Дело №2-19/2010 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Гремячинск 12 января 2010г. Гремячинский городской суд Пермского края в составе: судьи Тишко Т.И. истца Давыдова С.Ф. представителя истца — Давыдовой Л.Я. представителя истца - адвоката Мухамадеева К.В. при секретаре Фатхулиной Л.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску Давыдова С.Ф. к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии установил Истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии в размере 1814400 руб, мотивируя тем, что он работал на шахте «4» с дд.мм.гггг до её закрытия. Был уволен дд.мм.гггг в связи с ликвидацией предприятия по п.1 ст.33 КЗоТ РФ. На учёт в центре занятости населения города Гремячинска в качестве безработного его не поставили, мотивировав тем, что в день увольнения дд.мм.гггг ему была назначена льготная пенсия по выслуге лет. Неоднократно он обращался в администрацию Гремячинского муниципального района по вопросу выделения жилищной субсидии для переселения, однако эти обращения были устными, т.к. заявлений от пенсионеров не принимали. В последний раз он обратился с заявлением в ноябре 2009 года. Письмом от дд.мм.гггг глава администрации Гремячинского муниципального района известил его о том, что финансирование мероприятий по переселению высвобожденных работников Кизеловского угольного бассейна прекращено с 2006 года. Данное письмо он воспринимает как отказ в выдаче ему субсидии для переселения. Он является высвобожденным работником ликвидированного предприятия угольной отрасли (шахты «4»). Имеет стаж работы в угольной отрасли 12 лет. Уволен в 1998 году. Постоянно проживает на территории .... На учёт в ЦЗН ... в качестве безработного не был поставлен по не зависящим от него обстоятельствам. Поэтому он считает, что имеет право претендовать на получение денежных средств от государства для переселения. В настоящее время число членов его семьи составляет 3 человека: он, его жена Давыдова Л.Я. и их сын ФИО1. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 253 норматив общей площади жилого помещения для расчёта размера субсидии устанавливается по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более, т.е. 72 кв.м на его семью. В соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.09.2009 № 433 стоимость 1 кв.м жилья по Пермскому краю на 4 квартал 2009 года составляет 33 600 рублей. Следовательно, жилищная субсидия на мою семью должна составлять 1 814 400 рублей. Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков» сохранён прежний порядок выделения жилищных субсидий на переселение высвобожденных работников ликвидированных организаций угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна. Однако, постановлениями Правительства РФ от 15.11.2006 № 687 и от 15.11.2006 № 688 Кизеловский угольный бассейн исключён из числа субъектов, которым будут предоставляться субвенции для финансирования реализации мероприятий по содействию в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства высвобожденным работникам ликвидированных угольных предприятий. Его право на получение безвозмездной жилищной субсидии для переселения возникло гораздо ранее принятия последних постановлений. Ни в одном из нормативных документов, регулирующих вопросы предоставления субсидий для переселения, не установлен срок окончания переселения, не указано количество переселяемых семей. Следовательно, все высвобожденные работники шахты «4» должны быть обеспечены финансовыми средствами для переселения. Он считает, что государство не выполнило свои обязательства в полном объёме по переселению высвобожденных работников ликвидированных предприятий угольной отрасли по Кизеловскому угольному бассейну. В судебном заседании истец, его представители требования поддержали, указывая, что в Список высвобожденных работников шахты «4», претендующих на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета истец не был включен, т.к. был социально защищен, получал пенсию по выслуге лет с 1998г. С 2000г. получает отраслевую пенсию. Состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве ищущего работу. Представитель ответчика - администрации Гремячинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела ответчик извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, ответчик возражает против удовлетворения исковых требований истца, указывая на то, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» (далее Порядок), пунктом 3 Положения «О содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли гг. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счёт средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития», утверждённого Приказом Минэнерго России от 11 июля 2002 года № 214, право на получение безвозмездной жилищной субсидии имеют высвобожденные работники, уволенные в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, постоянно проживающие в городах Кизел, Губаха, Гремячинск или Чусовой, уволенные в 1995-2000 годах из организаций угольной промышленности, расположенных в этих городах, имеющие стаж работы в угольной отрасли не менее 5 лет, зарегистрированные в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Право на предоставление жилищной субсидии возникает у высвобожденных работников с организаций угольной отрасли лишь при совокупности четырех условий, прямо перечисленных в Положении, отсутствие хотя бы одного из которых свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания за таким лицом права на предоставление жилищной субсидии. Одним из обязательных условий является регистрация в территориальных органах службы занятости в качестве безработных. В соответствии с Порядком социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации. Кандидатура Давыдова С.Ф. в Списке высвобожденных работников шахты «4», претендующих на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета не значится. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованием о признании права на получение безвозмездной жилищной субсидии и взыскания стоимости безвозмездной жилищной субсидии, так как он с момента увольнения с шахты не обращался в администрацию города Гремячинска, администрацию района с заявлением о включении в Список. От истца поступило заявление в администрацию района лишь в дд.мм.гггг года. Представители Министерства финансов РФ и Управления федерального казначейства по Пермскому краю, действующего по доверенности от Министерства финансов РФ, в суд не явились, о дне слушания дела извещены. Представитель отделения по ... УФК по ... в суд не явился, о дне слушания дела извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, указывая на то, что финансирование направления в содействие переселению работников, уволенных в связи с ликвидацией организаций угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна, прекратилось с дд.мм.ггггг. У истца отсутствует одно из условий предоставления жилищного сертификата - регистрация в качестве безработного в территориальном органе службы занятости г. Гремячинска. В настоящее время Давыдов С.Ф. социально защищен: ему назначена с 1999г. пенсия по выслуге лет и с дд.мм.ггггг., что свидетельствует о том, что истец не нуждается в трудоустройстве путем переселения за пределы г. Гремячинска. Кроме того, Давыдов С.В. пропустил срок исковой давности: он не обратился в суд в течение трех лет с момента первого отказа в предоставлении сертификата. Суд, выслушав истца, его представителей, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. 27.06.1996г. вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В соответствии с положениями ст. 5 данного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ. При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998г. Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068 утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области. Сертификат предусмотрен как именное свидетельство, удостоверяющее право высвобожденного работника на получение безвозмездной целевой субсидии на приобретение жилья. Приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. № 214 утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией. В указанных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000г.г.: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в списки высвобожденных работников, содержатся в пункте 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428. Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004г. утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна. В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ 13.07.2005г. № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п.п. 3, 8, 9, 12). Таким образом, органы местного самоуправления в порядке предоставления гражданам безвозмездных жилищных субсидий утверждали ежегодно составляемые списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывали размер субсидий, согласовывали списки и расчет с Федеральным агентством по энергетике и заключали с гражданином договор о предоставлении субсидии. Непосредственное предоставление субсидии осуществлялось в соответствии с п. 2 указанных Правил Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Судом установлено, что Давыдов С.Ф. работал на шахте «4» с дд.мм.ггггг. до её закрытия, уволен дд.мм.ггггг. в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ. На учёт в центре занятости населения города Гремячинска в качестве безработного не состоял, в день увольнения, дд.мм.ггггг, ему была назначена пенсия по выслуге лет. С дд.мм.ггггг. по дд.мм.гггг он состоял на учёте в ЦЗН г. Гремячинска качестве ищущего работу. Истец имеет стаж в угольной отрасли 12 лет. Давыдов С.Ф.постоянно проживает на территории ..., в Список высвобожденных работников шахты «4», претендующих на получение жилищной субсидии, не включен, с заявлением о предоставлении ему жилищной субсидии в Наблюдательный совет администрации Гремячинского MP не обращался. Как пояснил истец, он устно неоднократно обращался в администрацию г. Гремячинска с просьбой о выделении ему жилищной субсидии, однако, ему было также устно отказано по причине того, как пояснил истец, что он был социально защищен, получал пенсию. Данный отказ Давыдовым С.Ф. в суд обжалован не был. Из анализа вышеперечисленных нормативных актов следует, что право на предоставление жилищной субсидии высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной отрасли возникает лишь при совокупности четырех условий предоставления данного вида социальной защиты, прямо перечисленных в Правилах проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068, Положении о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, утвержденном приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. №214 и Правилах предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. №428, в том числе регистрация в территориальных органах службы занятости населения в качестве безработных. Давыдов С.Ф. не состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска после увольнения в связи с ликвидацией шахты «4» в качестве безработного. Суд учитывает, что юридически значимыми в данном деле являются наличие определенных предпосылок для возникновения права на получение государственного жилищного сертификата (впоследствии-безвозмездной жилищной субсидии), имевшихся у Давыдова С.Ф. на момент увольнения его с шахты в связи с ликвидацией, а также то, что целью эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов являлось содействие трудоустройству высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) для обеспечения социальной защиты высвобожденных работников за счет переселения за пределы этих городов. После увольнения с шахты «4» в связи с ликвидацией предприятия Давыдов С.Ф. на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного не состоял. С 1998г. ему была назначена трудовая пенсия за выслугу лет, с 2000г. назначена дополнительная (отраслевая) пенсия НПФ «У», т.е. был социально защищен. В настоящее время истец является нетрудоспособным в силу возраста, также социально защищен, поскольку получает пенсии, что не свидетельствует о его нуждаемости в трудоустройстве путем переселения за пределы г. Гремячинска. При таких обстоятельствах требования Давыдова С.Ф. о признании за ним права на получение за счет средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения на семью, состоящую из трех человек, удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ В удовлетворении иска Давыдова С.Ф. к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья в Пермском крае на семью из трех человек и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 19.01.2010г. Федеральный судья