Дело №2-24/2010 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Гремячинск 19 января 2010г. Гремячинский городской суд Пермского края в составе: судьи Тишко Т. И. представителя истца - адвоката Мухамадеева К.В. при секретаре Фатхулиной Л.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску Шкурихина С.В. к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии установил: Истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии в размере 2 419 200руб, мотивируя тем, что он работал на шахте «4» с дд.мм.гггг до её закрытия. Он уволен дд.мм.гггг в связи с ликвидацией предприятия (п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ). Состоял на учёте в центре занятости населения города Гремячинска в качестве безработного с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг. В течение 11 лет неоднократно обращался в различные инстанции по вопросу выделения жилищной субсидии для переселения, однако, вопрос не решён до сегодняшнего дня. В частности, в последний раз он обратился в администрацию Гремячинского муниципального района в дд.мм.гггг года. Письмом от дд.мм.гггг глава известил его о том, что финансирование мероприятий по переселению высвобожденных работников Кизеловского угольного бассейна прекращено с 2006 года. Данное письмо он воспринимает, как отказ в выдаче ему субсидии для переселения. Он является высвобожденным работником ликвидированного предприятия угольной отрасли (шахты «4»). Имеет стаж работы в угольной отрасли более 17 лет. Уволен в 1998 году. Постоянно проживает на территории .... Состоит на учёте в ЦЗН города Гремячинска в качестве безработного. Поэтому он считает, что имеет право претендовать на получение денежных средств от государства для переселения. В настоящее время число членов его семьи составляет 4 человека: он, его жена, ФИО2, их дочери, ФИО3 и ФИО1. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 253 норматив общей площади жилого помещения для расчёта размера субсидии устанавливается по 18 кв.м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более, т.е. 72 кв.м на его семью. В соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.09.2009 № 433 стоимость 1 кв. м жилья по Пермскому краю на 4 квартал 2009 года составляет 33 600 рублей. Следовательно, жилищная субсидия на его семью должна составлять 2 419 200 рублей. Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков» сохранён прежний порядок выделения жилищных субсидий на переселение высвобожденных работников ликвидированных организаций угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна. Однако, постановлениями Правительства РФ от 15.11.2006 № 687 и от 15.11.2006 № 688 Кизеловский угольный бассейн исключён из числа субъектов, которым будут предоставляться субвенции для финансирования реализации мероприятий по содействию в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства высвобожденным работникам ликвидированных угольных предприятий. Его право на получение безвозмездной жилищной субсидии для переселения возникло гораздо ранее принятия последних постановлений. Ни в одном из нормативных актов, регулирующих вопросы предоставления субсидий для переселения, не установлен срок окончания переселения, не указано количество переселяемых семей. Следовательно, все высвобожденные работники шахты «4» должны быть обеспечены финансовыми средствами для переселения. Он считает, что государство не выполнило свои обязательства в полном объёме по переселению высвобожденных работников ликвидированных предприятий угольной отрасли по Кизеловскому угольному бассейну. Истец в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствие, в присутствии его представителя, адвоката Мухамадеева К.В. В судебном заседании представитель истца требования поддержал, указывая на то, что срок исковой давности истцом не пропущен, после увольнения в связи с ликвидацией шахты истец был трудоустроен на шахту «Ш», состоял на учете в ЦЗН, в качестве безработного после увольнения с указанной шахты, включен в Список высвобожденных работников шахты «4» под N, на шахте работала и жена истца, но она была не уволена, а переведена в другую организацию. Представитель ответчика - администрации Гремячинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела ответчик извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, ответчик возражает против удовлетворения исковых требований истца, указывая на то, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованием о признании права на получение безвозмездной жилищной субсидии и взыскания стоимости безвозмездной жилищной субсидии, так как обращение истца о предоставлении жилищной субсидии датировано 2005 годом, от истца поступило повторное заявление в администрацию района лишь в дд.мм.гггг. Представители Министерства финансов РФ и Управления федерального казначейства по Пермскому краю, действующее по доверенности от Министерства финансов РФ, в суд не явились, о дне слушания дела извещены. Представитель отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю в суд не явился, о дне слушания дела извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, указывая на то, что финансирование направления в содействие переселению работников, уволенных в связи с ликвидацией организаций угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна, прекратилось с 01.01.2006г. Шкурихин С.В.пропустил срок исковой давности: его право на получение безвозмездной жилищной субсидии возникло в момент увольнения с шахты в связи с ликвидацией предприятия. Истец не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих об уважительности пропуска срока исковой давности. После увольнения с шахты истец был трудоустроен, поэтому он утратил право на получение безвозмездной жилищной субсидии. В случае получения пенсии истец является социально защищенным. Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. 27.06.1996г. вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В соответствии с положениями ст. 5 данного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ. При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998г. Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068 утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области. Сертификат предусмотрен как именное свидетельство, удостоверяющее право высвобожденного работника на получение безвозмездной целевой субсидии на приобретение жилья. Приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. № 214 утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией. В указанных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000г.г: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в списки высвобожденных работников, содержатся в пункте 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428. Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004г. утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна. В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ 13.07.2005г. № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п.п. 3, 8, 9, 12). Таким образом, органы местного самоуправления в порядке предоставления гражданам безвозмездных жилищных субсидий утверждали ежегодно составляемые списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывали размер субсидий, согласовывали списки и расчет с Федеральным агентством по энергетике и заключали с гражданином договор о предоставлении субсидии. Непосредственное предоставление субсидии осуществлялось в соответствии с п. 2 указанных Правил Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Судом установлено, что истец работал на шахте «4» с дд.мм.ггггг. до её закрытия, уволен дд.мм.ггггг. в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ. Сразу трудоустроился на шахту «Ш». С дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. он состоял на учёте в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного после увольнения с шахты «Ш». дд.мм.гггг. ему была назначена пенсия по старости. дд.мм.ггггг. Наблюдательным советом администрации г. Гремячинска был восстановлен в Списке высвобожденных работников шахты «4» на получение безвозмездной жилищной субсидии. С заявлением о предоставлении жилищной субсидии для приобретения жилого помещения в Наблюдательный совет Гремячинского муниципального района не обращался. Истец имеет стаж в угольной отрасли более 17 лет, постоянно проживает на территории .... Из анализа вышеперечисленных нормативных актов следует, что Шкурихин СВ. на момент увольнения его с шахты не отвечал всем требованиям высвобожденного работника для предоставления ему данного вида социальной защиты: на учете в ЦЗН г. Гремячинска не состоял, сразу после увольнения в связи с ликвидацией трудоустроился на шахту «Ш», т.е. был социально защищен. Суд учитывает, что юридически значимыми в данном деле является наличие определенных предпосылок для возникновения права на получение государственного жилищного сертификата (впоследствии-безвозмездной жилищной субсидии), имевшихся у Шкурихина СВ. на момент увольнения его с шахты в связи с ликвидацией, а также то, что целью эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов являлось содействие трудоустройству высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) для обеспечения социальной защиты высвобожденных работников за счет переселения за пределы этих городов. Истец сразу после увольнения трудоустроился на шахту «Ш», где работал до дд.мм.гггг, после чего встал на учет в ЦЗН г. Гремячинска. С 2005г. истцу была назначена трудовая пенсия по старости, т.е. истец после увольнения был социально защищен. В настоящее время Шкурихин СВ.. является нетрудоспособным в силу возраста, также социально защищен, поскольку получает пенсию, что не свидетельствует о его нуждаемости в трудоустройстве путем переселения за пределы г. Гремячинска. При таких обстоятельствах требования Шкурихина СВ. о признании за ним права на получение за счет средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения на семью, состоящую из четырех человек удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст.198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ В удовлетворении иска Шкурихина С.В. к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья в Пермском крае на семью из четырех человек и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 26.01.2010г. Федеральный судья