РЕШЕНИЕ № 2-517/2100 Именем Российской Федерации 10 октября 2011 года г.Грязовец Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе: судьи – Скачедуб М.В., при секретаре – Ганичевой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляевой И.Б. к администрации Грязовецкого муниципального района о возложении обязанности по назначению муниципальной пенсии, установил: Беляева И.Б. обратилась в суд с иском к администрации Грязовецкого муниципального района о назначении и выплате муниципальной пенсии. В обоснование своих требований указала, что 09 августа 2011 года она обратилась в администрацию Грязовецкого муниципального района с заявлением о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет. Письмом от 12 августа 2011 года за подписью председателя комиссии по назначению пенсии за выслугу лет ей в этом было отказано по тем мотивам, что она была уволена из управления образования Грязовецкого муниципального района по сокращению штата, а Положение об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления Грязовецкого муниципального района не предусматривает назначение пенсии лицам, уволенным по сокращению штата. Считает, что в назначении муниципальной пенсии ей было отказано необоснованно. Просит обязать ответчика установить и выплачивать ей муниципальную пенсию, зачесть в стаж муниципальной службы, дающей право на установление муниципальной пенсии, период работы в Централизованной бухгалтерии управления образования Грязовецкого района с 06 февраля 2006 года по 12 мая 2008 года – 2 года 3 месяца 06 дней. Истица Беляева И.Б. и ее представитель Беляев В.П. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, просят их удовлетворить. Истица Беляева И.Б. суду также пояснила, что до 13 мая 2008 года она работала в управлении образования Грязовецкого муниципального района в должности ведущего специалиста, бухгалтера централизованной бухгалтерии управления образования. После создания МУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию учреждений образования Грязовецкого муниципального района» была переведена в данную организацию на должность ведущего специалиста, бухгалтера. О том, что в результате перевода в другую организацию, она потеряет право на получение муниципальной пенсии, не предполагала. Если бы знала об этом заранее, настояла бы на том, чтобы ее уволили в связи с сокращением штата, которое фактически и произошло. Считает отказ ответчика в назначении ей муниципальной пенсии необоснованным, так как ранее действовавшими нормативными актами при переводе с одного места работы на другое предусматривалось право на получение муниципальной пенсии. Представитель ответчика администрации Грязовецкого муниципального района и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, управления финансов Грязовецкого муниципального района, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. От ответчика администрации Грязовецкого муниципального района в суд поступили возражения на исковое заявление. В данных возражениях просят суд в иске Беляевой И.Б. отказать, так как истица была уволена из органа местного самоуправления переводом в муниципальное учреждение. Положение об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Грязовецкого муниципального района, такого основания не предусматривает. Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований, управления образования Грязовецкого муниципального района в судебное заседание не явился, представлено заявление, просят рассмотреть дело в их отсутствие, разрешение требований оставляют на усмотрение суда. Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что 09 августа 2011 года Беляева И.Б. обратилась в администрацию Грязовецкого муниципального района с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет. Решением комиссии от 10 августа 2011 года Беляевой И.Б. было отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с тем, что не соблюдены все условия назначении пенсии за выслугу лет. При этом в данном решении не указано, какие периоды работы засчитаны в муниципальный стаж истицы, а какие периоды не засчитаны. Поэтому, сделать вывод о том, что комиссией не рассматривался период работы Беляевой И.Б. с 06.02.2006 года по 12.05.2008 года, как это отмечено в возражениях на исковое заявление, не представляется возможным. Согласно представленному суду комиссией по назначению пенсии за выслугу лет расчету муниципальной службы Беляевой И.Б., последней зачтены в стаж муниципальной службы следующие периоды: - с 04.05.1977 года по 25.06.1990 года – работа в должностях: инспектора по госдоходам, ревизора-инспектора, экономиста по учету госдоходов, налогового ревизора-инспектора Грязовецкого райфинотдела; - с 26.06.1990 года по 29.11.2002 года – работа в должностях: налогового инспектора, главного бухгалтера, начальника отдела, ведущего экономиста, специалиста 1 категории Госналогинспекции по Грязовецкому району. Стаж муниципальной службы Беляевой И.Б. составил 25 лет. Судом также установлено, что в период с 06 февраля 2006 года по 12 мая 2008 года Беляева И.Б. работала в должности бухгалтера 1 категории и в должности ведущего специалиста, бухгалтера централизованной бухгалтерии управления образования Грязовецкого муниципального района. В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Согласно положениям ст.6 вышеуказанного Закона должность муниципальной службы – это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. Решением Земского Собрания Грязовецкого муниципального района № 5 от 26.01.2006 года учрежден орган администрации Грязовецкого муниципального района – управление образования Грязовецкого муниципального района Вологодской области. В соответствии с положениями Устава Грязовецкого муниципального района Вологодской области исполнительным органом местного самоуправления является администрация района. В период с 26.01.2006 года по 28.02.2008 года управление образования Грязовецкого муниципального района являлось органом администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области. Из представленных суду копий штатных расписаний также следует, что штатные расписания являлись приложением к постановлению главы администрации района, изменения в штатное расписание централизованной бухгалтерии также вносились на основании постановлений главы администрации района. Решением Земского Собрания Грязовецкого муниципального района № 22 от 28.02.2008 года учрежден орган местного самоуправления – управление образования Грязовецкого муниципального района. Постановлением управления образования Грязовецкого муниципального района № 1 от 28.04.2008 года создано МУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию учреждений образования Грязовецкого муниципального района». Приказом управления образования Грязовецкого муниципального района от 12.05.2008 года № 24 Беляева И.Б. ведущий специалист, бухгалтер централизованной бухгалтерии была уволена переводом в МУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию учреждений образования Грязовецкого муниципального района». Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Беляева И.Б. в период с 06 февраля 2006 года по 12 мая 2008 года занимала должность в органе местного самоуправления. Кроме того, в должностной инструкции Беляевой И.Б., утвержденной начальником управления образования Грязовецкого муниципального района 17.01.2006 года, ее должность поименована «ведущий специалист, бухгалтер централизованной бухгалтерии». Решением Земского Собрания Грязовецкого муниципального района от 26.04.2006 № 69 «О Реестре муниципальных должностей Грязовецкого муниципального района и муниципальных должностей муниципальной службы органов местного самоуправления Грязовецкого муниципального района» к муниципальным должностям муниципальной службы органов местного самоуправления Грязовецкого муниципального района отнесена должность ведущего специалиста и специалиста 1 категории. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Беляева И.Б. в спорный период занимала должность муниципальной службы. Кроме того, суд считает, что круг исполняемых Беляевой И.Б. обязанностей был связан с обеспечением ею исполнения полномочий органа местного самоуправления, так как, работая в централизованной бухгалтерии управления образования – органе администрации Грязовецкого муниципального района, обеспечивала исполнение ее функций в целом. В соответствии с Положением об управлении образования Грязовецкого муниципального района Вологодской области, утвержденного решением Земского Собрания района от 26.01.2006 года № 5, централизованная бухгалтерия осуществляла общее руководство организацией бухгалтерского учета и отчетности по исполнению смет и расходов на содержание учреждений образования. Согласно Уставу Грязовецкого муниципального района Вологодской области организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования относилось к вопросам местного значения. При этом администрация Грязовецкого муниципального района, являясь исполнительным органом местного самоуправления района, наделенная в соответствии с законодательством Российской Федерации и Вологодской области, а также настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения межмуниципального характера и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных Грязовецкому муниципальному району федеральными законами и законами Вологодской области, действуя под непосредственным руководством главы администрации Грязовецкого муниципального района, обеспечивает исполнение собственных полномочий – полномочий по решению вопросов местного значения, направленных на обеспечение жизнедеятельности населения района, защиту законных прав граждан. Таким образом, Беляева И.Б., занимая должность муниципальной службы в органе местного самоуправления с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, включенную в Реестр муниципальных должностей органов местного самоуправления района, в спорный период являлась муниципальным служащим. Следовательно, период с 06 февраля 2006 года по 12 мая 2008 года должен быть зачтен в стаж муниципальной службы Беляевой И.Б. Согласно п.1.11 Положения об управлении образования Грязовецкого муниципального района Вологодской области, утвержденного решением Земского Собрания района от 26.01.2006 года № 5, работники управления образования, замещающие муниципальные должности муниципальной службы, являются муниципальными служащими, их права, обязанности и гарантии социальной защиты устанавливаются нормативными правовыми актами РФ, Вологодской области, органов местного самоуправления района о муниципальной службе. Данное положение также отражено в п.1.13 Положения об управлении образования Грязовецкого муниципального района Вологодской области, утвержденном решением Земского Собрания района от 28.03.2008 года № 46. 25.06.2009 года принято решение Земского Собрания Грязовецкого муниципального района от № 44 «Об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Грязовецкого муниципального района». В соответствии с Положением об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Грязовецкого муниципального района пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления района, трудовой договор с которыми прекращен, в том числе, в связи с увольнением по собственному желанию (в связи с выходом на пенсию). В соответствии с п.3.1 Положения об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Грязовецкого муниципального района, утвержденного Решением Земского Собрания Грязовецкого муниципального района от 25.06.2009 года № 44, пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления района, трудовой договор с которыми прекращен в связи с: а) ликвидацией органов местного самоуправления Грязовецкого муниципального района, а также сокращением численности или штата этих органов; б) досрочным прекращением полномочий в случаях, установленных законодательством; в) достижением предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы; г) увольнением по собственному желанию (в связи с выходом на пенсию); д) обнаружившимся несоответствием занимаемой должности муниципальной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего прохождению муниципальной службы в соответствии с медицинским заключением; е) признанием полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением; ж) в связи с избранием на выборную муниципальную должность; з) увольнением по истечении срока трудового договора (для лиц, замещающих должности в органах местного самоуправления района, связанные с непосредственным обеспечением деятельности лиц, замещающих выборные муниципальные должности органов местного самоуправления района). Пункт 3.2 вышеуказанного Постановления предусматривает, что пенсия за выслугу лет устанавливается при увольнении из органов местного самоуправления по основаниям, предусмотренным в пункте 3.1 настоящего Положения, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет и только после назначения пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Как было установлено ранее, Беляева И.Б. была уволена с муниципальной службы 12.05.2008 года. Ответчиком при отказе истице в назначении муниципальной пенсии не было принято во внимание то, что Положение об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Грязовецкого муниципального района было утверждено Решением Земского Собрания Грязовецкого муниципального района от 25.06.2009 года, в то время как на дату увольнения Беляевой И.Б. с муниципальной службы действовало «Положение о муниципальной пенсии», утвержденное Постановлением Земского Собрания Грязовецкого муниципального района от 19.04.2000 года № 52 (в редакции от 24.04.2008 года). Согласно п.1 данного «Положения о муниципальной пенсии» муниципальная пенсия устанавливается лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы органов местного самоуправления района, трудовой договор с которыми прекращен в связи с: - ликвидацией органов представительной и исполнительной власти местного самоуправления, а также сокращением численности или штата этих органов; - досрочным прекращением полномочий в случаях, установленных законодательством; - достижением предельного возраста, установленного для замещения муниципальной должности и должности муниципальной службы; - увольнением по собственному желанию (в связи с выходом на пенсию); - несоответствием замещаемой должности (по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением); - признанием полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением; - переводом по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переходом на выборную работу (должность); - неизбранием на должность; - увольнением по истечении срока трудового договора или избрания (для лиц, замещающих выборные должности в органах местного самоуправления района и должности, связанные с непосредственным обеспечением деятельности лиц, замещающих выборные должности органов местного самоуправления района). Муниципальная пенсия устанавливается при увольнении с работы по основаниям, предусмотренным в пункте 1 настоящего Положения, при наличии стажа работы в качестве муниципального служащего у мужчин – 12,5 года, у женщин – 10 лет, исчисляемого в соответствии с Законом Вологодской области «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж государственной и муниципальной службы лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, должности государственных служащих и муниципальные должности муниципальной службы Вологодской области», и только после назначения государственной пенсии по Закону РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Таким образом, на момент увольнения Беляевой И.Б. с муниципальной службы, основание ее увольнения соответствовало перечню оснований, дающих право на пенсию за выслугу лет. В соответствии со ст. 4 п.1 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Кроме того, Конституционный суд РФ в постановлении от 29.01.2004 года № 2-П указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Вносимые законодателем изменения, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан. Таким образом, принятие нового или изменение действующего законодательного или нормативно-правового акта, исключившего увольнение в порядке перевода из числа оснований, дающих право на пенсию за выслугу лет, не может лишать истицу приобретенных прав и снижать уровень ее социальной защищенности. Согласно сообщению ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязовецком районе, Беляевой И.Б. с .../.../... назначена и выплачивается трудовая пенсия по старости. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в настоящее время имеются все условия для назначения Беляевой И.Б. пенсии за выслугу лет: - стаж ее муниципальной службы составил более 15 лет; - основание ее увольнения с муниципальной службы соответствовало перечню оснований увольнения, дающих право на пенсию за выслугу лет на 12 мая 2008 года (дату увольнения); - трудовая пенсия по старости назначена. Учитывая изложенное, суд полагает, что требование Беляевой И.Б. о возложении на администрацию Грязовецкого муниципального района обязанности о назначении пенсии за выслугу лет, обосновано и подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Беляевой И.Б. удовлетворить. Обязать администрацию Грязовецкого муниципального района зачесть в муниципальный стаж Беляевой И.Б. период работы в органе местного самоуправления с 06 февраля 2006 года по 12 мая 2008 года. Обязать администрацию Грязовецкого муниципального района назначить Беляевой И.Б. пенсию за выслугу лет, как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, с момента обращения за назначением пенсии. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в срок 10 дней со дня составления мотивированного решения. Судья – Скачедуб М.В. Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2011 года. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 02 декабря 2011 года решение Грязовецкого районного суда от 10 октября 2011 года отменено в части возложения на администрацию Грязовецкого муниципального района обязанности назначить Беляевой И.Б. пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, с момента обращения за назначением пенсии. Принято в отмененной части новое решение, которым отказано Беляевой И.Б. в удовлетворении требования к администрации Грязовецкого муниципального района о назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, с момента обращения за назначением пенсии. В остальной части решение Грязовецкого районного суда от 10 октября 2011 года оставлено без изменений. Судья – Скачедуб М.В.