о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии



Дело  №   2-358/2010г.                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                 Р Е Ш Е Н И Е

                                                  Именем Российской Федерации

                                                          

г. Гремячинск 15 июля 2010г.

 

          Гремячинский городской суд Пермского края в составе:

судьи Замышляевой С.В.

при секретаре Коренюгиной С.Ю.

с участием истца Черных А.В.,

3-го лица ФИО1,

представителя Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю Игнатовой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску ЧЕРНЫХ А.В. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску Управления федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии,

                                                               у с т а н о в и л

         Истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья в Пермском крае и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии в размере 2 044 800 руб., мотивируя тем, что он работал на шахтах «Т», «Г» и «З», уволен с шахты «З»  дд.мм.ггггг. в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ. После увольнения с шахты он состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. Он обратился в администрацию Гремячинского МР по поводу предоставления жилищной субсидии, однако письмом от 01.06.2010г. ему было отказано в предоставлении жилищной субсидии. Истец просит взыскать с Казны РФ стоимость безвозмездной жилищной субсидии в размере 2 044 800 руб., обязанность по исполнению решения возложить на Министерство финансов РФ, возложить на МФ РФ обязанность при изменении размера средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья произвести перерасчет суммы субсидии, на администрацию Гремячинского МР возложить обязанность при перечислении денежных средств Министерством финансов РФ оформить ему субсидию на семью из 4-х человек.

         В судебном заседании истец поддержал исковые требования.

         Представитель ответчика - администрации Гремячинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела ответчик извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

         Представитель ответчиков – Министерства финансов РФ, Управления федерального казначейства по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю Игнатова Н.Е. с иском не согласна, мотивируя тем, что в 2005г. программа по переселению высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной отрасли была завершена, с 2006г. финансирование расходов по переселению не предусматривалось, истец пропустил срок исковой давности для обращения в суд с иском, истцом не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока исковой давности, кроме того истец был уволен в 1994г., а право на получение жилищной субсидии имеют высвобожденные работники, уволенные в 1995-2000 годах с предприятий угольной промышленности, после увольнения с шахты «З» он неоднократно трудоустраивался, в связи с чем утратил статус высвобожденного работника угольной промышленности, в настоящее время истец имеет постоянное место работы, то есть является социально защищенным, он не был включен в список высвобожденных работников шахты «З», заявление о предоставлении жилищной субсидии в администрацию г. Гремячинска не подавал, в настоящее время не состоит на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного.

         Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

         27.06.1996г. вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В соответствии с положениями ст. 5 данного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.

         При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998г. Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068 утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области.

         Сертификат предусмотрен как именное свидетельство, удостоверяющее право высвобожденного работника на получение безвозмездной целевой субсидии на приобретение жилья.

         Приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. № 214 утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией.

         В указанных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000г.г.: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в списки высвобожденных работников, содержатся в пункте 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428.

         Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004г. утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации

                                                                                                                                         2.

расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна.

           В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ 13.07.2005г. № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п.п. 3, 8, 9, 12).

          Таким образом, органы местного самоуправления в порядке предоставления гражданам безвозмездных жилищных субсидий утверждали ежегодно составляемые списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывали размер субсидий, согласовывали списки и расчет с Федеральным агентством по энергетике и заключали с гражданином договор о предоставлении субсидии. Непосредственное предоставление субсидии осуществлялось в соответствии с п. 2 указанных Правил Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.

         Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006г. № 688 «О внесении изменений в Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428» в указанные Правила внесены следующие изменения:  в подпункте «в» пункта 5 слова «а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна» исключены.

         Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006г. № 687 «О внесении изменений в перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004г. № 840» в подпункте «е» пункта 8 указанного перечня исключены слова «а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна».

         Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 27.02.2006г. № 40, изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428, распределены субвенции, направляемые на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Из указанного Приказа следует, что субвенции на выполнение программы содействия переселению высвобожденных работников по Кизеловскому угольному бассейну на 2006г. не выделены, не выделялись указанные субвенции и в 2007г.

          Юридически значимым обстоятельством является не только наличие определенных предпосылок для возникновения права на получение государственного жилищного сертификата (впоследствии – безвозмездной жилищной субсидии), имевшихся у истца на момент обращения с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата и на момент рассмотрения спора в суде, а также то, что целью эксперимента выдачи государственных жилищных сертификатов являлось содействие трудоустройству высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой для обеспечения социальной защиты высвобожденных работников за счет переселения за пределы этих городов.

         Судом установлено, что Черных А.В. работал на шахте «Т» с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., на шахте «Г» с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., на шахте «З» с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., уволен с шахты «З» дд.мм.ггггг. в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ.

          После увольнения с шахты «З» он состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., после чего еще 6 раз состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного, но в связи с увольнением с других предприятий и организаций, он неоднократно трудоустраивался в различные организации.

          Черных А.В. не был включен в Список высвобожденных работников шахты «З», претендующих на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета.

          Черных А.В. не обращался в администрацию г. Гремячинска, администрацию Гремячинского МР с заявлением о включении его в список высвобожденных работников шахты «Западная» и о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья.          

          Правительством РФ специальными выше указанными актами были предусмотрены меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы городов, право на предоставление жилищной субсидии высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной отрасли возникает лишь при совокупности четырех условий, прямо перечисленных в Положении и Правилах, отсутствие хотя бы одного из которых свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания за таким лицом права на предоставление жилищной субсидии, одним из обязательных условий предоставления данного вида социальной защиты является регистрация в территориальных органах службы занятости в качестве безработных.

           Суд считает, что Черных А.В. не имеет право на получение безвозмездной жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами г. Гремячинска в соответствии с указанными выше Положением и Постановлением, поскольку был уволен с шахты «З» в 1994 году, а не в период с 1995 по 2000г., то есть ранее периода, указанного в п. 3 выше указанных Правил, согласно которому право на получение сертификата имеют высвобожденные работники, уволенные в 1995-2000г.г. с предприятий угольной промышленности, расположенных в городах Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой. Кроме того после увольнения с шахты «З» он не был включен в список высвобожденных работников шахты «З»,

                                                                                                                                             3.

претендующих на получение безвозмездной жилищной субсидии, он не обращался с  заявлением в администрацию г. Гремячинска о включении его в указанный список и о предоставлении жилищной субсидии, в настоящее время он не состоит на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного, после увольнения с шахты «З» он неоднократно самостоятельно трудоустраивался.

         Таким образом, отсутствует совокупность необходимых условий для получения безвозмездной жилищной субсидии.

          То обстоятельство, что ранее истец состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного, не имеет правового значения в настоящее время, поскольку на момент рассмотрения спора совокупность условий, необходимых для предоставления субсидии, отсутствует. Юридически значимым является самостоятельное трудоустройство истца, свидетельствующее об отпадении цели социальной защиты высвобожденных работников путем трудоустройства за счет переселения за пределы г. Гремячинска. Отсутствие социальной поддержки в виде предоставления субсидии не оказало истцу препятствий в трудоустройстве. Целью проведения эксперимента являлось содействие переселению высвобожденных работников с целью их трудоустройства. В данном случае истец трудоустроен, в связи с чем выделение ему жилищной субсидии не отвечало бы указанной цели.

          Кроме того суд считает, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованиями о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии, с момента увольнения с шахты «З» дд.мм.ггггг. он не обращался в администрацию г. Гремячинска и администрацию Гремячинского МР по поводу включения его в список высвобожденных работников шахты «З» и предоставления жилищной субсидии. Истец обратился в администрацию Гремячинского МР только 27.05.2010г., а в суд с иском о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии обратился только 15.06.2010г.

          Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

          В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

          В силу ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

          Таким образом, требование о применении исковой давности, заявленное представителем Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, подлежит применению. Оснований для восстановления пропущенного срока исковой давности не имеется.

          Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истца не могут быть удовлетворены.

           Руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ, суд

 

                                                                   Р Е Ш И Л

            В удовлетворении иска ЧЕРНЫХ А.В. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску Управления федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии отказать.

            Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 20.07.2010г.

СУДЬЯ