Дело № 2-350/2010г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Гремячинск 14 июля 2010г. Гремячинский городской суд Пермского края в составе: судьи Замышляевой С.В. при секретаре Коренюгиной С.Ю. с участием истца Федосеева В.С., его представителя адвоката Мухамадеева К.В., представителя Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю Игнатовой Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску ФЕДОСЕЕВА В.С. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску Управления федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии, о восстановлении срока для обращения в суд, у с т а н о в и л Истец обратился в суд с иском к ответчикам о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии в размере 1 192 800 руб., мотивируя тем, что его сын ФИО1 работал на шахте «Т», которая в 1993г. была переименована в шахту «З», с дд.мм.ггггг. до ее закрытия, уволен с шахты «З» дд.мм.ггггг. в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ. После увольнения с шахты он состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. и с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., он своевременно сдал необходимые документы в наблюдательный совет, был включен в список высвобожденных работников шахты «З». дд.мм.ггггг. ФИО1 умер. В настоящее время его семья состоит из 2-х человек. Истец просит переоформить на него жилищную субсидию. Поскольку программа по переселению высвобожденных работников ликвидированных организаций Кизеловского угольного бассейна завершена в ноябре 2006г., денежные средства из федерального бюджета на эти цели не выделяются с 2006г., истец просит взыскать с Казны РФ стоимость безвозмездной жилищной субсидии в размере 1 192 800 руб. на семью из 2-х человек, обязанность по исполнению решения возложить на Министерство финансов РФ, возложить на МФ РФ обязанность при изменении размера средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья произвести перерасчет суммы субсидии, на администрацию Гремячинского МР возложить обязанность при перечислении денежных средств Министерством финансов РФ оформить ей субсидию на семью из 2-х человек. Истец также просит восстановить срок для обращения в суд за защитой своих прав, так как он не мог своевременно обратиться в суд по состоянию своего здоровья. В судебном заседании истец поддержал свои требования. Представитель ответчика - администрации Гремячинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела ответчик извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представитель ответчиков – Министерства финансов РФ, Управления федерального казначейства по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю Игнатова Н.Е. с иском не согласна, мотивируя тем, что в 2005г. программа по переселению высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной отрасли была завершена, с 2006г. финансирование расходов по переселению не предусматривалось, ФИО1 на день смерти не являлся владельцем сертификата, поэтому у его отца не возникло право на получение безвозмездной жилищной субсидии. Кроме того истец пропустил срок исковой давности для обращения в суд за защитой своих прав, который следует исчислять с дд.мм.ггггг., то есть с момента смерти ФИО1, оснований для восстановления пропущенного срока не имеется. Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истицы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. 27.06.1996г. вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В соответствии с положениями ст. 5 данного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ. При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998г. Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068 утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области. Сертификат предусмотрен как именное свидетельство, удостоверяющее право высвобожденного работника на получение безвозмездной целевой субсидии на приобретение жилья. Приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. № 214 утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией. В указанных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000г.г.: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в списки высвобожденных работников, содержатся в пункте 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428. Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004г. утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в 2. организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна. В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ 13.07.2005г. № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п.п. 3, 8, 9, 12). Таким образом, органы местного самоуправления в порядке предоставления гражданам безвозмездных жилищных субсидий утверждали ежегодно составляемые списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывали размер субсидий, согласовывали списки и расчет с Федеральным агентством по энергетике и заключали с гражданином договор о предоставлении субсидии. Непосредственное предоставление субсидии осуществлялось в соответствии с п. 2 указанных Правил Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Судом установлено, что ФИО1 работал на шахте «Т», которая в 1993г. была переименована в шахту «З», с 28.10.1985г. до ее закрытия, уволен с шахты «З» 25.09.1997г. в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ. После увольнения с шахты он состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. (в связи с ликвидацией шахты «З»), с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. (в связи с увольнением по собственному желанию из МП Г), с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. (в связи с увольнением по собственному желанию из МУП «Ж»). ФИО1 был включен в список высвобожденных работников шахты «З», претендующих на получение жилищного сертификата. 18.10.1999г. ФИО1 обратился в администрацию г. Гремячинска с заявлением о предоставлении жилищного сертификата. дд.мм.гггг. ФИО1 умер. Пунктом 13 Положения о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, утвержденного приказом Минэнерго РФ от 11.07.2002г. № 214, предусмотрена возможность в случае смерти получателя безвозмездной жилищной субсидии переоформления этой субсидии на одного из членов семьи. Аналогичное право в случае смерти владельца сертификата предусматривалось п. 13 Правил проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов…, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068. Судом установлено, что на момент смерти ФИО1 не являлся получателем жилищной субсидии, решения о выделении ему безвозмездной жилищной субсидии не принималось, договор на получение жилищной субсидии между администрацией Гремячинского МР и ФИО1 не заключался. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Федосеев В.С. не имеет право на переоформление субсидии, поскольку его сын на момент смерти не являлся получателем жилищной субсидии. Кроме того суд считает, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованиями о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии, с момента смерти его сына дд.мм.ггггг. он не обращался в администрацию Гремячинского МР по поводу переоформления жилищной субсидии и предоставления жилищной субсидии до апреля 2010г., а в суд с иском о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии только 11.06.2010г. Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. В силу ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Таким образом, требование о применении исковой давности, заявленное представителем Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, подлежит применению. Оснований для восстановления пропущенного срока исковой давности не имеется, представленная в суд истцом выписка из амбулаторной карты не является основанием для восстановления пропущенного срока. Истец имел возможность своевременно обратиться в суд с иском. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истца не могут быть удовлетворены. Руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л В удовлетворении иска ФЕДОСЕЕВА В.С. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску Управления федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии, о восстановлении срока для обращения в суд отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 20.07.2010г. СУДЬЯ