Дело № 2-164/2010г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Гремячинск 20 апреля 2010г. Гремячинский городской суд Пермского края в составе: судьи Замышляевой С.В. при секретаре Коренюгиной С.Ю. с участием представителей истца: Шмидт Л.В. и адвоката Мухамадеева К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску ШМИДТА В.И. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску Управления федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии, о восстановлении срока для обращения в суд, у с т а н о в и л Истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья в ... и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии в размере 2 556 000 руб., мотивируя тем, что он работал на шахте «З», на шахте «Т», которая в 1993г. была переименована в шахту «З», имеет стаж работы в угольной отрасли около 13 лет, уволен с шахты «З» дд.мм.ггггг. в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ. После увольнения с шахты он состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., был включен в список высвобожденных работников шахты «З», своевременно сдал все необходимые документы в наблюдательный совет городской администрации. Он обращался в администрацию по поводу предоставления жилищной субсидии, однако письмом от дд.мм.ггггг. ему было отказано в предоставлении субсидии. Истец просит взыскать с Казны РФ стоимость безвозмездной жилищной субсидии в размере 2 556 000 руб., обязанность по исполнению решения возложить на Министерство финансов РФ, возложить на МФ РФ обязанность при изменении размера средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья произвести перерасчет суммы субсидии, на администрацию Гремячинского МР возложить обязанность при перечислении денежных средств Министерством финансов РФ оформить ему субсидию на семью из 5 человек. Истец также просит восстановить пропущенный срок для обращения в суд, мотивируя тем, что он не мог своевременно обратиться в суд по состоянию своего здоровья, а также ухаживал за своим часто болеющим отцом. В судебное заседание истец не явился, о дне слушания дела извещен. В судебном заседании представители истца Шмидт Л.В.. и адвокат Мухамадеев К.В. поддержали исковые требования. Представитель ответчика - администрации Гремячинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела ответчик извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, ответчик с иском не согласен, мотивируя тем, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованием о признании за ним права на получение безвозмездной жилищной субсидии. Представители ответчиков – Министерства финансов РФ, Управления федерального казначейства по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю в судебное заседание не явились, о дне слушания дела ответчики извещены, просят рассмотреть дело в отсутствие представителей, с иском не согласны, мотивируя тем, что в 2005г. программа по переселению высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной отрасли была завершена, с 2006г. финансирование расходов по переселению не предусматривалось, истец пропустил срок исковой давности для обращения в суд с иском, у истца была возможность обратиться в судебные органы для защиты своих прав, так как периоды между обострениями заболеваний были значительными, истец указывает на необходимость ухода за отцом, однако в справке из больницы не указано, что за ним необходим посторонний уход, кроме того истец не состоит на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного, самостоятельно трудоустраивался, то есть являлся социально защищенным. Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. 27.06.1996г. вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В соответствии с положениями ст. 5 данного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ. При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998г. Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068 утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области. Сертификат предусмотрен как именное свидетельство, удостоверяющее право высвобожденного работника на получение безвозмездной целевой субсидии на приобретение жилья. Приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. № 214 утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией. В указанных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000г.г.: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в списки высвобожденных работников, содержатся в пункте 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428. 2. Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004г. утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна. В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ 13.07.2005г. № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п.п. 3, 8, 9, 12). Таким образом, органы местного самоуправления в порядке предоставления гражданам безвозмездных жилищных субсидий утверждали ежегодно составляемые списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывали размер субсидий, согласовывали списки и расчет с Федеральным агентством по энергетике и заключали с гражданином договор о предоставлении субсидии. Непосредственное предоставление субсидии осуществлялось в соответствии с п. 2 указанных Правил Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006г. № 688 «О внесении изменений в Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428» в указанные Правила внесены следующие изменения: в подпункте «в» пункта 5 слова «а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна» исключены. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006г. № 687 «О внесении изменений в перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004г. № 840» в подпункте «е» пункта 8 указанного перечня исключены слова «а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна». Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 27.02.2006г. № 40, изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428, распределены субвенции, направляемые на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Из указанного Приказа следует, что субвенции на выполнение программы содействия переселению высвобожденных работников по Кизеловскому угольному бассейну на 2006г. не выделены, не выделялись указанные субвенции и в 2007г. Юридически значимым обстоятельством является не только наличие определенных предпосылок для возникновения права на получение государственного жилищного сертификата (впоследствии – безвозмездной жилищной субсидии), имевшихся у истца на момент обращения с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата, а также то, что целью эксперимента выдачи государственных жилищных сертификатов являлось содействие трудоустройству высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой для обеспечения социальной защиты высвобожденных работников за счет переселения за пределы этих городов. Судом установлено, что Шмидт В.И. работал на шахте «З» с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., на шахте «Т», которая в 1993г. была переименована в шахту «З», с дд.мм.ггггг. до ее закрытия, уволен с шахты «З» дд.мм.ггггг. в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ л.д. 3-4). После увольнения с шахты «З» он состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. л.д. 5), в период с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., с с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. и с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. он состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного в связи с сокращением численности работников МП «ТО». Шмидт В.И. был включен в Список высвобожденных работников шахты «З», претендующих на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета. дд.мм.ггггг. Шмидт В.И. представил в администрацию г. Гремячинска документы на предоставление безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья, на момент подачи документов он не состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного. Шмидт В.И является высвобожденным работником ликвидированной шахты «З», уволен с работы в связи с ликвидацией предприятия в 1995г., имеет стаж работы на шахте свыше 12 лет, постоянно проживает в ..., состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного, однако в настоящее время он не состоит на учете в качестве безработного, с дд.мм.ггггг. являлся получателем пенсии по 3 группе инвалидности, с дд.мм.ггггг. является получателем трудовой пенсии по старости. Правительством РФ специальными выше указанными актами были предусмотрены меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы городов, право на предоставление жилищной субсидии высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной отрасли возникает лишь при совокупности четырех условий, прямо перечисленных в Положении и Правилах, отсутствие хотя бы одного из которых свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания за таким лицом права на предоставление жилищной субсидии, одним из обязательных условий предоставления данного вида социальной защиты 3. является регистрация в территориальных органах службы занятости в качестве безработных. Суд считает, что Шмидт В.И.. не имеет право на получение безвозмездной жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами г. Гремячинска, поскольку в настоящее время не состоит на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного, с дд.мм.ггггг. являлся инвалидом 3 группы, получал пенсию по инвалидности, с дд.мм.ггггг. является пенсионером по старости, то есть является социально защищенным. Таким образом, отсутствует совокупность необходимых условий для получения безвозмездной жилищной субсидии. Целью проведения эксперимента являлось содействие переселению высвобожденных работников с целью их трудоустройства. В данном случае истец является получателем пенсии, в связи с чем выделение ему жилищной субсидии не отвечало бы указанной цели. Основания назначения пенсии правового значения не имеют. Кроме того суд считает, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованиями о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии, с момента подачи документов в администрацию дд.мм.ггггг. он не обращался в администрацию г. Гремячинска, администрацию Гремячинского МР по поводу предоставления жилищной субсидии. Истец обратился в администрацию Гремячинского МР в феврале 2010г., а в суд с иском о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии только дд.мм.ггггг. Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. В силу ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Таким образом, требование о применении исковой давности, заявленное представителями администрации Гремячинского МР, Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, подлежит применению. Оснований для восстановления истцом пропущенного срока исковой давности не имеется, из представленной истцом выписки из своей амбулаторной карты следует, что он неоднократно обращался в больницу и находился на стационарном лечении, однако периоды обращения между обострениями заболеваний были значительными, суд считает, что истец имел возможность своевременно обратиться в суд за защитой своих прав. Доказательств, подтверждающих необходимость постороннего ухода истца за отцом, суду не представлено. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истца не могут быть удовлетворены. Руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л В удовлетворении иска ШМИДТА В.И. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску Управления федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии, о восстановлении срока для обращения в суд, отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 26.04.2010г. СУДЬЯ