РЕШЕНИЕ по делу № 2-30/2011
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 марта 2011 года г.Грязовец
Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе:
судьи – Скачедуб М.В.,
при секретаре – Соколовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чоботовой В.А. к администрации Грязовецкого муниципального района о возложении обязанности по назначению муниципальной пенсии,
установил:
Чоботова В.А. обратилась в суд с иском к администрации Грязовецкого муниципального района о назначении муниципальной пенсии. В обоснование своих требований указала, что 13 августа 2006 года она была уволена из управления образования Грязовецкого муниципального района в связи с выходом на пенсию. В июле 2010 года обратилась в администрацию Грязовецкого района с заявлением о назначении муниципальной пенсии, так как от своей коллеги узнала, что той по решению суда была назначена данная пенсия. 08 августа 2010 года получила уведомление об отказе в назначении муниципальной пенсии. Считает данный отказ незаконным и необоснованным, так как стаж ее муниципальной службы составляет более 15 лет, уволена она была в связи с выходом на пенсию, трудовая пенсия ей назначена. Просит суд обязать администрацию Грязовецкого муниципального района назначить ей пенсию за выслугу лет с момента обращения.
Истица Чоботова В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просит обязать администрацию Грязовецкого муниципального района назначить ей муниципальную пенсию. Кроме того, просит признать отказ администрации от 08.10.2010 года незаконным. Истица Чоботова В.А. суду также пояснила, что с 06.02.1990 года она работала в должности бухгалтера-кассира централизованной бухгалтерии РОНО. 09.12.1991 года управление народного образования было сформировано как структурное подразделение администрации Грязовецкого района. С 01.01.1992 года она переведена на должность бухгалтера II категории. Считает, что ее должность относилась к должности муниципальной службы, так как она работала в структурном подразделении органа местного самоуправления. Кроме того, пояснила, что должность бухгалтера и специалиста Законами Вологодской области была отнесена к должностям муниципальной службы.
Представитель ответчика администрации Грязовецкого муниципального района и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, управления финансов Грязовецкого муниципального района, Сенина И.Н. с заявленными требованиями не согласна. Считает отказ в назначении Чоботовой В.А. пенсии за выслугу лет обоснованным, так как периоды работы истицы в управлении образования не подлежат включению в стаж муниципальной службы. Суду также пояснила, что в администрации Грязовецкого муниципального района имеются реестры муниципальных должностей только с 2006 года. Реестры за предыдущие периоды времени не сохранились. Возражение о пропуске истицей срока исковой давности, предусмотренного ст.392 ТК РФ, в судебном заседании представителем ответчика Сениной И.Н. не заявлялось.
Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований, управления образования Грязовецкого муниципального района в судебное заседание не явился, представлено заявление, просят рассмотреть дело в их отсутствие, разрешение вопроса об удовлетворении исковых требований оставляют на усмотрение суда.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Чоботова В.А. обратилась в комиссию по назначению пенсии за выслугу лет с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет.
Решением комиссии от 08 октября 2010 года Чоботовой В.А. было отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с тем, что истица не имеет права на указанную пенсию.
В судебном заседании установлено, что Чоботова В.А. 06 февраля 1990 года была принята на должность бухгалтера-кассира централизованной бухгалтерии РОНО, 01.01.1992 года переведена на должность бухгалтера II категории РОНО, 31.12.2005 года переведена бухгалтером I категории централизованной бухгалтерии.
Постановлением администрации Грязовецкого района от 09.12.1991 года № 3 для выполнения полномочий, возложенных на районную администрацию Законом «О местном самоуправлении в РСФСР», администрация района была сформирована в составе структурных подразделений, в число которых вошло управление народного образования.
Постановлением администрации Грязовецкого района от 27.02.1992 года № 76 управление народного образования администрации района переименовано в управление образования администрации района.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Согласно положениям ст.6 вышеуказанного Закона должность муниципальной службы – это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
В период работы Чоботовой В.А. в управлении образования администрации Грязовецкого района действовал Федеральный закон от 08.01.1998 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», который также определял, что муниципальная должность – это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Судом установлено, что в период с 09.12.1991 года по 28.03.2008 года управление образования Грязовецкого муниципального района являлось органом администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области.
В соответствии с положениями Устава Грязовецкого муниципального района Вологодской области исполнительным органом местного самоуправления является администрация района.
Из представленных суду копий штатных расписаний также следует, что штатные расписания по управлению образования утверждались главой администрации Грязовецкого муниципального района.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Чоботова В.А. занимала должность в органе местного самоуправления.
В судебном заседании также установлено, что реестры муниципальных должностей Грязовецкого муниципального района и муниципальных должностей муниципальной службы органов местного самоуправления Грязовецкого муниципального района до 2006 года не сохранились.
Законом Вологодской области от 27.10.1999 № 421-ОЗ «О реестре муниципальных должностей» было установлено, что к младшим муниципальным должностям относились должности специалистов 1 и 2 категории, бухгалтера.
Законом Вологодской области от 23.02.1998 № 247-ОЗ «О внесении изменения и дополнения в Закон области «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности и должности государственных служащих органов законодательной и исполнительной власти, выборных должностных лиц и муниципальных служащих органов местного самоуправления Вологодской области» внесены дополнения, согласно которым установлены размеры месячных должностных окладов работников централизованных бухгалтерий и отделов технадзора, обслуживающих органы исполнительной власти Вологодской области. В списке должностей, имеющих право на вышеуказанные оклады указаны должности: главный специалист (бухгалтер, экономист, руководитель группы), ведущий специалист (бухгалтер, экономист), специалист I категории (бухгалтер, экономист), специалист II категории (бухгалтер, экономист).
Таким образом, вышеуказанным Законом Вологодской области должность специалист (бухгалтер) в централизованной бухгалтерии была отнесена к муниципальным должностям.
Кроме того, в должностной инструкции Чоботовой В.А., утвержденной начальником управления образования Грязовецкого муниципального района 17.01.2006 года, ее должность поименована «специалист 1 категории, бухгалтер».
В приказе о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от 13.08.2006 года указано: Чоботову В.А., специалиста 1 категории, бухгалтера централизованной бухгалтерии при управлении образования уволить по собственному желанию (в связи с выходом на пенсию).
Из представленных суду копий штатных расписаний также усматривается, что Чоботова В.А. как бухгалтер II, а затем I категории, получала надбавки за особые условия государственной службы.
Постановлением администрации Грязовецкого муниципального района № 647 от 03.07.2001 года в соответствии с законом Вологодской области от 11 мая 2001 года № 675-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в закон области «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности и должности государственных служащих органов законодательной и исполнительной власти, Контрольно-счетной палаты области, избирательной комиссии области, выборных должностных лиц и муниципальных служащих органов местного самоуправления Вологодской области» с 01.07.2011 года условия оплаты труда в соответствии с п.1 постановления Земского Собрания района от 28.06.2001 года № 53 («Об оплате труда в органах местного самоуправления») распространены, в том числе, на работников централизованных бухгалтерий управления образования.
Решением Земского Собрания Грязовецкого муниципального района от 26.04.2006 № 69 «О Реестре муниципальных должностей Грязовецкого муниципального района и муниципальных должностей муниципальной службы органов местного самоуправления Грязовецкого муниципального района» к муниципальным должностям муниципальной службы органов местного самоуправления Грязовецкого муниципального района отнесены должности главного специалиста, специалиста 1 и 2 категории.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Чоботова В.А. занимала должность муниципальной службы.
Кроме того, суд считает, что круг исполняемых Чоботовой В.А. обязанностей, был связан с обеспечением ею исполнения полномочий органа местного самоуправления, так как, работая в централизованной бухгалтерии управления образования – органе администрации Грязовецкого муниципального района, обеспечивала исполнение ее функций в целом.
В соответствии с Положением об управлении образования Грязовецкого муниципального района Вологодской области, утвержденного решением Земского Собрания района от 26.01.2006 года № 5, централизованная бухгалтерия осуществляла общее руководство организацией бухгалтерского учета и отчетности по исполнению смет и расходов на содержание учреждений образования.
Согласно Уставу Грязовецкого муниципального района Вологодской области организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования относилось к вопросам местного значения. При этом администрация Грязовецкого муниципального района, являясь исполнительным органом местного самоуправления района, наделенная в соответствии с законодательством Российской Федерации и Вологодской области, а также настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения межмуниципального характера и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных Грязовецкому муниципальному району федеральными законами и законами Вологодской области, действуя под непосредственным руководством главы администрации Грязовецкого муниципального района, обеспечивает исполнение собственных полномочий – полномочий по решению вопросов местного значения, направленных на обеспечение жизнедеятельности населения района, защиту законных прав граждан.
Таким образом, Чоботова В.А., занимая должность муниципальной службы в органе местного самоуправления с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, включенную в Реестр муниципальных должностей органов местного самоуправления района, являлась муниципальным служащим.
Согласно п.1.11 Положения об управлении образования Грязовецкого муниципального района Вологодской области, утвержденного решением Земского Собрания района от 26.01.2006 года № 5, работники управления образования, замещающие муниципальные должности муниципальной службы, являются муниципальными служащими, их права, обязанности и гарантии социальной защиты устанавливаются нормативными правовыми актами РФ, Вологодской области, органов местного самоуправления района о муниципальной службе.
В соответствии с п.4 и п.5 ст.2 Закона Вологодской области от 02.04.1997 № 144-ОЗ «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж замещения государственных должностей области, государственной гражданской и муниципальной службы в Вологодской области» к периодам замещения государственных должностей области, замещения муниципальных должностей муниципальных образований области, должностей государственной гражданской и муниципальной службы непосредственно в органах государственной власти и органах местного самоуправления области относятся: время работы на должностях муниципальной службы в органах местного самоуправления до 12 ноября 1999 года; время работы на муниципальных должностях муниципальной службы после 12 ноября 1999 года.
Следовательно, на момент увольнения Чоботовой В.А. в связи с выходом на пенсию (приказ № 31 от 13.08.2006 года) ее стаж муниципальной службы составлял более 10 лет.
25.06.2009 года принято решение Земского Собрания Грязовецкого муниципального района от № 44 «Об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Грязовецкого муниципального района».
В соответствии с Положением об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Грязовецкого муниципального района пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления района, трудовой договор с которыми прекращен, в том числе, в связи с увольнением по собственному желанию (в связи с выходом на пенсию).
Пенсия за выслугу лет устанавливается при увольнении из органов местного самоуправления по основаниям, предусмотренным в пункте 3.1 настоящего Положения, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет и только после назначения пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (кроме трудовых пенсий за выслугу лет) либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» или Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Однако на дату увольнения Чоботовой В.А. с муниципальной службы действовало «Положение о порядке установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления района», утвержденное Постановлением Земского Собрания Грязовецкого муниципального района от 19.04.2000 года № 52 (ред. от 29.06.2006).
Согласно п.1 данного Положения доплаты к пенсии устанавливаются лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления района, трудовой договор с которыми прекращен, в том числе в связи с увольнением по собственному желанию (в связи с выходом на пенсию).
Доплата к пенсии устанавливается при увольнении с работы по основаниям, предусмотренным в пункте 1 настоящего положения, при наличии стажа работы в качестве муниципального служащего: у мужчин - 12.5 года, у женщин - 10 лет, исчисляемого в соответствии с законом Вологодской области «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж государственной и муниципальной службы лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, должности государственных служащих и муниципальные должности муниципальной службы Вологодской области», и только после назначения государственной пенсии по Закону РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» и Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» или Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В соответствии со ст. 4 п.1 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Кроме того, Конституционный суд РФ в постановлении от 29.01.2004 года № 2-П указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Вносимые законодателем изменения, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
Согласно сообщению ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязовецком районе Чоботовой В.А. с 28 июля 2006 года назначена и выплачивается трудовая пенсия по старости.
В соответствии с п.15 «Положения о порядке установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления района» ежемесячная доплата к пенсии устанавливается и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее чем со дня увольнения с муниципальной должности или муниципальной должности муниципальной службы и назначения государственной пенсии в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» и Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в настоящее время имеются все условия для назначения Чоботовой В.А. пенсии за выслугу лет:
- стаж ее муниципальной службы составил более 10 лет;
- основание ее увольнения с муниципальной службы соответствовало перечню оснований увольнения, дающих право на пенсию за выслугу лет на дату увольнения;
- трудовая пенсия по старости назначена.
Учитывая изложенное, суд полагает, что исковые требования Чоботовой В.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Чоботовой В.А. удовлетворить.
Признать решение комиссии по назначению пенсии за выслугу лет администрации Грязовецкого муниципального района от 08 октября 2010 года в части отказа Чоботовой В.А. об установлении пенсии за выслугу лет недействительным и не порождающим правовых последствий с момента его принятия.
Обязать администрацию Грязовецкого муниципального района назначить Чоботовой В.А. пенсию за выслугу лет, как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, с момента обращения за назначением пенсии.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в срок 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья – Скачедуб М.В.
Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2011 года.