды доходов, учитываемые при расчете в целях признания гражданина малоимущим, определены ст.3 этого же закона области. Ни при обращении в администрацию МО Грязовецкое с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, ни в суд Груздевым З. Н. не представлено документов, подтверждающих уровень доходов. В установленном законом порядке Груздев З. Н. не признан малоимущим. В соответствии со ст. 56 ч.1, ст. 57 ч.1 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обоснованности своих требований лежит на истце. Таким образом, по этому основанию (ч.2 ст.49 Жилищного кодекса РФ) Груздев З. Н. не может быть принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. 2. Требование закона в силу ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ о необходимости признания гражданина малоимущим не требуется, если речь идет о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке; …. Статья 5 указанного ФЗ предусматривает, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Статья 8 указанного выше ФЗ предусматривает дополнительные гарантии прав на жилое помещение. В частности к ним отнесено следующее: - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм; - дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Истец родился .../.../...; соответственно к моменту обращения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении он не достиг возраста 23 лет (<данные изъяты>). Кроме того, закрепленное за истцом жилое помещение было признано непригодным для проживания .../.../... (также до достижения Груздевым З. Н. возраста 23 лет). Исходя из указанных норм ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с его преамбулой, до достижения истцом возраста 23 лет, он может быть принят на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку действие указанного ФЗ на него еще распространяется. Этим ФЗ предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации (последний абзац ч.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Согласно ч. 1.1 ст. 4 Закона Вологодской области «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» в случае возникновения оснований для получения жилого помещения после достижения 18-летнего возраста лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента возникновения оснований, но не позднее чем до достижения возраста 23 лет. Таким образом, в соответствии с указанным нормативно-правовым актом Груздев З. Н. не утратил право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку к моменту обращения за постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не достиг возраста 23 лет, а закрепленное за ним жилое помещение, было признано непригодным для проживания также до достижения истцом возраста 23 лет. Как разъяснил Конституционный Суд РФ (определение от 19 октября 2010 года №1282-О-О), ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Абз.4 ст.1 названного ФЗ определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (п.1 ст.54 Семейного кодекса РФ), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного ФЗ на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан). Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст. 3 ч.1 п. «в» Закона Вологодской области «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» к категориям граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которым могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма, относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иных организациях, при прекращении опеки (попечительства), в том числе по окончании пребывания их в приемной семье, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы в случае признания закрепленного за ними жилого помещения непригодным для проживания. Действие данной нормы (п. «в» ч.1 ст. 3 Закона области, указанного в предыдущем абзаце) приостановлено до 01 января 2012 года на основании Закона Вологодской области от 02 февраля 2011 года № 2463. Действие ст.4 Закона Вологодской области «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» не приостанавливалось. Так, согласно этой норме закона (последний абзц ч.1 ст.4) в случае возникновения оснований для получения жилого помещения после достижения 18-летнего возраста лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента возникновения оснований, но не позднее чем до достижения возраста 23 лет. Данной нормой определен момент принятия на учет в качестве нуждающихся – возникновение оснований (в данном случае – признание жилого помещения непригодным для проживания), но не позднее 23 лет. Кроме того, основания, в соответствии с которыми Груздев З. Н. признается нуждающимся в жилом помещении, возникли до приостановления действия п. «в» ч.1 ст. 3 Закона области «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» , возникли до принятия закона о приостановлении действия указанного пункта ч.1 ст.3 (жилое помещение признано непригодным для проживания 11 ноября 2010 года). Приостановление действия закона в части предоставления жилых помещений (дословно: «могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма»), не исключает принятие на учет в качестве нуждающегося в предоставлении такого жилого помещения, учитывая ограниченный временной период, в течение которого данные граждане могут быть признаны нуждающимися в жилом помещении по этому основанию. Иное толкование привело бы к ущемлению прав и законных интересов лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку как выше уже указывалось и на что обращалось внимание Конституционным Судом РФ в определении от 19 октября 2010 года №1282 –О-О, правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст.53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В акте обследования межведомственной комиссией 11 ноября 2010 года жилого помещения истца указано, что на протяжении нескольких лет жилое помещение не содержится на должном уровне, в связи в этим утрачены характеристики конструкций дома, полное несоответствие эксплуатационных характеристик конструкций оборудования жилых помещений санитарно-гигиеническим параметрам. Согласно ч.2 ст.61 Жилищного кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Решением Грязовецкого районного суда от 16 июня 2011 года по делу по иску администрации МО Грязовецкое к А. и Груздеву З. Н. о возложении обязанности отремонтировать жилое помещение в иске к Груздеву З. Н. было отказано ввиду того, что он не должен отвечать перед наймодателем за ущерб, причиненный действиями (бездействием) ФИО23 которая обязана произвести ремонт квартиры. При этом судом не установлено оснований для применения к рассматриваемому спору ст.53 Жилищного кодекса РФ. Таким образом, Груздев З. Н. имеет право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как разъяснил Конституционный Суд РФ в определении от 12 апреля 2011 года №551-О-О, факт принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законодательством оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Поскольку в соответствии с нормами действующего законодательства (о чем указано выше), ведение учета нуждающихся в жилом помещении, независимо от оснований предоставления жилых помещений по договорам социального найма, ведется органами местного самоуправления, следует обязать администрацию МО Грязовецкое принять Груздева З. Н. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В силу ч.1 ст.1 Закона области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма …» принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма осуществляется органами местного самоуправления области. Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебном решении» в соответствии с ч.3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч.2 ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ. Согласно п.6 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ в силу ст.157 Гражданского процессуального кодекса РФ одним из основных принципов судебного разбирательства является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд решил: Обязать администрацию муниципального образования Грязовецкое принять Груздева З.Н., отнесенного к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Судья – Качалова Н.В. Мотивированное решение составлено 29 августа 2011 года Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 12 октября 2011 г. решение суда оставлено без изменения, кассационная жалоба администрации МО Грязовецкое без удовлетворения.