Дело № 2-565/2011
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2011 года г. Грязовец
Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе судьи Сотникова И.А.,
при секретаре Касаткиной Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лозиной М.М. к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности,
установил:
Лозина М.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности, ссылаясь на то, что 18 ноября 2010 года на основании решения Грязовецкого районного суда от 02 ноября 2010 года ей был выдан исполнительный лист о взыскании с войсковой части <данные изъяты> среднего заработка за январь 2010 года в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Однако, исполнительный лист, предъявленный для исполнения в отделение по Грязовецкому району Управления Федерального казначейства по Вологодской области, был ей возвращён без исполнения со ссылкой на то, что 03 ноября 2010 года счёт получателя средств федерального бюджета войсковой части <данные изъяты> закрыт. В сводном реестре главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета такой получатель средств федерального бюджета отсутствует. Данные обстоятельства подтверждаются письмом Управления Федерального казначейства по Вологодской области и приказом Командующего войсками Ленинградского военного округа №... от 22 декабря 2009 года. Правопреемство по обязательствам войсковой части <данные изъяты> не установлено.
Поскольку главным распорядителем бюджетных средств, по мнению истицы, является Министерство обороны Российской Федерации, последнее должно нести субсидиарную ответственность по обязательствам войсковой части <данные изъяты> и должно выплатить ей задолженность по среднему заработку в указанной в исковом заявлении сумме.
В судебном заседании истица Лозина М.М. исковые требования поддержала по доводам искового заявления, просила иск удовлетворить.
Представитель должника войсковой части <данные изъяты>, а также представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, доказательства уважительности причин неявки, а также доводы и возражения по существу иска суду не представили, рассмотреть дело в их отсутствие не просили.
С учётом мнения истицы суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.
Суд, заслушав истицу, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Вступившим в законную силу решением Грязовецкого районного суда от 02 ноября 2010 года с войсковой части <данные изъяты> в пользу Лозиной М.М. был взыскан средний заработок за январь 2010 года в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
На основании данного решения 18 ноября 2010 года взыскателю был выдан исполнительный лист <данные изъяты> №..., который был направлен Лозиной М.М. для взыскания в Управление Федерального казначейства по Вологодской области.
Указанное Управление 05 июля 2011 года уведомило Лозину М.М. о том, что лицевой счёт получателя средств федерального бюджета войсковой части <данные изъяты> в отделении по Грязовецкому району Управления Федерального казначейства по Вологодской области закрыт 03 ноября 2010 года; в Сводном реестре главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета такой бюджетополучатель отсутствует.
Отсутствие войсковой части <данные изъяты> в Сводном реестре главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета подтверждается приказом Командующего войсками Ленинградского военного округа от 22 декабря 2009 года №..., на основании которого войсковая часть <данные изъяты> была исключена из указанного Сводного реестра.
Взыскание по исполнительному листу не производилось.
В силу частей 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно статье 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Особый порядок исполнения судебных актов в отношении Российской Федерации и федеральных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, установлен главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В частности, федеральный законодатель уполномочил Федеральное казначейство на исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казённых учреждений (бюджетополучателей).
В соответствии со статьёй 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казённого учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 данного Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учёта операций по исполнению расходов федерального бюджета (пункт 1); при наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата (абзац второй пункта 2).
По смыслу пункта 2 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации при направлении исполнительных документов в ненадлежащий орган казначейства в организации исполнения государственной функции может быть отказано, если в органах Федерального казначейства отсутствуют лицевые счета должника, что делает невозможным организацию этими органами исполнения судебных актов. В этом случае взыскатель имеет право направить исполнительные документы для принудительного исполнения в службу судебных приставов, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации, либо обратиться в суд с заявлением о взыскании денежной суммы с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности.
Государственная регистрация в качестве юридического лица бюджетного учреждения, не имеющего лицевых (расчётных) счетов, а также специальный порядок финансирования воинских частей не должны препятствовать взыскателям в получении присуждённого им судом исполнения.
Согласно пункту 7 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы военного управления, объединения, соединения и воинские части осуществляют полномочия распорядителей и получателей средств федерального бюджета в соответствии с положениями названного Кодекса.
Принцип ответственности государства как собственника имущества по гражданско-правовым обязательствам его бюджетных учреждений в случае их недофинансирования установлен нормами статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 9, 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, Министр обороны, которому непосредственно подчиняются Вооружённые силы, является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий, в том числе и полномочия по организации финансового обеспечения Вооружённых Сил (подпункт 45 пункта 7).
При таких обстоятельствах суд считает правильным привлечь Министерство обороны Российской Федерации к субсидиарной ответственности по обязательствам войсковой части <данные изъяты> перед Лозиной М.М. по выплате среднего заработка за январь 2010 года в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 233 - 235 ГПК РФ, суд
решил:
Привлечь Министерство обороны Российской Федерации к субсидиарной ответственности по обязательствам войсковой части <данные изъяты> перед Лозиной М.М..
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Лозиной М.М. в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам войсковой части <данные изъяты> средний заработок за январь 2010 года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Ответчик вправе подать в Грязовецкий районный суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 суток со дня вручения ему копии этого решения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения.
Судья Сотников И.А.
Мотивированное решение составлено 17 декабря 2011 года.