о возложении обязанности по назначению муниципальной пенсии



РЕШЕНИЕ по делу № 2-29/2011

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 марта 2011 года г.Грязовец

Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе:

судьи – Скачедуб М.В.,

при секретаре – Соколовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рубцовой Л.И. к администрации Грязовецкого муниципального района о возложении обязанности по назначению муниципальной пенсии,

установил:

Рубцова Л.И. обратилась в суд с иском к администрации Грязовецкого муниципального района о назначении муниципальной пенсии. В обоснование своих требований указала, что 15 марта 2006 года она была уволена из управления образования Грязовецкого муниципального района в связи с выходом на пенсию. В июле 2010 года обратилась в администрацию Грязовецкого района с заявлением о назначении муниципальной пенсии, так как от своей коллеги узнала, что той по решению суда была назначена данная пенсия. 08 августа 2010 года получила уведомление об отказе в назначении муниципальной пенсии. Считает данный отказ незаконным и необоснованным, так как стаж ее муниципальной службы составляет более 15 лет, уволена она была в связи с выходом на пенсию, трудовая пенсия ей назначена. Просит суд обязать администрацию Грязовецкого муниципального района назначить ей пенсию за выслугу лет с момента обращения.

Истица Рубцова Л.И. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просит обязать администрацию Грязовецкого муниципального района назначить ей муниципальную пенсию. Кроме того, просит признать отказ администрации от 08.10.2010 года незаконным. Истица Рубцова Л.И. суду также пояснила, что с 06.02.1990 года она работала в должности руководителя плановой группы централизованной бухгалтерии РОНО. 09.12.1991 года управление народного образования было сформировано как структурное подразделение администрации Грязовецкого района. Считает, что ее должность относилась к должности муниципальной службы, так как она работала в структурном подразделении органа местного самоуправления, ее работа была непосредственно связана с обеспечением полномочий органа местного самоуправления, так как она занималась составлением проекта бюджета, анализом исполнения бюджета в целом по району. Кроме того, пояснила, что должность главного специалиста (руководителя группы) Законами Вологодской области была отнесена к должностям муниципальной службы.

Представитель ответчика администрации Грязовецкого муниципального района и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, управления финансов Грязовецкого муниципального района, Сенина И.Н. с заявленными требованиями не согласна. Считает отказ в назначении Рубцовой Л.И. пенсии за выслугу лет обоснованным, так как периоды работы истицы в управлении образования не подлежат включению в стаж муниципальной службы. Суду также пояснила, что в администрации Грязовецкого муниципального района имеются реестры муниципальных должностей только с 2006 года. Реестры за предыдущие периоды времени не сохранились. Возражение о пропуске истицей срока исковой давности, предусмотренного ст.392 ТК РФ, в судебном заседании представителем ответчика Сениной И.Н. не заявлялось.

Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований, управления образования Грязовецкого муниципального района в судебное заседание не явился, представлено заявление, просят рассмотреть дело в их отсутствие, разрешение вопроса об удовлетворении исковых требований оставляют на усмотрение суда.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Рубцова Л.И. обратилась в комиссию по назначению пенсии за выслугу лет с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет.

Решением комиссии от 08 октября 2010 года Рубцовой Л.И. было отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с тем, что истица не имеет права на указанную пенсию (л.д.34).

В судебном заседании установлено, что Рубцова Л.И. 06 февраля 1990 года была принята на должность руководителя плановой группы централизованной бухгалтерии РОНО.

Постановлением администрации Грязовецкого района от 09.12.1991 года № 3 для выполнения полномочий, возложенных на районную администрацию Законом «О местном самоуправлении в РСФСР», администрация района была сформирована в составе структурных подразделений, в число которых вошло управление народного образования.

Постановлением администрации Грязовецкого района от 27.02.1992 года № 76 управление народного образования администрации района переименовано в управление образования администрации района.

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Согласно положениям ст.6 вышеуказанного Закона должность муниципальной службы – это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

В период работы Рубцовой Л.И. в управлении образования администрации Грязовецкого района действовал Федеральный закон от 08.01.1998 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», который также определял, что муниципальная должность – это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Судом установлено, что в период с 09.12.1991 года по 28.03.2008 года управление образования Грязовецкого муниципального района являлось органом администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области.

В соответствии с положениями Устава Грязовецкого муниципального района Вологодской области исполнительным органом местного самоуправления является администрация района (л.д. 36-42).

Из представленных суду копий штатных расписаний также следует, что штатные расписания по управлению образования утверждались главой администрации Грязовецкого муниципального района.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Рубцова Л.И. занимала должность в органе местного самоуправления.

В судебном заседании также установлено, что реестры муниципальных должностей Грязовецкого муниципального района и муниципальных должностей муниципальной службы органов местного самоуправления Грязовецкого муниципального района до 2006 года не сохранились.

Законом Вологодской области от 27.10.1999 № 421-ОЗ «О реестре муниципальных должностей» было установлено, что к старшим муниципальным должностям относились должности начальника (заведующего) отдела в составе структурного подразделения, а также главного специалиста, к младшим муниципальным должностям относились должности специалистов 1 и 2 категории, бухгалтера.

Законом Вологодской области от 23.02.1998 № 247-ОЗ «О внесении изменения и дополнения в Закон области «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности и должности государственных служащих органов законодательной и исполнительной власти, выборных должностных лиц и муниципальных служащих органов местного самоуправления Вологодской области» внесены дополнения, согласно которым установлены размеры месячных должностных окладов работников централизованных бухгалтерий и отделов технадзора, обслуживающих органы исполнительной власти Вологодской области. В списке должностей, имеющих право на вышеуказанные оклады, указаны должности: главный специалист (бухгалтер, экономист, руководитель группы), ведущий специалист (бухгалтер, экономист), специалист I категории (бухгалтер, экономист), специалист II категории (бухгалтер, экономист).

Таким образом, вышеуказанным Законом Вологодской области должность руководителя группы в централизованной бухгалтерии была приравнена к должности главного специалиста.

Из представленных суду копий штатных расписаний также усматривается, что Рубцова Л.И. как руководитель плановой группы получала надбавки за особые условия государственной службы.

Постановлением администрации Грязовецкого муниципального района № 647 от 03.07.2001 года в соответствии с законом Вологодской области от 11 мая 2001 года № 675-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в закон области «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности и должности государственных служащих органов законодательной и исполнительной власти, Контрольно-счетной палаты области, избирательной комиссии области, выборных должностных лиц и муниципальных служащих органов местного самоуправления Вологодской области» с 01.07.2011 года условия оплаты труда в соответствии с п.1 постановления Земского Собрания района от 28.06.2001 года № 53 («Об оплате труда в органах местного самоуправления») распространены, в том числе, на работников централизованных бухгалтерий управления образования.

Решением Земского Собрания Грязовецкого муниципального района от 26.04.2006 № 69 «О Реестре муниципальных должностей Грязовецкого муниципального района и муниципальных должностей муниципальной службы органов местного самоуправления Грязовецкого муниципального района» к муниципальным должностям муниципальной службы органов местного самоуправления Грязовецкого муниципального района отнесены должности главного специалиста, специалиста 1 и 2 категории.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Рубцова Л.И. занимала должность муниципальной службы.

Кроме того, суд считает, что круг исполняемых Рубцовой Л.И. обязанностей был связан с обеспечением ею исполнения полномочий органа местного самоуправления.

Согласно должностной инструкции руководителя плановой группы централизованной бухгалтерии при управлении образования Рубцова Л.И. составляла проект бюджета, проводила анализ исполнения бюджета в целом по району ежеквартально и за год, составляла проекты перспективных годовых и оперативных планов хозяйственно-финансовой деятельности учреждений образования, проводила экономический анализ.

Согласно Уставу Грязовецкого муниципального района Вологодской области организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования относилось к вопросам местного значения. При этом администрация Грязовецкого муниципального района, являясь исполнительным органом местного самоуправления района, наделенная в соответствии с законодательством Российской Федерации и Вологодской области, а также настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения межмуниципального характера и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных Грязовецкому муниципальному району федеральными законами и законами Вологодской области, действующая под непосредственным руководством главы администрации Грязовецкого муниципального района, обеспечивает исполнение собственных полномочий – полномочий по решению вопросов местного значения, направленных на обеспечение жизнедеятельности населения района, защиту законных прав граждан.

Таким образом, Рубцова Л.И., занимая должность муниципальной службы в органе местного самоуправления с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, включенную в Реестр муниципальных должностей органов местного самоуправления района, являлась муниципальным служащим.

Согласно п.1.11 Положения об управлении образования Грязовецкого муниципального района Вологодской области, утвержденного решением Земского Собрания района от 26.01.2006 года № 5, работники управления образования, замещающие муниципальные должности муниципальной службы, являются муниципальными служащими, их права, обязанности и гарантии социальной защиты устанавливаются нормативными правовыми актами РФ, Вологодской области, органов местного самоуправления района о муниципальной службе.

В соответствии с п.4 и п.5 ст.2 Закона Вологодской области от 02.04.1997 № 144-ОЗ «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж замещения государственных должностей области, государственной гражданской и муниципальной службы в Вологодской области» к периодам замещения государственных должностей области, замещения муниципальных должностей муниципальных образований области, должностей государственной гражданской и муниципальной службы непосредственно в органах государственной власти и органах местного самоуправления области относятся: время работы на должностях муниципальной службы в органах местного самоуправления до 12 ноября 1999 года; время работы на муниципальных должностях муниципальной службы после 12 ноября 1999 года.

Следовательно, на момент увольнения Рубцовой Л.И. в связи с выходом на пенсию (приказ № 8 от 15.03.2006 года) ее стаж муниципальной службы составлял более 10 лет.

25.06.2009 года принято решение Земского Собрания Грязовецкого муниципального района от № 44 «Об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Грязовецкого муниципального района».

В соответствии с Положением об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Грязовецкого муниципального района пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления района, трудовой договор с которыми прекращен, в том числе, в связи с увольнением по собственному желанию (в связи с выходом на пенсию).

Пенсия за выслугу лет устанавливается при увольнении из органов местного самоуправления по основаниям, предусмотренным в пункте 3.1 настоящего Положения, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет и только после назначения пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (кроме трудовых пенсий за выслугу лет) либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» или Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Однако на дату увольнения Рубцовой Л.И. с муниципальной службы действовало «Положение о порядке установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления района», утвержденное Постановлением Земского Собрания Грязовецкого муниципального района от 19.04.2000 года № 52 (ред. от 15.12.2005).

Согласно п.1 данного Положения доплаты к пенсии устанавливаются лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления района, трудовой договор с которыми прекращен, том числе в связи с увольнением по собственному желанию (в связи с выходом на пенсию).

Доплата к пенсии устанавливается при увольнении с работы по основаниям, предусмотренным в пункте 1 настоящего положения, при наличии стажа работы в качестве муниципального служащего: у мужчин - 12.5 лет, у женщин - 10 лет, исчисляемого в соответствии с законом Вологодской области «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж государственной и муниципальной службы лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, должности государственных служащих и муниципальные должности муниципальной службы Вологодской области», и только после назначения пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 4 п.1 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Кроме того, Конституционный суд РФ в постановлении от 29.01.2004 года № 2-П указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Вносимые законодателем изменения, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

Согласно сообщению ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязовецком районе Рубцовой Л.И. с 02 июня 2000 года назначена и выплачивается трудовая пенсия по старости (л.д. 21).

В соответствии с п.16 «Положения о порядке установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления района» ежемесячная доплата к пенсии устанавливается и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее чем со дня увольнения с муниципальной должности и назначения государственной пенсии в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и (или) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в настоящее время имеются все условия для назначения Рубцовой Л.И. пенсии за выслугу лет:

- стаж ее муниципальной службы составил более 10 лет;

- основание ее увольнения с муниципальной службы соответствовало перечню оснований увольнения, дающих право на пенсию за выслугу лет на дату увольнения;

- трудовая пенсия по старости назначена.

Учитывая изложенное, суд полагает, что исковые требования Рубцовой Л.И. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Рубцовой Л.И. удовлетворить.

Признать решение комиссии по назначению пенсии за выслугу лет администрации Грязовецкого муниципального района от 08 октября 2010 года в части отказа Рубцовой Л.И. об установлении пенсии за выслугу лет недействительным и не порождающим правовых последствий с момента его принятия.

Обязать администрацию Грязовецкого муниципального района назначить Рубцовой Л.И. пенсию за выслугу лет, как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, с момента обращения за назначением пенсии.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в срок 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья – Скачедуб М.В.

Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2011 года.