Дело № 2-279/2010г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Гремячинск 1 июня 2010г. Гремячинский городской суд Пермского края в составе: судьи Замышляевой С.В. при секретаре Коренюгиной С.Ю. с участием представителя истицы - адвоката Мухамадеева К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску ЮСУПОВОЙ Т.Х. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску Управления федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии, о восстановлении срока для обращения в суд, у с т а н о в и л Истица обратилась в суд с иском к ответчикам о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии в размере 2 044 800 руб., мотивируя тем, что ее муж ФИО1 работал на шахте «Г», которая в 1989г. была переименована в шахту «З», с дд.мм.ггггг. до ее закрытия, уволен с шахты «З» дд.мм.ггггг. в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ. После увольнения с шахты он состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., он был включен в список высвобожденных работников шахты «З» на получение жилищного сертификата. В течение 13 лет ее муж неоднократно обращался в администрацию города по вопросам выделения жилищной субсидии для переселения. дд.мм.ггггг. ФИО1 умер. В настоящее время ее семья состоит из 4-х человек. Истица просит переоформить на нее жилищную субсидию. Поскольку программа по переселению высвобожденных работников ликвидированных организаций Кизеловского угольного бассейна завершена в ноябре 2006г., денежные средства из федерального бюджета на эти цели не выделяются с 2006г., истец просит взыскать с Казны РФ стоимость безвозмездной жилищной субсидии в размере 2 044 800 руб. на семью из 4-х человек, обязанность по исполнению решения возложить на Министерство финансов РФ, возложить на МФ РФ обязанность при изменении размера средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья произвести перерасчет суммы субсидии, на администрацию Гремячинского МР возложить обязанность при перечислении денежных средств Министерством финансов РФ оформить ей субсидию на семью из 4-х человек. Кроме того истица просит восстановить пропущенный срок для обращения в суд, она не могла своевременно обратиться в суд с иском в связи с необходимостью ухода за престарелой матерью. В судебное заседание истица не явилась, о дне слушания дела извещена, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, свои требования поддерживает. Представитель истицы адвокат Мухамадеев К.В. поддерживает исковые требования истицы. Представитель ответчика - администрации Гремячинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела ответчик извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, ответчик возражает против удовлетворения исковых требований истца, мотивируя тем, что ни истица, ни ее покойный муж не обращались в администрацию города и района с заявлением о предоставлении социальной выплаты, истицей пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованием о признании права на получение безвозмездной жилищной субсидии. Представители ответчиков – Министерства финансов РФ, Управления федерального казначейства по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю в судебное заседание не явились, о дне слушания дела данные ответчики извещены, с иском не согласны, мотивируя тем, что в 2005г. программа по переселению высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной отрасли была завершена, с 2006г. финансирование расходов по переселению не предусматривалось. Кроме того ФИО1 на день смерти не являлся владельцем сертификата, поэтому у его жены Юсуповой Т.Х. не возникло право на получение безвозмездной жилищной субсидии. Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истицы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. 27.06.1996г. вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В соответствии с положениями ст. 5 данного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ. При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998г. Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068 утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области. Сертификат предусмотрен как именное свидетельство, удостоверяющее право высвобожденного работника на получение безвозмездной целевой субсидии на приобретение жилья. Приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. № 214 утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией. В указанных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000г.г.: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в списки высвобожденных работников, содержатся в пункте 8 Правил предоставления субвенций на реализацию 2. программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428. Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004г. утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна. В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ 13.07.2005г. № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п.п. 3, 8, 9, 12). Таким образом, органы местного самоуправления в порядке предоставления гражданам безвозмездных жилищных субсидий утверждали ежегодно составляемые списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывали размер субсидий, согласовывали списки и расчет с Федеральным агентством по энергетике и заключали с гражданином договор о предоставлении субсидии. Непосредственное предоставление субсидии осуществлялось в соответствии с п. 2 указанных Правил Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Судом установлено, что ФИО1 работал на шахте «Г», которая в 1989г. была переименована в шахту «З», с дд.мм.ггггг. до ее закрытия, уволен с шахты «З» дд.мм.ггггг. в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ. После увольнения с шахты «З» ФИО1 состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. ФИО1 был включен в список высвобожденных работников шахты «З», претендующих на получение жилищного сертификата. дд.мм.ггггг. ФИО1 обратился в администрацию г. Гремячинска с заявлением о предоставлении жилищного сертификата. дд.мм.ггггг. ФИО1 умер. Пунктом 13 Положения о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, утвержденного приказом Минэнерго РФ от 11.07.2002г. № 214, предусмотрена возможность в случае смерти получателя безвозмездной жилищной субсидии переоформления этой субсидии на одного из членов семьи. Аналогичное право в случае смерти владельца сертификата предусматривалось п. 13 Правил проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов…, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068. Судом установлено, что на момент смерти ФИО1 не являлся получателем жилищной субсидии, решения о выделении ему безвозмездной жилищной субсидии не принималось, договор на получение жилищной субсидии между администрацией Гремячинского МР и ФИО1 не заключался. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Юсупова Т.Х. не имеет право на переоформление субсидии, поскольку ее муж на момент смерти не являлся получателем жилищной субсидии. Истица просит восстановить срок для обращения в суд за защитой своих прав. Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. В силу ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. что истица имела возможность своевременно обратиться в суд за защитой своих прав. Суд считает, что срок для обращения в суд истицей не пропущен, поскольку право истицы на обращение в суд возникло с дд.мм.ггггг., то есть со дня смерти мужа. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истицы не могут быть удовлетворены. Руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л В удовлетворении иска ЮСУПОВОЙ Т.Х. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску Управления федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии, о восстановлении срока для обращения в суд отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 07.06.2010г. СУДЬЯ