Дело № 2-331/2010г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Гремячинск 30 августа 2010г. Гремячинский городской суд Пермского края в составе: судьи Замышляевой С.В. при секретаре Забродиной И.Н., с участием истицы Видигер Э.Э., представителя УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю Игнатовой Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску ВИДИГЕР Э.Э. к Казне Пермского кря в лице Министерства финансов Пермского края, Министерству регионального развития Пермского края, Администрации губернатора Пермского края, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску Управления федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств краевого бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии, у с т а н о в и л Видигер Э.Э. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права на получение за счет средств краевого бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии в размере 1 192 800 руб. на семью их 2-х человек, мотивируя тем, что она работала на шахте «З» с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., уволена с шахты в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ. Она состояла на учете в ЦЗН г. Гремячинска с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., была включена в список высвобожденных работников шахты «З», претендующих на получение жилищной субсидии на переселение. Она имеет право на переселение на основании Распоряжения Губернатора Пермской области № 380 от 15.06.2000г. и Положения о приобретении жилья для переселения работников угольной промышленности, при выделении средств из областного бюджета. Она имеет стаж работы в угольной промышленности более 30 лет. В судебном заседании истица Видигер Э.Э. поддержала исковые требования. Представитель УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю Игнатова Н.Е. с иском не согласна, мотивируя тем, что территориальные органы Федерального казначейства не являются надлежащими ответчиками по делу, так как в их компетенцию не входит предоставление безвозмездной жилищной субсидии. Кроме того истицей пропущен срок исковой давности для обращения в суд за защитой своих прав. Истица была уволена с шахты по собственному желанию по ст. 31 КЗОТ РФ, поэтому она не является высвобожденным работником предприятия угольной промышленности, она состояла на учете в ЦЗН г. Гремячинска, но не являлась безработной. Представитель администрации Гремячинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела администрация извещена, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, с иском не согласна, мотивируя тем, что финансирование программы по переселению высвобожденных работников угольной промышленности за счет средств областного бюджета было прекращено в 2000г. Представители администрации губернатора Пермского края, Министерства финансов Пермского края в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены, просят рассмотреть дело в отсутствие представителей, с иском не согласны, мотивируя тем, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу. Представитель Министерства регионального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, с иском не согласен, мотивируя тем, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, кроме того истица ссылается на распоряжение губернатора Пермской области, однако данное распоряжение носило разовый характер и действовало только в течение 2000 года, оно признано утратившим силу в соответствии с указом губернатора от 01.03.2005г. № 32, истица была уволена с предприятия угольной промышленности по собственному желанию, а не в связи с ликвидацией предприятия, не имела статуса безработной, у нее не возникло право на получение жилищного сертификата, истицей пропущен срок исковой давности для обращения в суд с иском. Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истицы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. 27.06.1996г. вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В соответствии с положениями ст. 5 данного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ. При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998г. Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068 утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области. Сертификат предусмотрен как именное свидетельство, удостоверяющее право высвобожденного работника на получение безвозмездной целевой субсидии на приобретение жилья. Приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. № 214 утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией. В указанных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000г.г.: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в списки высвобожденных работников, содержатся в пункте 8 Правил предоставления субвенций на реализацию 2. программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428. Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004г. утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна. В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ 13.07.2005г. № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п.п. 3, 8, 9, 12). Таким образом, органы местного самоуправления в порядке предоставления гражданам безвозмездных жилищных субсидий утверждали ежегодно составляемые списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывали размер субсидий, согласовывали списки и расчет с Федеральным агентством по энергетике и заключали с гражданином договор о предоставлении субсидии. Непосредственное предоставление субсидии осуществлялось в соответствии с п. 2 указанных Правил Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006г. № 688 «О внесении изменений в Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428» в указанные Правила внесены следующие изменения: в подпункте «в» пункта 5 слова «а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна» исключены. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006г. № 687 «О внесении изменений в перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004г. № 840» в подпункте «е» пункта 8 указанного перечня исключены слова «а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна». Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 27.02.2006г. № 40, изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428, распределены субвенции, направляемые на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Из указанного Приказа следует, что субвенции на выполнение программы содействия переселению высвобожденных работников по Кизеловскому угольному бассейну на 2006г. не выделены, не выделялись указанные субвенции и в 2007г. Юридически значимым обстоятельством является не только наличие определенных предпосылок для возникновения права на получение государственного жилищного сертификата (впоследствии – безвозмездной жилищной субсидии), имевшихся у истца на момент обращения с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата, а также то, что целью эксперимента выдачи государственных жилищных сертификатов являлось содействие трудоустройству высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой для обеспечения социальной защиты высвобожденных работников за счет переселения за пределы этих городов. Распоряжением губернатора Пермской области от 07.10.1999г. № 455-р «О дополнительных мерах по реализации прав высвобожденных работников ликвидируемых угледобывающих предприятий Кизеловского угольного бассейна на переселение» было утверждено Положение «О порядке использования государственных капитальных вложений, выделяемых за счет средств областного бюджета в 1999г. администрациям городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой». Согласно Положению жилье приобретается за счет средств областного бюджета в пределах Пермской области, Положение распространяется на высвобожденных работников угольной промышленности, уволенных в 1995-98 годах в связи с ликвидацией предприятия, состояших на учете в центре занятости населения шахтерских городов в качестве безработного не менее 3 месяцев, имеющих стаж работы в угольной отрасли не менее 5 лет, в настоящее время трудоустроенных в Пермской области, инвалидов труда, пенсионеров по выслуге лет в возрасте до 50 лет, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей и зарегистрированных в центрне занятости населения в качестве ищущего работу. Действие распоряжения губернатора Пермской области от 07.10.1999г. № 455-р было продлено до 01.07.2000гг. распоряжением губернатора от 05.04.2000г. № 561-р. Распоряжением губернатора Пермской области от 06.07.2000г. № 380-р «О выделении и использовании средств областного бюджета на социальную защиту работников угольной промышленности области» были утверждены Порядок использования средств областного бюджета на социальную защиту работников угольной промышленности и Положение о порядке использования средств на государственные капитальные вложения, выделяемых за счет средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилья для переселения высвобожденных работников Кизеловского угольного бассейна. Согласно указанному Положению строительство (приобретение) жилья осуществляется в пределах Пермской области, в том числе в городах Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой; Положение распространяется на следующие категории работников угольной промышленности области: высвобожденных работников угольной промышленности, уволенных в 1995-2000 годах в связи с ликвидацией предприятия, имеющих стаж работы в угольной отрасли не менее 10 лет, в настоящее время трудоустроенных в Пермской области и не имеющих жилья в других населенных пунктах 3. области; пенсионеров по выслуге лет в возрасте до 50 лет, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей и зарегистрированных в центре занятости населения в качестве ищущего работу; высвобожденных членов ликвидационных комиссий шахт, имеющих трудовой стаж работы в угольной промышленности не менее 10 лет; инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий; семьи погибших шахтеров, получающие пенсии и пособия в органах социальной защиты населения городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой, нуждающиеся в улучшении жилищных условий; ветераны труда, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Распоряжение губернатора Пермской области от 06.07.2000г. № 380-р предусматривало распределение бюджетных средств, выделенных на основании решений Законодательного Собрания Пермской области от 12.05.2000г. № 936 «Об утверждении областной инвестиционной программы на 2000г.», от 25.05.2000г. № 944 «Об областной инвестиционной программе на 2000г.» и указа губернатора области от 01.06.2000г. № 155 «Об утверждении поквартального распределения объектов капитального строительства на 2000г.». Данное распоряжение имело действие только в 2000г., так как определяло условия целевого расходования средств областного бюджета, выделенный на конкретный финансовый год, то есть носило разовый характер. В последующие годы каких-либо средств на указанные цели не предусматривалось. Распоряжение губернатора Пермской области от 06.07.2000г. № 380-р утратило силу в связи с изданием указа губернатора области от 01.03.2005г. № 32, так как средства на социальную защиту работников угольной отрасли, в том числе на строительство (приобретение) жилья для переселения высвобожденных работников Кизеловского угольного бассейна, выделялись из областного бюджета только в 1999-2000г.г. в рамках реализации региональной программы социально-экономической стабилизации угледобывающих районов Пермской области за счет средств областного бюджета. Судом установлено, что Видигер Э.Э. работала на шахте N треста «ГУ» с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., в Кизеловском п/о «КУ» с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., на шахте «Г», которая в 1989г. была переименована в шахту «З», с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., уволена с шахты «З» дд.мм.ггггг. по собственному желанию по ст. 31 КЗОТ РФ. После увольнения с шахты «З» она неоднократно состояла на учете в ЦЗН г. Гремячинска, но не имела статуса безработного, поскольку с дд.мм.ггггг. ей была назначена трудовая пенсия по старости. Видигер Э.Э. была включена в Список высвобожденных работников шахты «З», претендующих на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета. Видигер Э.Э. обращалась в администрацию г. Гремячинска, администрацию района с заявлением о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья. Специальными выше указанными актами были предусмотрены меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы городов, право на предоставление жилищной субсидии высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной отрасли возникает лишь при совокупности четырех условий, прямо перечисленных в Положении и Правилах, отсутствие хотя бы одного из которых свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания за таким лицом права на предоставление жилищной субсидии, одним из обязательных условий предоставления данного вида социальной защиты является регистрация в территориальных органах службы занятости в качестве безработных. Суд считает, что Видигер Э.Э. не имеет право на получение безвозмездной жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами г. Гремячинска, поскольку она не является высвобожденным работников ликвидированной шахты «З», так как уволена с предприятия была по собственному желанию, а не в связи с ликвидацией предприятия, она не состояла на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного, с дд.мм.ггггг. является получателем трудовой пенсии по старости, то есть является социально защищенной. Таким образом, отсутствует совокупность необходимых условий для получения безвозмездной жилищной субсидии. Кроме того суд считает, что истицей пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованиями о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии, денежные средства из областного бюджета на переселение высвобожденных работников угольной отрасли выделялись только в 1999-2000г.г., после чего истица не обращалась за защитой своих прав до июня 2010г. Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. В силу ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Таким образом, требование о применении исковой давности, заявленное представителями Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю и Министерства регионального развития Пермского края, подлежит применению. Оснований для восстановления истцом пропущенного срока исковой давности не имеется, суд считает, что истица имела возможность своевременно обратиться в суд за защитой своих прав. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истицы не могут быть удовлетворены. Руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л В удовлетворении исковых требований ВИДИГЕР Э.Э. к Казне Пермского кря в лице Министерства финансов Пермского края, Министерству регионального развития Пермского края, Администрации губернатора Пермского края, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску Управления федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств краевого бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 06.09.2010г. СУДЬЯ