Дело № 2-130/2010г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Гремячинск 11 мая 2010г. Гремячинский городской суд Пермского края в составе: судьи Замышляевой С.В. при секретаре Коренюгиной С.Ю. с участием прокурора Башировой А.А., представителя администрации Гремячинского МР Симуковой И.И., представителя Министерства финансов РФ и УФК по Пермскому краю Игнатовой Н.Е., ответчиков Шефер А.А., Шефер С.А., их представителя Сираевой Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску прокурора г. Гремячинска в интересах Российской Федерации, субъекта РФ – Пермского края, муниципального образования «Гремячинский муниципальный район» к администрации Гремячинского городского поселения и администрации Гремячинского муниципального района о признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Гремячинского городского поселения от дд.мм.ггггг. о признании семьи Шефер нуждающейся в улучшении жилищных условий, о признании незаконными действий администрации Гремячинского муниципального района по выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья семье Шефер от дд.мм.ггггг. N, по предоставлению социальной выплаты Шефер С.А. в размере 175500 руб. и распоряжения главы администрации Гремячинского муниципального района от дд.мм.ггггг. N., по иску прокурора г. Гремячинска в защиту интересов федерального бюджета, бюджета Пермского края и бюджета Гремячинского муниципального района к ШЕФЕР С.А. о взыскании 100913 руб. в пользу федерального бюджета, 52650 руб. в пользу бюджета Пермского края, 21937 руб. в пользу бюджета Гремячинского муниципального района, у с т а н о в и л Прокурор г. Гремячинска обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, субъекта РФ – Пермского края, муниципального образования «Гремячинский муниципальный район» к администрации Гремячинского городского поселения и администрации Гремячинского муниципального района о признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Гремячинского городского поселения от дд.мм.ггггг. о признании семьи Шефер нуждающейся в улучшении жилищных условий, о признании незаконными действий администрации Гремячинского муниципального района по выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья семье Шефер от дд.мм.ггггг. N, по предоставлению социальной выплаты Шефер С.А. в размере 175500 руб. и распоряжения главы администрации Гремячинского муниципального района от дд.мм.ггггг. N., и с иском в защиту интересов федерального бюджета, бюджета Пермского края и бюджета Гремячинского муниципального района к Шефер С.А. о взыскании 100913 руб. в пользу федерального бюджета, 52650 руб. в пользу бюджета Пермского края, 21937 руб. в пользу бюджета Гремячинского муниципального района, мотивируя тем, что при постановке семьи Шефер на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий были нарушены требования ч. 1 ст. 5 Постановления Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, семья Шефер необоснованно признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в число участников программы. Так, на основании свидетельства о государственной регистрации права от дд.мм.гггг серии N ФИО1 принадлежит в долевой собственности (в размере ? доли) трехкомнатная квартира с балконом по адресу: ..., ... общей площадью 52,2 кв. метра, где она зарегистрирована вместе с сыном ФИО2, дд.мм.гггг, матерью ФИО3, сестрой ФИО4, в том числе 1 человек состоит на учете в Гремячинской центральной городской больнице со сроком беременности 23 недели). Согласно свидетельства о заключении брака ФИО1 заключила брак с Шефер С.А.. После регистрации брака ей присвоена фамилия Шефер. Муж заявительницы- Шефер С.А. зарегистрирован в квартире своих родителей по адресу: ..., ... общей площадью 58,8 кв. метров ( количество проживающих- 3человека). В соответствии с требованиям ст.50 Жилищного кодекса РФ, с учетом суммарной общей площади всех помещений, занимаемых семьей Шефер и количества лиц в них зарегистрированных, общая площадь проживания на 1 человека в семье составляет: (52,2+58,8): (4+ не родившийся ребенок +3)= 111:8= 13,87 кв. метра, что превышает учетную норму для постановки на учет семьи в качестве нуждающейся, определенную Решением Земского Собрания Гремячинского муниципального района от 26.10.2007 №415. Таким образом, решение комиссии по жилищным вопросам администрации Гремячинского городского поселения от дд.мм.гггг о признании семьи Шефер А.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий принято незаконно и необоснованно. Учитывая, что семья Шефер А.А. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, данная молодая семья не соответствует обязательным условиям для участия семьи в Программе « Обеспечение жильем молодых семей на 2007-2010 годы», установленных ст.5 ч.1 Постановления Правительства РФ от 13.05.2006 №285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-2010 годы и не может быть признана участницей указанной программы. Распоряжением главы администрацией Гремячинского муниципального района N от дд.мм.гггг Шефер С.А., участнику программы, предоставлена социальная выплата в сумме 175500,00 ( сто семьдесят пять тысяч пятьсот рублей) в целях реализации вышеназванных программ, в том числе за счет федерального бюджета- 100913,00 рублей, за счет краевого бюджета- 52650,00 рублей, за счет средств местного бюджета- 21937,00 рублей. Указанные денежные средства были выданы семье Шефер А.А. на основании Свидетельства на право получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья от дд.мм.гггг N и перечислены по договору купли-продажи квартиры от дд.мм.гггг регистрационный N покупателю. Следовательно, действия администрации Гремячинского муниципального района по выдаче семье Шефер А.А. без законных оснований свидетельства на право получения социальной выплаты на приобретение ( строительство) жилья, а также предоставление социальной выплаты Шефер С.А. в размере 175500 рублей на основании распоряжения 2. главы администрации Гремячинского муниципального района от дд.мм.гггг N являются незаконными. Указанные денежные средства, перечисленные платежными поручениями N на сумму 21,9 тыс. рублей, N на сумму 100,9 тыс. рублей, N на сумму 52,6 тыс. рублей являются ущербом, причиненным соответствующим уровням бюджетов. Данный факт подтверждается актом ревизионной проверки КРУ Минфина Пермского края от дд.мм.гггг года. В судебном заседании прокурор Баширова А.А. поддержала исковые требования. Представитель администрации Гремячинского муниципального района Симукова И.И. поддержала исковые требования прокурора. Представитель Министерства финансов РФ и Управления федерального казначейства по Пермскому краю Игнатова Н.Е. поддержала требования прокурора. Представитель Министерства финансов Пермского края в судебное заседание не явился, о дне слушания дела Министерство извещено, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования прокурора поддерживает. Представитель администрации Гремячинского городского поселения в судебное заседание не явился, о дне слушания дела администрация извещена, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, иск оставляет на усмотрение суда. Ответчики Шефер А.А., Шефер С.А. с иском не согласны, мотивируя тем, что они предоставили в администрацию Гремячинского городского поселения достоверные сведения, администрации было известно, что общая площадь проживания на 1 человека превышает учетную норму на постановки на учет семьи в качестве нуждающейся. Ответчики просят применить пункт 4 статьи 1109 ГК РФ и освободить их от возврата полученных средств. Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Прокуратурой г. Гремячинска проведена проверка исполнения законодательства при реализации подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-2010 годы, а также краевой целевой программы « Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы.» В ходе проведенной проверкой в администрации Гремячинского городского поселения установлено, что в рамках указанной подпрограммы к полномочиям администрации Гремячинского городского поселения относится признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Данное решение выносится на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам и оформляется протоколом заседания комиссии. Данная комиссия создана на основании Постановлений главы Гремячинского городского поселения от дд.мм.гггг N, от дд.мм.гггг N «О создании комиссии по жилищным вопросам». При проведении проверки выявлено, что при постановке семей на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий нарушаются требования ст. 5 части 1 Постановления Правительства РФ от 13.05.2006 №285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-2010 годы. Так, согласно ст.5 части 1 Постановления Правительства РФ №285, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Согласно ст. 6 Правил, применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Согласно статье 50 Жилищного кодекса РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Решением Земского Собрания Гремячинского муниципального района от дд.мм.гггг N « Об утверждении целевой программы « Обеспечение жильем молодых семей на 2007-2010 годы» установлена учетная норма жилья - норма жилья, применяемая для реализации данной Программы, для постановки на учет молодой семьи в качестве 3. нуждающейся в улучшении жилищных условий, в размере 12 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи - потенциального участника Программы. Проверкой установлено, что протоколом заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от дд.мм.гггг года, необоснованно признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в число участников программы « Обеспечение жильем молодых семей на 2007-2010 годы» семья Шефер А. А. Так, на основании свидетельства о государственной регистрации права от дд.мм.гггг серии N ФИО1 принадлежит в долевой собственности (в размере ? доли) трехкомнатная квартира с балконом по адресу: ..., ... общей площадью 52,2 кв. метра, где она зарегистрирована вместе с сыном ФИО2, дд.мм.гггг, матерью ФИО3, сестрой ФИО4, в том числе 1 человек состоит на учете в Гремячинской центральной городской больнице со сроком беременности 23 недели). Согласно свидетельству о заключении брака ФИО1 заключила брак с Шефер С.А.. После регистрации брака ей присвоена фамилия Шефер. Муж заявительницы- Шефер С.А. зарегистрирован в квартире своих родителей по адресу: ..., ... общей площадью 58,8 кв. метров ( количество проживающих- 3человека). В соответствии с требованиям ст.50 Жилищного кодекса РФ, с учетом суммарной общей площади всех помещений, занимаемых семьей Шефер и количества лиц в них зарегистрированных, общая площадь проживания на 1 человека в семье составляет: (52,2+58,8) (4+ не родившийся ребенок +3) = 111: 8= 13,87 кв. метра, что превышает учетную норму для постановки на учет семьи в качестве нуждающейся, определенную Решением Земского Собрания Гремячинского муниципального района от дд.мм.гггг N. Таким образом, решение комиссии по жилищным вопросам администрации Гремячинского городского поселения от дд.мм.гггг о признании семьи Шефер А.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий принято незаконно и необоснованно. Учитывая, что семья Шефер А.А. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, данная молодая семья не соответствует обязательным условиям для участия семьи в Программе « Обеспечение жильем молодых семей на 2007-2010 годы», установленных ст.5 ч.1 Постановления Правительства РФ от дд.мм.гггг N «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-2010 годы и не может быть признана участницей указанной программы. Согласно ст.6 Постановления Правительства РФ от 13.05.2006 №285, право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством (далее - свидетельство), которое не является ценной бумагой. Выдача свидетельства по форме согласно приложению N 1 осуществляется органом местного самоуправления, на основании решения которого молодая семья включена в список участников подпрограммы. Изготовление бланков свидетельств осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусматриваемых на финансирование подпрограммы. Проверкой установлено, что распоряжением главы администрацией Гремячинского муниципального района N от дд.мм.гггг Шефер С.А., участнику программы, предоставлена социальная выплата в сумме 175 500 руб. в целях реализации вышеназванных программ, в том числе за счет федерального бюджета- 100913 рублей, за счет краевого бюджета- 52650 рублей, за счет средств местного бюджета- 21937 рублей. Указанные денежные средства были выданы семье Шефер А.А. на основании Свидетельства на право получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья от дд.мм.гггг N и перечислены по договору купли-продажи квартиры от дд.мм.гггг регистрационный N покупателю. Суд считает, что действия администрации Гремячинского муниципального района по выдаче семье Шефер А.А. без законных оснований свидетельства на право получения социальной выплаты на приобретение ( строительство) жилья, а также предоставление социальной выплаты Шефер С.А. в размере 175500 рублей на основании распоряжения главы администрации Гремячинского муниципального района от дд.мм.гггг N являются незаконными. Указанные денежные средства, перечисленные платежными поручениями N на сумму 21,9 тыс. рублей, N на сумму 100,9 тыс. рублей, N на сумму 52,6 тыс. рублей являются ущербом, причиненным соответствующим уровням бюджетов. Данный факт подтверждается актом ревизионной проверки КРУ Минфина Пермского края от дд.мм.гггг года. Шефер С.А. направлялись приглашения для беседы о необходимости возврата в соответствующие бюджеты излишне выплаченной суммы в размере 175500 рублей, однако добровольно вернуть указанную сумму он не согласен. В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», выплата средств государственной поддержки на данные цели в виде социальной выплаты могла быть произведена лишь гражданам, нуждающимся в жилом помещении. В то же время указанная выплата в размере 175 500 рублей произведена Шефер С.А. на основании решения комиссии по жилищным вопросам администрации Гремячинского городского поселения о признании его семьи нуждающейся в жилом помещении, которое является незаконным, поскольку правовые основания, предусмотренные ст.51 ЖК РФ, для постановки семьи Шефер С.А. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, отсутствовали. Данное решение принято в нарушение норм жилищного законодательства и должно быть признано незаконным и не порождающим правовых последствий с момента принятия. Поэтому полученная Шефер С.А. денежная сумма в размере 175500 рублей является неосновательным обогащением и подлежит возврату. Согласно статье 1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора г. Гремячинска являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Суд считает, что ответчики не могут быть освобождены от обязанности возвратить полученные денежные средства, поскольку предоставленные семье Шефер денежные средства не являются благотворительностью, а являются целевыми средствами, направленными на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г., а также краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» в Пермском крае на 2007-2010г.г. Руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ, суд 4. Р Е Ш И Л Признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Гремячинского городского поселения от дд.мм.ггггг. о признании семьи Шефер нуждающейся в улучшении жилищных условий. Признать незаконными действия администрации Гремячинского муниципального района по выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья семье Шефер от дд.мм.ггггг. N, по предоставлению социальной выплаты Шефер С.А. в размере 175500 руб. и распоряжение главы администрации Гремячинского муниципального района от дд.мм.ггггг. N Взыскать с ШЕФЕР С.А. в доход федерального бюджета 100913 руб. (сто тысяч девятьсот тринадцать рублей), в доход бюджета субъекта Российской Федерации Пермского края – 52650 руб. (пятьдесят две тысячи шестьсот пятьдесят руб.), в пользу бюджета Гремячинского муниципального района – 21937 руб. (двадцать одну тысячу девятьсот тридцать семь руб.). Взыскать с ШЕФЕР С.А. в доход государства госпошлину в размере 4710 руб. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 17.05.2010г. СУДЬЯ