Дело № 2-217/2010г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Гремячинск 19 мая 2010г. Гремячинский городской суд Пермского края в составе: судьи Замышляевой С.В. при секретаре Коренюгиной С.Ю. с участием истца Закирова И.Р., его представителя адвоката Мухамадеева К.В., 3-го лица Агзямовой Г.Х., представителя Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю Игнатовой Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску ЗАКИРОВА И.Р. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску Управления федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии, о восстановлении срока для обращения в суд, у с т а н о в и л Истец обратился в суд с иском к ответчикам о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии в размере 2 044 800 руб., мотивируя тем, что его отец ФИО1 работал на шахте «4» с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., с дд.мм.ггггг. до ее закрытия, уволен с шахты «4» дд.мм.ггггг. в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ, с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. он работал на шахте «Ш». После увольнения с шахты он состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., был включен в список высвобожденных работников шахты на получение жилищного сертификата. В течение 4 лет его родители неоднократно обращались в администрацию города по вопросам выделения жилищной субсидии для переселения. дд.мм.ггггг. ФИО1 умер. В настоящее время его семья состоит из 4-х человек. Истец просит переоформить на него жилищную субсидию. Поскольку программа по переселению высвобожденных работников ликвидированных организаций Кизеловского угольного бассейна завершена в ноябре 2006г., денежные средства из федерального бюджета на эти цели не выделяются с 2006г., истец просит взыскать с Казны РФ стоимость безвозмездной жилищной субсидии в размере 2 044 800 руб. на семью из 4-х человек, обязанность по исполнению решения возложить на Министерство финансов РФ, возложить на МФ РФ обязанность при изменении размера средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья произвести перерасчет суммы субсидии, на администрацию Гремячинского МР возложить обязанность при перечислении денежных средств Министерством финансов РФ оформить ей субсидию на семью из 4-х человек. Кроме того истец просит восстановить срок для обращения в суд за защитой его прав, мотивируя тем, что своевременно он не мог обратиться в суд за защитой своих прав, так как достиг совершеннолетия дд.мм.ггггг., он обучается в ... и выехать в г. Гремячинск раньше не мог. В судебном заседании истец и 3-е лицо Агзямова Г.Х. поддержали исковые требования. Представитель ответчика - администрации Гремячинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела ответчик извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, ответчик возражает против удовлетворения исковых требований истца, мотивируя тем, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованием о признании права на получение безвозмездной жилищной субсидии. Представитель ответчиков – Министерства финансов РФ, Управления федерального казначейства по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю Игнатова Н.Е.с иском не согласна, мотивируя тем, что в 2005г. программа по переселению высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной отрасли была завершена, с 2006г. финансирование расходов по переселению не предусматривалось, истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд за защитой своих прав, право истца на обращение в суд возникло с дд.мм.ггггг., то есть с даты письма администрации г. Гремячинска, в котором ФИО1 фактически было отказано в праве на предоставлении жилищного сертификата. В качестве уважительных причин пропуска срока истец указывает на то, что он достиг совершеннолетия дд.мм.ггггг. и обучается в другом городе. Однако в соответствии с ч. 1 ст. 56 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими). Кроме того ФИО1 на день смерти не являлся владельцем сертификата, поэтому у его сына Закирова И.Р. не возникло право на получение безвозмездной жилищной субсидии. Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. 27.06.1996г. вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В соответствии с положениями ст. 5 данного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ. При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998г. Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068 утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области. Сертификат предусмотрен как именное свидетельство, удостоверяющее право высвобожденного работника на получение безвозмездной целевой субсидии на приобретение жилья. Приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. № 214 утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией. В указанных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной 2. промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000г.г.: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в списки высвобожденных работников, содержатся в пункте 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428. Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004г. утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна. В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ 13.07.2005г. № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п.п. 3, 8, 9, 12). Таким образом, органы местного самоуправления в порядке предоставления гражданам безвозмездных жилищных субсидий утверждали ежегодно составляемые списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывали размер субсидий, согласовывали списки и расчет с Федеральным агентством по энергетике и заключали с гражданином договор о предоставлении субсидии. Непосредственное предоставление субсидии осуществлялось в соответствии с п. 2 указанных Правил Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Судом установлено, что ФИО1 работал на шахте «4» с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., с дд.мм.ггггг. до ее закрытия, уволен с шахты «4» дд.мм.ггггг. в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ, с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. он работал на шахте «Ш». После увольнения с шахты «Ш» ФИО1 состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. ФИО1 был включен в список высвобожденных работников шахты «4», претендующих на получение жилищного сертификата. дд.мм.ггггг. ФИО1 обратился в администрацию г. Гремячинска с заявлением о предоставлении жилищной субсидии. дд.мм.ггггг. ФИО1 умер. Правительством РФ специальными выше указанными актами были предусмотрены меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы городов, право на предоставление жилищной субсидии высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной отрасли возникает лишь при совокупности четырех условий, прямо перечисленных в Положении и Правилах, отсутствие хотя бы одного из которых свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания за таким лицом права на предоставление жилищной субсидии, одним из обязательных условий предоставления данного вида социальной защиты является регистрация в территориальных органах службы занятости в качестве безработных. Пунктом 13 Положения о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, утвержденного приказом Минэнерго РФ от 11.07.2002г. № 214, предусмотрена возможность в случае смерти получателя безвозмездной жилищной субсидии переоформления этой субсидии на одного из членов семьи. Аналогичное право в случае смерти владельца сертификата предусматривалось п. 13 Правил проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов…, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068. Судом установлено, что на момент смерти ФИО1 являлся претендентом на получение безвозмездной жилищной субсидии, а не получателем жилищной субсидии, решения о выделении ему безвозмездной жилищной субсидии не принималось, договор на получение жилищной субсидии между администрацией Гремячинского МР и ФИО1 не заключался. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Закиров И.Р. не имеет право на переоформление субсидии, поскольку его отец на момент смерти не являлся получателем жилищной субсидии. Кроме того суд считает, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованиями о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии, с момента смерти отца дд.мм.ггггг.г. ни он, ни его мать, являющаяся его законным представителем, не обращались в администрацию г. Гремячинска, администрацию Гремячинского МР по поводу переоформления субсидии на другого члена семьи. Истец обратился в администрацию Гремячинского МР в марте 2010г., а в суд с иском о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии обратилась только дд.мм.ггггг. Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. В силу ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. 3. Таким образом, требование о применении исковой давности, заявленное представителями администрации Гремячинского МР, Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, подлежит применению. В качестве уважительных причин пропуска срока истец указывает на то, что он достиг совершеннолетия дд.мм.ггггг. и обучается в другом городе. Однако в соответствии с ч. 1 ст. 56 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими). Его мать Агзямова Г.Х. имела возможность своевременно обратиться за защитой своих прав и прав несовершеннолетнего сына Закирова И.Р., однако в суд с иском не обратилась. Обучение в другом городе не является препятствием для обращения в суд за защитой своих прав. Суд не находит оснований для восстановления истцу пропущенного срока исковой давности. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истицы не могут быть удовлетворены. Руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л В удовлетворении иска ЗАКИРОВА И.Р. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску Управления федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии, о восстановлении срока для обращения в суд отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 25.05.2010г. СУДЬЯ