о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии



Дело  №   2-354/2010г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                 Р Е Ш Е Н И Е

                                                  Именем Российской Федерации

                                                          

г. Гремячинск 14 июля 2010г.

 

          Гремячинский городской суд Пермского края в составе:

судьи Замышляевой С.В.

при секретаре Коренюгиной С.Ю.

с участием истцов Трясцина В.В., Трясциной В.Л., их представителя адвоката Мухамадеева К.В.,

представителя Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю Игнатовой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску ТРЯСЦИНА В.В. и ТРЯСЦИНОЙ В.Л. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску Управления федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии, о восстановлении срока для обращения в суд,

                                                             у с т а н о в и л

          Истцы обратились в суд с иском к ответчикам о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья в ... и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии в размере 3 067 200 руб., мотивируя тем, что они работали на шахте «З», оба уволены в марте 1995г. в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ. После увольнения с шахты они состояли на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработных, Трясцина В.Л. своевременно сдала все необходимые документы в наблюдательный совет. В марте 2010г. они обратились в администрацию Гремячинского МР по поводу предоставления жилищной субсидии, однако письмами от 22.03.2010г. и 23.03.2010г. им было отказано в предоставлении субсидии. Истцы просит взыскать с Казны РФ стоимость безвозмездной жилищной субсидии в размере 3 067 200 руб., обязанность по исполнению решения возложить на Министерство финансов РФ, возложить на МФ РФ обязанность при изменении размера средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья произвести перерасчет суммы субсидии, на администрацию Гремячинского МР возложить обязанность при перечислении денежных средств Министерством финансов РФ оформить им субсидию на семью из 5 человек. Истцы также просят восстановить пропущенный срок для обращения в суд, мотивируя тем, что они не могли своевременно обратиться в суд по состоянию своего здоровья, а также здоровья внучки и тещи.

         В судебном заседании истцы поддержали исковые требования.

         Представитель ответчика - администрации Гремячинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела ответчик извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

         Представитель ответчиков – Министерства финансов РФ, Управления федерального казначейства по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю Игнатова Н.Е. с иском не согласна, мотивируя тем, что в 2005г. программа по переселению высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной отрасли была завершена, с 2006г. финансирование расходов по переселению не предусматривалось, истцы пропустили срок исковой давности для обращения в суд с иском, оснований для восстановления пропущенного срока не имеется, кроме того истцы в настоящее время не состоят на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработных, в настоящее время они трудоустроены, то есть являются социально защищенными, они утратили статус высвобожденного работника шахты «З», так как самостоятельно трудоустроились, они не включены в список высвобожденных работников шахты «З», претендующих на получение жилищной субсидии.

         Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истцов не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

         27.06.1996г. вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В соответствии с положениями ст. 5 данного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.

         При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998г. Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068 утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области.

         Сертификат предусмотрен как именное свидетельство, удостоверяющее право высвобожденного работника на получение безвозмездной целевой субсидии на приобретение жилья.

         Приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. № 214 утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией.

         В указанных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000г.г.: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в списки высвобожденных работников, содержатся в пункте 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428.

         Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004г. утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации

                                                                                                                                           2.

расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна.

           В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ 13.07.2005г. № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п.п. 3, 8, 9, 12).

          Таким образом, органы местного самоуправления в порядке предоставления гражданам безвозмездных жилищных субсидий утверждали ежегодно составляемые списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывали размер субсидий, согласовывали списки и расчет с Федеральным агентством по энергетике и заключали с гражданином договор о предоставлении субсидии. Непосредственное предоставление субсидии осуществлялось в соответствии с п. 2 указанных Правил Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.

         Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006г. № 688 «О внесении изменений в Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428» в указанные Правила внесены следующие изменения:  в подпункте «в» пункта 5 слова «а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна» исключены.

         Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006г. № 687 «О внесении изменений в перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004г. № 840» в подпункте «е» пункта 8 указанного перечня исключены слова «а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна».

         Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 27.02.2006г. № 40, изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428, распределены субвенции, направляемые на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Из указанного Приказа следует, что субвенции на выполнение программы содействия переселению высвобожденных работников по Кизеловскому угольному бассейну на 2006г. не выделены, не выделялись указанные субвенции и в 2007г.

          Юридически значимым обстоятельством является не только наличие определенных предпосылок для возникновения права на получение государственного жилищного сертификата (впоследствии – безвозмездной жилищной субсидии), имевшихся у истца на момент обращения с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата и на момент рассмотрения спора в суде, а также то, что целью эксперимента выдачи государственных жилищных сертификатов являлось содействие трудоустройству высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой для обеспечения социальной защиты высвобожденных работников за счет переселения за пределы этих городов.

         Судом установлено, что Трясцин В.В. работал на шахте «Г», которая в 1989г. была переименована в шахту «З», с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., уволен в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ. 

          После увольнения с шахты «З» Трясцин В.В. состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. (в связи с ликвидацией шахты «З», и с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. (в связи с истечением срока трудового договора с ООО «ЗУ»).

         Трясцина В.Л. работала на шахте «Г», которая в 1989г. была переименована в шахту «З», с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., уволена в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ. 

          После увольнения с шахты «З» Трясцина В.Л. состояла на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. (в связи с ликвидацией шахты «З», и с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. (в связи с сокращением численности работников МУП «Ж»).

          Трясцин В.В. и Трясцина В.Л. не были включены в Список высвобожденных работников шахты «З», претендующих на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета.

         дд.мм.ггггг. Трясцина В.Л. обратилась в администрацию г. Гремячинска с заявлением о предоставлении жилищного сертификата.  

          Истцы являлись высвобожденными работниками ликвидированной шахты «З», уволены с работы в связи с ликвидацией предприятия в 1995г., имеют стаж работы на шахте свыше 5 лет, постоянно проживают в ..., состояли на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработных, однако они в настоящее время не состоят на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного, неоднократно самостоятельно трудоустраивались, в настоящее время имеют постоянное место работы.

          Правительством РФ специальными выше указанными актами были предусмотрены меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы городов, право на предоставление жилищной субсидии высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной отрасли возникает лишь при совокупности четырех условий, прямо перечисленных в Положении и Правилах, отсутствие хотя бы одного из которых свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания за таким лицом права на предоставление жилищной субсидии, одним из обязательных условий предоставления данного вида социальной защиты является регистрация в территориальных органах службы занятости в качестве безработных.

                                                                                                                                              3.

           Суд считает, что истцы не имеют право на получение безвозмездной жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами г. Гремячинска, поскольку на момент подачи заявления в администрацию г. Гремячинска о предоставлении жилищного сертификата Трясцина В.Л. не состояла на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного, была трудоустроена, на момент рассмотрения спора в суде истцы также не состоят на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработных, имеют постоянное место работы, то есть являются социально защищенными, в списке высвобожденных работников шахты «З», претендующих на получение безвозмездной жилищной субсидии, они не состоят.

         Таким образом, отсутствует совокупность необходимых условий для получения безвозмездной жилищной субсидии.

         Юридически значимым обстоятельством по делу является самостоятельное трудоустройство истцов, свидетельствующее об отпадении цели социальной защиты высвобожденных работников путем трудоустройства за счет переселения за пределы .... Отсутствие социальной поддержки в виде предоставления субсидии не оказало истцам препятствий в трудоустройстве. Целью проведения эксперимента являлось содействие переселению высвобожденных работников с целью их трудоустройства. В данном случае истцы трудоустроены, в связи с чем выделение им жилищной субсидии не отвечало бы указанной цели.

          Кроме того суд считает, что истцами пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованиями о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии, с момента подачи заявления в администрацию г. Гремячинска 17.11.1999г. они не обращались в  администрацию г. Гремячинска, администрацию Гремячинского МР по поводу включения их в список высвобожденных работников шахты «Западная» и предоставления жилищной субсидии. Истцы обратились в администрацию Гремячинского МР в марте 2010г., а в суд с иском о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии только 11.06.2010г.

          Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

          В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

          В силу ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

          Таким образом, требование о применении исковой давности, заявленное представителем Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, подлежит применению.

          Оснований для восстановления истцам пропущенного срока исковой давности не имеется, представленные истцами выписки из амбулаторных карт по фактам обращений за медпомощью в лечебное учреждение, не могут служить основанием для восстановления срока для обращения истцов в суд за защитой своих прав, суд считает, что истцы имели возможность своевременно обратиться в суд за защитой своих прав.

          Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истцов не могут быть удовлетворены.

           Руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ, суд

 

                                                                   Р Е Ш И Л

            В удовлетворении иска ТРЯСЦИНА В.В. и ТРЯСЦИНОЙ В.Л. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску Управления федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии, о восстановлении срока для обращения в суд отказать.

            Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 20.07.2010г.

СУДЬЯ