Дело № 2-252/2010г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Гремячинск 26 мая 2010г. Гремячинский городской суд Пермского края в составе: судьи Замышляевой С.В. при секретаре Коренюгиной С.Ю. с участием истицы Зайцевой Л.Л., ее представителя адвоката Мухамадеева К.В., представителя Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю Игнатовой Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску ЗАЙЦЕВОЙ Л.Л. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску Управления федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии, о восстановлении срока для обращения в суд, у с т а н о в и л Истица обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья в ... и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии в размере 937 200 руб., мотивируя тем, что она работала на шахте «4» с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., в медсанчасти шахты «4» с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., в В с дд.мм.ггггг. до его закрытия, уволена с работы дд.мм.ггггг. в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ, имеет стаж работы в угольной отрасли около 6 лет. После увольнения из В она состояла на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., своевременно сдала все необходимые документы в наблюдательный совет, состоит в списке высвобожденных работников В на получение жилищных сертификатов. В дд.мм.гггг. она обратилась в администрацию района по поводу предоставления жилищной субсидии, однако письмом от дд.мм.ггггг. ей было отказано в предоставлении субсидии. Истица просит взыскать с Казны РФ стоимость безвозмездной жилищной субсидии в размере 937 200 руб., обязанность по исполнению решения возложить на Министерство финансов РФ, возложить на МФ РФ обязанность при изменении размера средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья произвести перерасчет суммы субсидии, на администрацию Гремячинского МР возложить обязанность при перечислении денежных средств Министерством финансов РФ оформить ей субсидию на одного человека. Истица также просит восстановить пропущенный срок для обращения в суд, мотивируя тем, что она не могла своевременно обратиться в суд по состоянию своего здоровья и здоровья внука. В судебном заседании истица поддержала исковые требования. Представитель ответчика - администрации Гремячинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела ответчик извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, ответчик с иском не согласен, мотивируя тем, что истицей пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованием о признании за ней права на получение безвозмездной жилищной субсидии, так как с момента увольнения с шахты она не обращалась в администрацию района с заявлением о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья. Представитель ответчиков – Министерства финансов РФ, Управления федерального казначейства по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю Игнатова Н.Е. с иском не согласна, мотивируя тем, что в 2005г. программа по переселению высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной отрасли была завершена, с 2006г. финансирование расходов по переселению не предусматривалось, истица пропустила срок исковой давности для обращения в суд с иском, кроме того истица в настоящее время не состоит на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного, является получателем трудовой пенсии. то есть является социально защищенной, с 2004г. она проживает в ..., имеет стаж работы в угольной отрасли менее 5 лет, исключена из списка высвобожденных работников В дд.мм.ггггг. Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истицы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. 27.06.1996г. вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В соответствии с положениями ст. 5 данного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ. При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998г. Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068 утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области. Сертификат предусмотрен как именное свидетельство, удостоверяющее право высвобожденного работника на получение безвозмездной целевой субсидии на приобретение жилья. Приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. № 214 утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией. В указанных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000г.г.: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в списки высвобожденных работников, содержатся в пункте 8 Правил предоставления субвенций на реализацию 2. программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428. Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004г. утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна. В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ 13.07.2005г. № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п.п. 3, 8, 9, 12). Таким образом, органы местного самоуправления в порядке предоставления гражданам безвозмездных жилищных субсидий утверждали ежегодно составляемые списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывали размер субсидий, согласовывали списки и расчет с Федеральным агентством по энергетике и заключали с гражданином договор о предоставлении субсидии. Непосредственное предоставление субсидии осуществлялось в соответствии с п. 2 указанных Правил Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006г. № 688 «О внесении изменений в Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428» в указанные Правила внесены следующие изменения: в подпункте «в» пункта 5 слова «а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна» исключены. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006г. № 687 «О внесении изменений в перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004г. № 840» в подпункте «е» пункта 8 указанного перечня исключены слова «а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна». Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 27.02.2006г. № 40, изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428, распределены субвенции, направляемые на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Из указанного Приказа следует, что субвенции на выполнение программы содействия переселению высвобожденных работников по Кизеловскому угольному бассейну на 2006г. не выделены, не выделялись указанные субвенции и в 2007г. Юридически значимым обстоятельством является не только наличие определенных предпосылок для возникновения права на получение государственного жилищного сертификата (впоследствии – безвозмездной жилищной субсидии), имевшихся у истца на момент обращения с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата и на момент рассмотрения спора в суде, а также то, что целью эксперимента выдачи государственных жилищных сертификатов являлось содействие трудоустройству высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой для обеспечения социальной защиты высвобожденных работников за счет переселения за пределы этих городов. Судом установлено, что Зайцева Л.Л. работала на шахте «4» с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., в медсанчасти шахты «4» с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., в В с дд.мм.ггггг. до его закрытия, уволена с работы дд.мм.ггггг. в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ. После увольнения из В она состояла на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. Зайцева Л.Л. была включена в Список очередности работников, уволенных по ликвидации предприятия, для получения жилищных субсидий по В (...). дд.мм.ггггг. Зайцева Л.Л. обратилась в администрацию г. Гремячинска с заявлением о предоставлении государственного жилищного сертификата. Решением городского наблюдательного совета от дд.мм.ггггг. (протокол N) Зайцева Л.Л. была исключена из списка претендентов на получение жилищной субсидии, в связи с отсутствием 5-летнего стажа работы в угольной отрасли, общий стаж работы на предприятиях угольной отрасли составил 4 года 10 месяцев (работа на шахте «4» и в В), время работы в медсанчасти шахты «4» не зачтено в указанный стаж, поскольку медсанчасть являлась учреждением здравоохранения. дд.мм.ггггг. Зайцева Л.Л. обратилась в суд с иском к администрации г. Гремячинска о восстановлении в списке очередности на получение жилищной субсидии по В. Решением Гремячинского городского суда от дд.мм.ггггг. в удовлетворении иска Зайцевой Л.Л. было отказано, решение вступило в законную силу дд.мм.ггггг. Правительством РФ специальными выше указанными актами были предусмотрены меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы городов, право на предоставление жилищной субсидии высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной отрасли возникает лишь при совокупности четырех условий, прямо перечисленных в Положении и Правилах, отсутствие хотя бы одного из которых свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания за таким лицом права на предоставление жилищной субсидии, одним из обязательных условий предоставления данного вида социальной защиты 3. является регистрация в территориальных органах службы занятости в качестве безработных. Суд считает, что Зайцева Л.Л. не имеет право на получение безвозмездной жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами г. Гремячинска, поскольку ее стаж работы в угольной отрасли составляет менее 5 лет, в настоящее время она не состоит на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработной, с июня 2005г. является получателем трудовой пенсии, то есть является социально защищенной, с 2004г. она проживает в .... Таким образом, отсутствует совокупность необходимых условий для получения безвозмездной жилищной субсидии. Кроме того суд считает, что истицей пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованиями о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии, решение Гремячинского городского суда от дд.мм.ггггг. истица не обжаловала, после вступления решения в законную силу они не обращалась в администрацию г.. Гремячинска, администрацию района по поводу предоставления жилищной субсидии, она обратилась в администрацию Гремячинского МР в дд.мм.гггг., а в суд с иском о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии только дд.мм.ггггг. Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. В силу ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Таким образом, требование о применении исковой давности, заявленное представителями администрации Гремячинского МР, Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, подлежит применению. Оснований для восстановления истицей пропущенного срока исковой давности не имеется, представленные истицей выписка из своей амбулаторной карты по фактам обращений за медпомощью в лечебное учреждение и справки, не могут служить основанием для восстановления срока для обращения истицы в суд за защитой своих прав, суд считает, что истица имела возможность своевременно обратиться в суд за защитой своих прав. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истицы не могут быть удовлетворены Руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л В удовлетворении иска ЗАЙЦЕВОЙ Л.Л. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску Управления федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии, о восстановлении срока для обращения в суд отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 01.06.2010г. СУДЬЯ