о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии



Дело № 2-157/2010г.                                                                                                                                                                                                                 

                                                                 Р Е Ш Е Н И Е

                                                  Именем Российской Федерации

                                                         

г. Гремячинск 13 апреля 2010г.

 

          Гремячинский городской суд Пермского края в составе:

судьи Замышляевой С.В.

при секретаре Коренюгиной С.Ю.

с участием истицы Огородовой Л.А., ее представителя адвоката Мухамадеева К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску ОГОРОДОВОЙ Л.А. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску Управления федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии, о восстановлении срока для обращения в суд,

                                                               у с т а н о в и л

          Истица обратилась в суд с иском к ответчикам о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии в размере 1 192 800 руб., мотивируя тем, что ее муж Огородов С.Н. работал на шахте «4» Кизеловского угольного бассейна с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., на шахте им. С объединения «П» с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., на шахте «4» с дд.мм.ггггг. до ее закрытия, уволен с шахты «4» дд.мм.ггггг. в связи с сокращением штата по п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ. После увольнения с шахты его неоднократно принимали на работу на эту же шахту по временным договорам, а с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. он работал на шахте «Ш». После увольнения с шахты он не состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного, так как с дд.мм.ггггг. ему была назначена пенсия по инвалидности 3 группы, однако ее муж с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. был зарегистрирован в ЦЗН г. Гремячинска в качестве ищущего работу. В течение 8 лет ее муж неоднократно обращался в администрацию города по вопросам выделения жилищной субсидии для переселения, обращения были устными. дд.мм.ггггг. Огородов С.Н. умер. В настоящее время ее семья состоит из 2-х человек. Истица просит переоформить на нее жилищную субсидию. Поскольку программа по переселению высвобожденных работников ликвидированных организаций Кизеловского угольного бассейна завершена в ноябре 2006г., денежные средства из федерального бюджета на эти цели не выделяются с 2006г., истец просит взыскать с Казны РФ стоимость безвозмездной жилищной субсидии в размере 1 192 800 руб. на семью из 2-х человек, обязанность по исполнению решения возложить на Министерство финансов РФ, возложить на МФ РФ обязанность при изменении размера средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья произвести перерасчет суммы субсидии, на администрацию Гремячинского МР возложить обязанность при перечислении денежных средств Министерством финансов РФ оформить ей субсидию на семью из 2-х человек.

         В судебном заседании истица поддержала свои требования.

         Представитель ответчика - администрации Гремячинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела ответчик извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, ответчик возражает против удовлетворения исковых требований истца, мотивируя тем, что Огородов С.Н. не был зарегистрирован в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного, так как ему была назначена пенсия, после увольнения с шахты «4» в 1997г. он был обеспечен работой на этой же шахте до 2000г., увольнением с шахты послужило собственное желание Огородова С.Н., кандидатура Огородова С.Н. в списке высвобожденных работников шахты «4», претендующих на получение безвозмездной жилищной субсидии, не значится, ни истица, ни ее покойный муж не обращались в администрацию города и района с заявлением о включение в Список, истицей пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованием о признании права на получение безвозмездной жилищной субсидии.

         Представитель ответчиков – Министерства финансов РФ, Управления федерального казначейства по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю Игнатова Н.Е. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела данные ответчики извещены, с иском не согласны, мотивируя тем, что мотивируя тем, что в 2005г. программа по переселению высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной отрасли была завершена, с 2006г. финансирование расходов по переселению не предусматривалось, Огородов С.Н. неоднократно трудоустраивался после увольнения с шахты «4», получал пенсию по инвалидности, то есть являлся социально защищенным, он не состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного, не был включен в список высвобожденных работников шахты «4», таким образом, Огородов С.Н. не приобрел право на получение безвозмездной жилищной субсидии при жизни. Кроме того Огородов С.Н. на день смерти не являлся владельцем сертификата, поэтому у его жены Огородовой Л.А. не возникло право на получение безвозмездной жилищной субсидии. Огородова Л.А. не обратилась в суд с иском в течение 3-х лет с момента смерти мужа, поэтому она пропустила срок исковой давности для защиты права, хотя имела возможность обратиться в суд своевременно.

         Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истицы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

         27.06.1996г. вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В соответствии с положениями ст. 5 данного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.

         При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998г. Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068 утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области.

         Сертификат предусмотрен как именное свидетельство, удостоверяющее право высвобожденного работника на получение безвозмездной целевой субсидии на приобретение жилья.

         Приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. № 214 утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на

                                                                                                                                        2.

реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией.

         В указанных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000г.г.: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в списки высвобожденных работников, содержатся в пункте 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428.

         Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004г. утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна.

           В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ 13.07.2005г. № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п.п. 3, 8, 9, 12).

          Таким образом, органы местного самоуправления в порядке предоставления гражданам безвозмездных жилищных субсидий утверждали ежегодно составляемые списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывали размер субсидий, согласовывали списки и расчет с Федеральным агентством по энергетике и заключали с гражданином договор о предоставлении субсидии. Непосредственное предоставление субсидии осуществлялось в соответствии с п. 2 указанных Правил Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.

          Судом установлено, что Огородов С.Н. работал на шахте «4» Кизеловского угольного бассейна с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., на шахте им. С объединения «П» с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., на шахте «4» с дд.мм.ггггг. до ее закрытия, уволен с шахты «4» дд.мм.ггггг. в связи с сокращением штата по п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ. После увольнения с шахты он неоднократно трудоустраивался на работу на эту же шахту по временным договорам, а с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. он работал на шахте «Ш».

           После увольнения с шахты «4» Огородов С.Н. не состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного, так как с дд.мм.ггггг. ему была назначена пенсия по инвалидности 3 группы, в период с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. был зарегистрирован в ЦЗН г. Гремячинска в качестве ищущего работу.

        Огородов С.Н. не был включен в список высвобожденных работников шахты «4», претендующих на получение жилищного сертификата.   

        Огородов С.Н. не обращался в администрацию г. Гремячинска с заявлением о предоставлении жилищной субсидии

        дд.мм.ггггг. Огородов С.Н. умер.

        Правительством РФ специальными выше указанными актами были предусмотрены меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы городов, право на предоставление жилищной субсидии высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной отрасли возникает лишь при совокупности четырех условий, прямо перечисленных в Положении и Правилах, отсутствие хотя бы одного из которых свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания за таким лицом права на предоставление жилищной субсидии, одним из обязательных условий предоставления данного вида социальной защиты является регистрация в территориальных органах службы занятости в качестве безработных.

         Суд считает, что Огородов С.Н. не имел право на получение безвозмездной жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами г. Гремячинска, поскольку не состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного, с дд.мм.ггггг. являлся пенсионером по инвалидности, то есть являлся социально защищенным.

         Таким образом, отсутствовала совокупность необходимых условий для получения Огородовым С.Н. безвозмездной жилищной субсидии.

          Целью проведения эксперимента являлось содействие переселению высвобожденных работников с целью их трудоустройства. В данном случае Огородов С.Н. являлся получателем пенсии, в связи с чем выделение ему жилищной субсидии не отвечало бы указанной цели. Основания назначения пенсии правового значения не имеют.

          Пунктом 13 Положения о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, утвержденного приказом Минэнерго РФ от 11.07.2002г. № 214, предусмотрена возможность в случае смерти получателя безвозмездной жилищной субсидии переоформления этой субсидии на одного из членов семьи.

          Аналогичное право в случае смерти владельца сертификата предусматривалось п. 13 Правил проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов…, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068.

          Судом установлено, что на момент смерти Огородов С.Н. не являлся претендентом на получение безвозмездной жилищной субсидии, а также получателем жилищной субсидии, решения о выделении ему безвозмездной жилищной субсидии не принималось,

                                                                                                                                             3.

договор на получение жилищной субсидии между администрацией Гремячинского МР и Огородовым С.Н. не заключался.

         Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Огородова Л.А. не имеет право на переоформление субсидии, поскольку ее муж на момент смерти не являлся получателем жилищной субсидии.          

          Кроме того суд считает, что истицей пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованиями о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии, с момента смерти мужа дд.мм.ггггг.г. она не обращалась в администрацию г. Гремячинска, администрацию Гремячинского МР по поводу включения умершего мужа в список высвобожденных работников шахты и о предоставления жилищной субсидии. Истица обратилась в администрацию Гремячинского МР в мае 2008г. и в дд.мм.гггг., а в суд с иском о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии обратилась только дд.мм.ггггг.

          Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

          В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

          В силу ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

          Таким образом, требование о применении исковой давности, заявленное представителями администрации Гремячинского МР, Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, подлежит применению.

          Оснований для восстановления истицей пропущенного срока исковой давности не имеется, представленная истицей выписка из амбулаторной карты по фактам обращений ее за медпомощью в лечебное учреждение, не может служить основанием для восстановления срока для обращения истицы в суд за защитой своих прав, суд считает, что истица имела возможность своевременно обратиться в суд за защитой своих прав.

          Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истицы не могут быть удовлетворены.

          Руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ, суд

                                                                   Р Е Ш И Л

            В удовлетворении иска ОГОРОДОВОЙ Л.А. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску Управления федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии, о восстановлении срока для обращения в суд, отказать.

            Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 19.04.2010г.

СУДЬЯ