РЕШЕНИЕ по делу № 2-509/2011 Именем Российской Федерации 05 октября 2011 года г.Грязовец Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе: судьи – Скачедуб М.В., при секретаре – Касаткиной Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нюниной А.В. к администрации муниципального образования Комьянское и к администрации Грязовецкого муниципального района о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, установил: Нюнина А.В. обратилась в суд с иском к администрации МО Комьянское и к администрации Грязовецкого муниципального района о предоставлении мер социальной поддержки. В обоснование своих требований указала, что она является ветераном, вдовой участника Великой Отечественной войны. Решением жилищной комиссии было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, так как она ухудшила свои жилищные условия. С данным решением комиссии не согласна. Просит суд обязать администрацию МО Комьянское признать ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Кроме того, просит обязать администрацию Грязовецкого муниципального района обеспечить мерами социальной поддержки. В судебном заседании истица Нюнина А.В. заявленные требования поддержала, суду пояснила, что узнала об Указе Президента «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» только после того, как подарила принадлежавшие ей доли в праве собственности на жилые помещения. В настоящее время она зарегистрирована и проживает в квартире внуков одна, оплачивает за квартиру коммунальные услуги, в летний период проживает в .... Так как внуки могут в любое время распорядиться принадлежащей им квартирой и выселить ее, просит признать ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и обязать администрацию Грязовецкого муниципального района обеспечить мерами социальной поддержки. Представитель Нюниной А.В. – Гришина Е.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании требования Нюниной А.В. поддержала, просит их удовлетворить. Суду пояснила, что по состоянию здоровья Нюниной А.В. трудно проживать летом одной в деревне, так как нужно носить воду с реки и топить печь. Нюнина А.В. хотела бы проживать поближе к детям, но иметь при этом отдельное жилое помещение, чтобы никого не обременять своим присутствием. Представитель ответчика администрации МО Комьянское и представитель ответчика администрации Грязовецкого муниципального района Сарибекян О.В. оставляет разрешение требований на усмотрение суда. При этом указала, что считает отказ администрации МО Комьянское в постановке Нюниной А.В. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения со ссылкой на ст.53 ЖК РФ законным и обоснованным. Также пояснила, что в случае признания администрацией МО Комьянское Нюниной А.В. нуждающейся в предоставлении жилого помещения, она все-равно бы не была включена в сводные списки для предоставления мер социальной поддержки, так как отсутствуют основания для признания ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Суд, исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему. Нюнина А.В., .../.../... года рождения, согласно имеющимся в материалах дела копиям документов, имеет право на льготы и преимущества, установленные для жен погибших военнослужащих. Согласно справке администрации МО Комьянское Нюнина А.В. зарегистрирована по месту постоянного жительства по адресу: ... с .../.../.... В настоящее время в данной квартире Нюнина А.В. проживает одна, оплачивает коммунальные услуги. Муж Нюниной А.В. – Н. умер .../.../.... На основании свидетельства о праве на наследство по закону от .../.../... (на наследственное имущество, оставшееся после смерти Н.) Нюнина А.В. стала собственником 3/4 доли индивидуального жилого дома №..., расположенного по адресу: .... Общая площадь дома, приходившаяся на долю Нюниной А.В., составляла ... кв.м. На основании договора дарения от 28 сентября 2010 года Нюнина А.В. подарила Ш. принадлежащую ей вышеуказанную долю в праве собственности на дом №..., расположенный по адресу: .... Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности Нюниной А.В. на 3/4 доли в общей долевой собственности на жилой дом №..., расположенный по адресу: ..., прекращено 24.02.2011 года. То есть, до момента дарения вышеуказанной доли в общей долевой собственности на жилой дом, Нюнина А.В. не являлась нуждающейся в предоставлении жилого помещения и не могла претендовать на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением. В установленном законом порядке жилой дом №..., расположенный по адресу: ..., непригодным для проживания не признавался, 5 лет с момента дарения 3/4 доли данного жилого дома не прошло. .../.../... умер сын Нюниной А.В. – А. На основании свидетельств о праве на наследство по закону от .../.../... (на наследственное имущество, оставшееся после смерти А.) Нюнина А.В. стала собственником 1/16 доли в общей долевой собственности на жилой дом №..., расположенный по адресу: ... , и собственником 1/8 доли в общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: .... По договору от 29.12.2010 года Нюнина А.В. подарила Ш. 1/16 долю в общей долевой собственности на жилой дом №..., расположенный по адресу: .... Право собственности Нюниной А.В. на данную долю прекращено 22 марта 2011 года. По договору от 29.12.2010 года Нюнина А.В. подарила своему внуку Е. 1/8 долю в общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: .... Право собственности Нюниной А.В. на данную долю прекращено 22 марта 2011 года. 06 июня 2011 года Нюнина А.В. обратилась в администрацию МО Комьянское о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Решением жилищной комиссии МО Комьянское Нюниной А.В. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Кроме того, личное дело Нюниной А.В. было рассмотрено межведомственной рабочей группой по приоритетному национальному проекту «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». По решению вышеуказанной комиссии Нюниной А.В. было отказано во включении в сводный список. Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» было постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» мерой социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, является, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно положениям ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Статья 49 ЖК РФ предусматривает, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. В соответствии с ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Законом Вологодской области от 29.06.2005 N 1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан» предусмотрено право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, иных категорий граждан, определенных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или законами области, в целях предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, без расчета малоимущности. В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В Определении Конституционного Суда РФ от 25.11.2010 N 1543-О-О указывается, что по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (Определение от 19 апреля 2007 года N 258-О-О). Учитывая все вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в настоящее время Нюнина А.В. не может быть признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения. В связи с этим требование о возложении на администрацию Грязовецкого муниципального района обязанности по обеспечению Нюниной А.В. мерами социальной поддержки также удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Нюниной А.В. к администрации муниципального образования Комьянское и к администрации Грязовецкого муниципального района о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и предоставлении мер социальной поддержки отказать. Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в срок 10 дней со дня составления мотивированного решения. Судья – Скачедуб М.В. Мотивированное решение изготовлено 10 октября 2011 года. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 23 ноября 2011 года решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 05 октября 2011 года оставлено без изменения, кассационная жалоба представителя Нюниной А.В. по доверенности Гришиной Е.Н. – без удовлетворения. Судья – Скачедуб М.В.