Дело № 2-295/2010г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Гремячинск 10 июня 2010г. Гремячинский городской суд Пермского края в составе: судьи Замышляевой С.В. при секретаре Коренюгиной С.Ю. с участием истицы Паниной Г.Н., ее представителя адвоката Мухамадеева К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску ПАНИНОЙ Г.Н. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску Управления федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии, о восстановлении срока для обращения в суд, у с т а н о в и л Истица обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья в ... и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии в размере 1 533 600 руб., мотивируя тем, что она работала на шахте «4» с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., на шахте «Г», которая в 1989г. была переименована в шахту «З», с дд.мм.ггггг. до ее закрытия, уволена с шахты «З» дд.мм.ггггг. в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ, имеет стаж работы в угольной отрасли более 9 лет. После увольнения с шахты она состояла на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработной с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. и с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. Она обратилась в администрацию района по поводу предоставления жилищной субсидии, однако письмом от дд.мм.ггггг. ей было отказано в предоставлении субсидии. Истица просит взыскать с Казны РФ стоимость безвозмездной жилищной субсидии в размере 1 533 600 руб., обязанность по исполнению решения возложить на Министерство финансов РФ, возложить на МФ РФ обязанность при изменении размера средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья произвести перерасчет суммы субсидии, на администрацию Гремячинского МР возложить обязанность при перечислении денежных средств Министерством финансов РФ оформить ей субсидию на семью из 3-х человек. Истица также просит восстановить пропущенный срок для обращения в суд, мотивируя тем, что она не могла своевременно обратиться в суд по состоянию своего здоровья и здоровья внучки. В судебном заседании истица поддержала исковые требования. Представитель ответчика - администрации Гремячинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела ответчик извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, ответчик с иском не согласен, мотивируя тем, что кандидатуры истицы в списке высвобожденных работников шахты «З», претендующих на получение безвозмездной жилищной субсидии, не значится, истицей пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованием о признании за ней права на получение безвозмездной жилищной субсидии, так как с момента увольнения с шахты она не обращалась в администрацию г. Гремячинска, администрацию района с заявлением о включении ее в список высвобожденных работников шахты и о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья. Представители ответчиков – Министерства финансов РФ, Управления федерального казначейства по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя, с иском не согласны, мотивируя тем, что в 2005г. программа по переселению высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной отрасли была завершена, с 2006г. финансирование расходов по переселению не предусматривалось, истец пропустил срок исковой давности для обращения в суд с иском, право истицы на обращение в суд возникло с дд.мм.ггггг., то есть с момента увольнения с шахты, в качестве уважительных причин истицей указаны состояние ее здоровья и внучки, осуществление ухода и присмотра за внучкой и отцом, указанные причины не могут быть признаны уважительными, так как они возникли позднее истечения срока исковой давности, необходимость ухода и присмотра не подтверждены. Из трудовой книжки следует, что истица неоднократно трудоустраивалась на предприятия различных форм собственности, в настоящее время также работает, в силу возраста должна являться получателем пенсии по старости, то есть социально защищена. Истица утратила статус высвобожденного работника угольной промышленности, так как после увольнения с шахты трудоустраивалась, в настоящее время не состоит на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного. Заявление о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии от истицы в администрацию не поступало, поэтому у истицы не возникло право на получение безвозмездной жилищной субсидии. Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истицы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. 27.06.1996г. вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В соответствии с положениями ст. 5 данного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ. При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998г. Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068 утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области. Сертификат предусмотрен как именное свидетельство, удостоверяющее право высвобожденного работника на получение безвозмездной целевой субсидии на приобретение жилья. Приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. № 214 утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией. 2. В указанных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000г.г.: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в списки высвобожденных работников, содержатся в пункте 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428. Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004г. утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна. В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ 13.07.2005г. № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п.п. 3, 8, 9, 12). Таким образом, органы местного самоуправления в порядке предоставления гражданам безвозмездных жилищных субсидий утверждали ежегодно составляемые списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывали размер субсидий, согласовывали списки и расчет с Федеральным агентством по энергетике и заключали с гражданином договор о предоставлении субсидии. Непосредственное предоставление субсидии осуществлялось в соответствии с п. 2 указанных Правил Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006г. № 688 «О внесении изменений в Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428» в указанные Правила внесены следующие изменения: в подпункте «в» пункта 5 слова «а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна» исключены. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006г. № 687 «О внесении изменений в перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004г. № 840» в подпункте «е» пункта 8 указанного перечня исключены слова «а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна». Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 27.02.2006г. № 40, изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428, распределены субвенции, направляемые на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Из указанного Приказа следует, что субвенции на выполнение программы содействия переселению высвобожденных работников по Кизеловскому угольному бассейну на 2006г. не выделены, не выделялись указанные субвенции и в 2007г. Юридически значимым обстоятельством является не только наличие определенных предпосылок для возникновения права на получение государственного жилищного сертификата (впоследствии – безвозмездной жилищной субсидии), имевшихся у истца на момент обращения с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата и на момент рассмотрения спора в суде, а также то, что целью эксперимента выдачи государственных жилищных сертификатов являлось содействие трудоустройству высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой для обеспечения социальной защиты высвобожденных работников за счет переселения за пределы этих городов. Судом установлено, что Панина Г.Н. работала на шахте «4» с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., на шахте «Г», которая в 1989г. была переименована в шахту «З», с дд.мм.ггггг. до ее закрытия, уволена с шахты «З» дд.мм.ггггг. в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ. После увольнения с шахты «З» она состояла на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработной с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. в связи с ликвидацией шахты «З», и с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. в связи с ликвидацией МУП «Т». Панина Г.Н. не была включена в Список высвобожденных работников шахты «З», претендующих на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета. В администрацию г. Гремячинска, администрацию Гремячинского муниципального района Панина Г.Н. с заявлением о включении в список высвобожденных работников шахты «З» и о предоставлении государственного жилищного сертификата не обращалась. Панина Г.Н. являлась высвобожденным работником ликвидированной шахты «З», уволена с работы в связи с ликвидацией предприятия в 1995г., имеет стаж работы на шахте более 9 лет, постоянно проживает в ..., состояла на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработной в период с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., однако в настоящее время она не состоит на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработной, состоит в трудовых отношениях с ООО «К», с дд.мм.ггггг. является получателем трудовой пенсии. Правительством РФ специальными выше указанными актами были предусмотрены меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций 3. угольной промышленности, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы городов, право на предоставление жилищной субсидии высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной отрасли возникает лишь при совокупности четырех условий, прямо перечисленных в Положении и Правилах, отсутствие хотя бы одного из которых свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания за таким лицом права на предоставление жилищной субсидии, одним из обязательных условий предоставления данного вида социальной защиты является регистрация в территориальных органах службы занятости в качестве безработных. Суд считает, что Панина Г.Н. не имеет право на получение безвозмездной жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами г. Гремячинска, поскольку в настоящее время не состоит на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработной, она неоднократно трудоустраивалась, в настоящее время также имеет постоянную работу, с дд.мм.ггггг. является получателем трудовой пенсии, то есть является социально защищенной. Таким образом, отсутствует совокупность необходимых условий для получения безвозмездной жилищной субсидии. То обстоятельство, что ранее истица состояла на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработной, не имеет правового значения в настоящее время, поскольку на момент рассмотрения спора совокупность условий, необходимых для предоставления субсидии, отсутствует. Юридически значимым является самостоятельное трудоустройство истицы, свидетельствующее об отпадении цели социальной защиты высвобожденных работников путем трудоустройства за счет переселения за пределы г. Гремячинска. Отсутствие социальной поддержки в виде предоставления субсидии не оказало истцу препятствий в трудоустройстве. Целью проведения эксперимента являлось содействие переселению высвобожденных работников с целью их трудоустройства. В данном случае истица трудоустроена, является получателем трудовой пенсии, в связи с чем выделение ей жилищной субсидии не отвечало бы указанной цели. Кроме того суд считает, что истицей пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованиями о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии, с момента увольнения с шахты «З» дд.мм.ггггг. она не обращалась в администрацию г. Гремячинска, администрацию Гремячинского МР по поводу включения ее в список высвобожденных работников шахты «З» и предоставления безвозмездной жилищной субсидии. Истица обратилась в администрацию Гремячинского МР в дд.мм.гггг., а в суд с иском о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии только дд.мм.ггггг. Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. В силу ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Таким образом, требование о применении исковой давности, заявленное представителями администрации Гремячинского МР, Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, подлежит применению. Оснований для восстановления истицей пропущенного срока исковой давности не имеется, представленные истицей выписки из своей амбулаторной карты, амбулаторной карты внучки по фактам обращений их за медпомощью в лечебное учреждение, не могут служить основанием для восстановления срока для обращения истицы в суд за защитой своих прав, суд считает, что истица имела возможность своевременно обратиться в суд за защитой своих прав. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истицы не могут быть удовлетворены Руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л В удовлетворении иска ПАНИНОЙ Г.Н. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску Управления федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии, о восстановлении срока для обращения в суд отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 16.06.2010г. СУДЬЯ