РЕШЕНИЕ по делу № 2-129/2011
Именем Российской Федерации
14 марта 2011 года.
Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе:
судьи – Качаловой Н.В.,
при секретаре – Лобановой Т. Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселёвой И.М. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе о назначении пенсии,
установил :
Киселёва И. М. обратилась в суд с иском к ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе о назначении пенсии. Свое заявление обосновывает тем, что на момент обращения за назначением пенсии ее педагогический стаж составил 25 лет. ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе необоснованно не включив в специальный стаж периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации, а также время нахождения в отпуске по уходу за ребенком, отказало ей в назначении пенсии. Просит признать решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе недействительным, включить указанные периоды в ее специальный стаж и обязать назначить ей пенсию со дня обращения. Также просит взыскать госпошлину в порядке возврата в сумме ... руб.
В судебном заседании Киселёва И. М. и её представитель Литова Т. А. на требованиях настаивают и просят удовлетворить. Дали пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе Щучкин А.С. с требованиями Киселёвой И. М. не согласен. Считает решение об отказе ей в досрочном назначении пенсии законным, так как на момент обращения истицы с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости ее специальный стаж составил <данные изъяты>, при требуемом в соответствии с законом – 25 лет.
Суд, исследовав представленные материалы, заслушав лиц, участвующих в деле, установил следующее.
.../.../... Киселёва И. М. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе с заявлением о досрочном назначением трудовой пенсии по старости.
Решением №... от .../.../... в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Киселёвой И. М. было отказано в связи с тем, что требуемый педагогический стаж не выработан. Из специального стажа были исключены периоды: с .../.../... по .../.../... – время нахождения в отпуске <данные изъяты> (по всей видимости, Управлением Пенсионного фонда РФ в ... допущена ошибка – в этот период истца находилась в отпуске <данные изъяты>) ; а также время обучения на курсах повышения квалификации с .../.../... по .../.../..., с .../.../... по .../.../..., с .../.../... по .../.../....
Согласно Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 30 часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно ст.27 ч.1 пп.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п.2 указанной выше статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Необоснованно не были включены в специальный стаж Киселёвой И. М. периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации (2 месяца 6 дней).
Согласно п.7 Типового Положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 610, с последующими изменениями, целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников
Систематическое повышение квалификации является неотъемлемой частью должностных обязанностей Киселёвой И. М., которая работала и работает в настоящее время воспитателем детского дошкольного учреждения (данная должность поименована с Списке…).
Согласно представленным в суд документам, Киселёва И. М. направлялась на курсы повышения квалификации: с .../.../... по .../.../..., с .../.../... по .../.../..., с .../.../... по .../.../....
В эти периоды за истицей сохранялась заработная плата, и были произведены отчисления в Пенсионный фонд.
Согласно ч. 12 ст. 30 данного ФЗ применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 4 п.1 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Согласно разъяснению Министерства труда РФ от 22.05.1996 года № 5 – в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включаются периоды временной нетрудоспособности, а также период нахождения женщины по уходу за ребенком до 06 октября 1992 года.
Из Разъяснения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года следует, что время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Также следует учесть, что в соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона РФ N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком начался у истицы 23 июня 1991 года, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с .../.../... года по .../.../... года (<данные изъяты>) подлежит включению в специальный стаж работы Киселёвой И. М., дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
На .../.../... (день подачи соответствующего заявления в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе) Киселёва И. М. имела стаж педагогической деятельности более 25 лет, предусмотренных законом .
На основании изложенного, суд считает решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе об отказе Киселёвой И. М. в назначении трудовой пенсии, неправомерным, а, следовательно, требования истицы в этой части обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ государственная пошлина отнесена к судебным расходам.
Требование Киселёвой И. М. о взыскании в ее пользу с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе госпошлины в порядке возврата в сумме ... рублей подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе зачесть Киселёвой ФИО9 в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды обучения на курсах повышения квалификации: с .../.../... по .../.../..., с .../.../... по .../.../..., с .../.../... по .../.../..., а также время нахождения в отпуске <данные изъяты> с .../.../... по .../.../....
Признать решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе №... от .../.../... в части исключения указанных периодов из специального стажа Киселёвой ФИО10 недействительным.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе рассмотреть вопрос досрочного назначения Киселёвой ФИО11 трудовой пенсии со дня ее обращения, то есть с .../.../....
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе в пользу Киселёвой ФИО12 госпошлину в порядке возврата в сумме ... рублей.
Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья – Качалова Н. В.
Мотивированное решение составлено 19 марта 2011 года.