о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии



Дело №2-25/2010 r.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Гремячинск 19 января 2010г.

Гремячинский городской суд Пермского края в составе:

судьи Тишко Т. И.

истца Баклашовой СИ.

представителя истца - адвоката Мухамадеева К.В.

при секретаре Фатхулиной Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску Баклашовой С.И. к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии

установил:

Истец обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии в размере 1814400руб, мотивируя тем, что она работала на шахте «4» со дд.мм.гггг до её закрытия. Она уволена дд.мм.гггг в связи с ликвидацией предприятия (п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ). Состояла на учёте в центре занятости населения города Гремячинска в качестве безработной с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг. В течение 12 лет неоднократно обращалась в администрацию Гремячинского муниципального района по вопросу выделения жилищной субсидии для переселения, од­нако, вопрос не решён до сегодняшнего дня.

В частности, в последний раз она обратилась в дд.мм.гггг года. Письмом от дд.мм.гггг глава администрации Гремячинского муниципального района известил её о том, что финансирование мероприятий по переселению высвобожденных работников Кизеловского угольного бассейна прекращено с 2006 года. Данное письмо она воспринимает как отказ в выдаче ей субсидии для переселения.

Она является высвобожденным работником ликвидированного предприятия угольной отрасли (шахты «4»). Имеет стаж работы в угольной отрасли более 17 лет. Уволена в 1997 году. Постоянно проживает на территории .... Состояла на учёте в ЦЗН города Гремячинска в качестве безработной. Поэтому она считает, что имеет право претендовать на получение денежных средств от государства для переселения.

В настоящее время число членов её семьи составляет 3 человека. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 253 норматив общей площади жилого помещения для расчёта размера субсидии устанавливается по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более, т.е. 54 кв. м на её семью. В соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.09.2009 № 433 стоимость 1 кв. м жилья по Пермскому краю на 4 квартал 2009 года составляет 33 600 рублей. Следовательно, жилищная субси­дия на её семью должна составлять 1 814 400 рублей.

Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков» сохранён прежний порядок выделения жилищных субсидий на переселение высвобожденных работников ликвидированных организаций угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна.

Однако, постановлениями Правительства РФ от 15.11.2006 № 687 и от 15.11.20 № 688 Кизеловский угольный бассейн исключён из числа субъектов, которым будут предоставляться субвенции для финансирования реализации мероприятий по содействию в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства высвобожденным работникам ликвидированных угольных предприятий.

Её право на получение безвозмездной жилищной субсидии для переселения возникло гораздо ранее принятия последних постановлений. Ни в одном из нормативных актов, регулирующих вопросы предоставления субсидий для переселения, не установлен срок окончания переселения, не указано количество переселяемых семей. Следовательно, все высвобожденные работники шахты «4» должны быть обеспечены финансовыми средствами для переселения. Она считает, что государство не выполнило свои обязательства в полном объёме по переселению высвобожденных работников ликвидирован­ных предприятий угольной отрасли по Кизеловскому угольному бассейну.

В судебном заседании истец и её представитель требования поддержали, указывая на то, что Баклашова С. И. состояла на учете в ЦЗН г. Гремячинска после увольнения от ИП ФИО1. В 1997г. после увольнения с шахты она не встала на учет в ЦЗН, т. к. неофициально работала. Она вынуждена была работать, т.к. её дети учились. С 2003 г. она вновь работает у ИП ФИО1 до настоящего времени. С ИП ФИО1 у неё заключен трудовой договор. Её муж также работал на шахте. В выделении субсидии ему было отказано. Она не была включена в Список высвобожденных работников, т. к. не состояла на учете в ЦЗН. Она с мужем писали заявление в Наблюдательный совет о том, чтобы её включили в Список высвобожденных работников вместо мужа, сдала все документы. Ей неизвестно, рассмотрел ли Наблюдательный совет её заявление, а документы в администрации города не найдены.

Представитель ответчика - администрации Гремячинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела ответчик извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, ответчик возражает против удовлетворения исковых требований истца, указывая на то, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» (далее Порядок), пунктом 3 Положения «О содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли гг. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счёт средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития», утверждённого Приказом Минэнерго России от 11 июля 2002 года № 214, право на получение безвозмездной жилищной субсидии имеют высвобожденные работники, уволенные в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, постоянно проживающие в городах Кизел, Губаха, Гремячинск или Чусовой, уволенные в 1995-2000 годах из организаций угольной промышленности, расположенных в этих городах, имеющие стаж работы в угольной отрасли не менее 5 лет, зарегистрированные в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных.

Право на предоставление жилищной субсидии возникает у высвобожденных работников с организаций угольной отрасли лишь при совокупности четырех условий, прямо перечисленных в Положении, отсутствие хотя бы одного из которых свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания за таким лицом права на предоставление жилищной субсидии. Одним из обязательных условий является регистрация в территориальных органах службы занятости в качестве безработных. Истица была зарегистрирована в ЦЗН по г. Гремячинску в качестве безработной по причине увольнения с ЧП «ФИО1» по ст.77п.2 с дд.мм.ггггг.

В соответствии с Порядком социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Кандидатура Баклашовой С.И. в Списке высвобожденных работников шахты «4», претендующих на получение жилищных субсидий, составленный рабочей группой работников шахты в 2000г, не значится.

Кроме того, истицей пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованием о признании права на получение безвозмездной жилищной субсидии и взыскания стоимости безвозмездной жилищной субсидии, так как она с момента увольнения с шахты не обращалась в администрацию города Гремячинска, администрацию района с заявлением о включении в Список. Представлено лишь совместное заявление Баклашовых, датированное дд.мм.ггггг, однако, на указанном заявлении отсутствует штамп администрации г. Гремячинска, фиксирующий входящую корреспонденцию.

Представители Министерства финансов РФ и Управления федерального казначейства по Пермскому краю, действующее по доверенности от Министерства финансов РФ, в суд не явились, о дне слушания дела извещены.

Представитель отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю в суд не явился, о дне слушания дела извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, указывая на то, что финансирование направления в содействие переселению работников, уволенных в связи с ликвидацией организаций угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна, прекратилось с дд.мм.ггггг. Баклашова СИ. пропустила срок исковой давности: она не обратилась в суд в течение трех лет с момента включения в Список высвобожденныхъ работников шахты «4», если считает, что её право на получение жилищной субсидии было нарушено.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.1988 года № 1068 эксперимент по предоставлению государственных жилищных сертификатов был организован в целях обеспечения социальной защиты высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) и содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы этих городов.

Выдача жилищных сертификатов при реструктуризации угольной отрасли была предусмотрена государством для социальной защиты определенных групп населения, находящихся в наиболее неблагополучном положении, в том числе и только для тех, кто был безработным и был зарегистрирован в связи с этим в территориальном органе центра службы занятости населения г. Гремячинска.

Как следует из справки N от дд.мм.гггг года истец трудоустраивалась, в том числе работала у ЧП ФИО1, увольнение у последней послужило основанием для постановки на учёт в Государственном учреждении «Центр занятости населения города Гремячинска».

Юридически значимым является то, что целью эксперимента являлось содействие трудоустройству высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности для обеспечения социальной защиты высвобожденных работников за счет переселения за пределы городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой.

Как следует из письма Администрации Гремячинского муниципального района от дд.мм.гггг N: в Списке высвобожденных работников шахты «4» ОАО «К», претендующих на получение безвозмездной жилищной субсидии, составленном в 2000 году и скорректированном по состоянию на дд.мм.гггг года истец не значится.

Данный факт подтверждён заявлением председателю Наблюдательного Совета (полученного дд.мм.гггг года) от Баклашовых. Из которого следует, что в Списки высвобожденных работников шахты «4» ОАО «К», претендующих на получение безвозмездной жилищной субсидии, включен ФИО2, который, в свою очередь, является социально защищенным, так как, с сентября 1998 года является получателем льготной пенсии.

Отсюда следует, что Баклашова СВ. не была включена в списки высвобожденных работников, претендующих на переселение, на основании Приказа Минэнерго России от 11.07.2002 года № 214, а потому денежные средства из федерального бюджета для приобретения жилищного сертификата для истца и состава её семьи не выделялись, а член её семьи - ФИО2, будучи включённым в список высвобожденных работников, является социально защищенным. На основании изложенного представитель отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю просит в иске Баклашовой С.И. отказать.

Суд, выслушав истца, её представителя, свидетеля ФИО3, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

27.06.1996г. вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В соответствии с положениями ст. 5 данного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.

При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998г. Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068 утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области.

Сертификат предусмотрен как именное свидетельство, удостоверяющее право высвобожденного работника на получение безвозмездной целевой субсидии на приобретение жилья.

Приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. № 214 утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией.

В указанных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000г.г.: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в списки высвобожденных работников, содержатся в пункте 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428.

Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004г. утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна.

В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ 13.07.2005г. № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п.п. 3, 8, 9, 12).

Таким образом, органы местного самоуправления в порядке предоставления гражданам безвозмездных жилищных субсидий утверждали ежегодно составляемые списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывали размер субсидий, согласовывали списки и расчет с Федеральным агентством по энергетике и заключали с гражданином договор о предоставлении субсидии. Непосредственное предоставление субсидии осуществлялось в соответствии с п. 2 указанных Правил Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.

Судом установлено, что Баклашова С.И. работала на шахте «4» со дд.мм.ггггг. до её закрытия, уволена дд.мм.ггггг. в связи с сокращением штата ввиду ликвидации предприятия по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ. С дд.мм.ггггг. работала у ИП ФИО1 до дд.мм.гггг. С дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. она состояла на учёте в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработной после увольнения от ИП ФИО1. С дд.мм.гггг. по настоящее время вновь работает у ИП ФИО1. В Список высвобожденных работников шахты «4» не включена. дд.мм.ггггг. Баклашова С.И. обратилась с совместным заявлением с мужем, ФИО2, в Наблюдательный совет с заявлением о включении её в Список высвобожденных работников вместо мужа, доказательств того, что её заявление было рассмотрено в суд не представила. С заявлением о предоставлении ей жилищной субсидии, как высвобожденному работнику шахты, Баклашова С.И. в Наблюдательный совет не обращалась.

Из анализа вышеперечисленных нормативных актов следует, что Баклашова С.И., на момент увольнения её с шахты не отвечала всем требованиям высвобожденного работника для предоставления ей данного вида социальной защиты: в Центре занятости г. Гремячинска в качестве безработной после увольнения с шахты не состояла.

Суд учитывает, что целью эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов являлось содействие трудоустройству высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) для обеспечения социальной защиты высвобожденных работников за счет переселения за пределы этих городов.

Истец социально защищена: на протяжении более восьми лет она работает по трудовому договору у ИП ФИО1, что не свидетельствует о её нуждаемости в трудоустройстве путем переселения за пределы г. Гремячинска.

При таких обстоятельствах требования Баклашовой СИ. о признании за ней права на получение за счет средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения на семью, состоящую из трех человек удовлетворению не подлежат.

В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ 13.07.2005г. № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п.п. 3, 8, 9, 12).

Таким образом, органы местного самоуправления в порядке предоставления гражданам безвозмездных жилищных субсидий утверждали ежегодно составляемые списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывали размер субсидий, согласовывали списки и расчет с Федеральным агентством по энергетике и заключали с гражданином договор о предоставлении субсидии. Непосредственное предоставление субсидии осуществлялось в соответствии с п. 2 указанных Правил Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.

Судом установлено, что Баклашова СИ. работала на шахте «4» со дд.мм.ггггг. до её закрытия, уволена дд.мм.ггггг. в связи с сокращением штата ввиду ликвидации предприятия по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ. С дд.мм.ггггг. работала у ИП ФИО1 до дд.мм.гггг. С дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. она состояла на учёте в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработной после увольнения от ИП ФИО1. С дд.мм.гггг. по настоящее время вновь работает у ИП ФИО1. В Список высвобожденных работников шахты «4» не включена. дд.мм.ггггг. Баклашова СИ. обратилась с совместным заявлением с мужем, ФИО2, в Наблюдательный совет с заявлением о включении её в Список высвобожденных работников вместо мужа, доказательств того, что её заявление было рассмотрено в суд не представила. С заявлением о предоставлении ей жилищной субсидии, как высвобожденному работнику шахты, Баклашова СИ. в Наблюдательный совет не обращалась.

Из анализа вышеперечисленных нормативных актов следует, что Баклашова СИ., на момент увольнения её с шахты не отвечала всем требованиям высвобожденного работника для предоставления ей данного вида социальной защиты: в Центре занятости г. Гремячинска в качестве безработной после увольнения с шахты не состояла.

Суд учитывает, что целью эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов являлось содействие трудоустройству высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) для обеспечения социальной защиты высвобожденных работников за счет переселения за пределы этих городов.

Истец социально защищена: на протяжении более восьми лет она работает по трудовому договору у ИП ФИО1, что не свидетельствует о её нуждаемости в трудоустройстве путем переселения за пределы г. Гремячинска.

При таких обстоятельствах требования Баклашовой СИ. о признании за ней права на получение за счет средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения на семью, состоящую из трех человек удовлетворению не подлежат

Руководствуясь ст.ст.198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении иска Баклашовой С.И. к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья в Пермском крае на семью из трех человек и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 26.01.2010г.

Федеральный судья