о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии



Дело  №   2-197/2010г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                 Р Е Ш Е Н И Е

                                                  Именем Российской Федерации

                                                                                                                       

г. Гремячинск 17 мая 2010г.

 

          Гремячинский городской суд Пермского края в составе:

судьи Замышляевой С.В.

при секретаре Коренюгиной С.Ю.

с участием представителя истицы - адвоката Мухамадеева К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску ДЕВЕТЬЯРОВОЙ Т.С. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску Управления федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии, о восстановлении срока для обращения в суд,

                                                                у с т а н о в и л

          Истица обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья в ... и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии в размере 2 556 000 руб., мотивируя тем, что она работала на шахте «4» с дд.мм.ггггг. до ее закрытия, уволена с работы дд.мм.ггггг. в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ. Она была включена в список высвобожденных работников шахты «4» на получение безвозмездной жилищной субсидии. После увольнения с шахты она состояла на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработной с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. и с дд.мм.ггггг. по настоящее время. Она обратилась в дд.мм.гггг. в администрацию по поводу предоставления жилищной субсидии, однако письмом от дд.мм.ггггг. ей было в этом отказано. Истица просит взыскать с Казны РФ стоимость безвозмездной жилищной субсидии в размере 2 556 000 руб., обязанность по исполнению решения возложить на Министерство финансов РФ, возложить на МФ РФ обязанность при изменении размера средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья произвести перерасчет суммы субсидии, на администрацию Гремячинского МР возложить обязанность при перечислении денежных средств Министерством финансов РФ оформить ему субсидию на семью из 5 человек. Кроме того истица просит восстановить срок для обращения в суд с иском за защитой своих прав, мотивируя тем, что она не могла своевременно обратиться с иском в суд, так как она ухаживала за больной свекровью, кроме того сама была вынуждена обращаться в поликлинику в связи с обострением хронических болезней.

         Истица в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

         В судебном заседании представитель истицы – адвокат Мухамадеев К.В. поддержал исковые требования истицы.

         Представитель ответчика - администрации Гремячинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела ответчик извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, ответчик с иском не согласен, мотивируя тем, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованием о признании за ним права на получение безвозмездной жилищной субсидии.

         Представители ответчиков – Министерства финансов РФ, Управления федерального казначейства по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю в судебное заседание не явились, о дне слушания дела ответчики извещены, просят рассмотреть дело в отсутствие представителей, с иском не согласны, мотивируя тем, что в 2005г. программа по переселению высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной отрасли была завершена, с 2006г. финансирование расходов по переселению не предусматривалось, истица пропустила срок исковой давности для обращения в суд с иском, право истицы на получение жилищной субсидии возникло с дд.мм.гггг., то есть с момента, когда Деветьярова Т.С. подала заявление в наблюдательный совет. Истица просит восстановить срок для обращения в суд за защитой своих прав, мотивируя тем, что страдает хроническими заболеваниями, из выписки из ее амбулаторной карты следует, что она страдает хроническими заболеваниями с 1997г., это не помешало ей неоднократно трудоустраиваться в предприятия различных форм собственности, осуществлять уход за престарелым членом семьи и обратиться в суд с настоящим иском. Истица работала в различных предприятиях, в том числе и в других городах (г. Березники, г. Екатеринбург). Причины пропуска срока для обращения в суд не являются уважительными. Истица зарегистрирована в ... с дд.мм.гггг., до этого проживала в ..., то есть она в г. Гремячинске не проживала постоянно. Истица состоит на учете в качестве безработной с дд.мм.гггг. не в связи с ликвидацией шахты «4», а в связи с увольнением по собственному желанию из МУП «Ф» ....

         Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

         27.06.1996г. вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В соответствии с положениями ст. 5 данного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.

         При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998г. Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068 утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области.

         Сертификат предусмотрен как именное свидетельство, удостоверяющее право высвобожденного работника на получение безвозмездной целевой субсидии на приобретение жилья.

         Приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. № 214 утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией.

                                                                                                                                             2.

         В указанных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000г.г.: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в списки высвобожденных работников, содержатся в пункте 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428.

         Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004г. утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна.

           В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ 13.07.2005г. № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п.п. 3, 8, 9, 12).

          Таким образом, органы местного самоуправления в порядке предоставления гражданам безвозмездных жилищных субсидий утверждали ежегодно составляемые списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывали размер субсидий, согласовывали списки и расчет с Федеральным агентством по энергетике и заключали с гражданином договор о предоставлении субсидии. Непосредственное предоставление субсидии осуществлялось в соответствии с п. 2 указанных Правил Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.

         Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006г. № 688 «О внесении изменений в Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428» в указанные Правила внесены следующие изменения:  в подпункте «в» пункта 5 слова «а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна» исключены.

         Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006г. № 687 «О внесении изменений в перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004г. № 840» в подпункте «е» пункта 8 указанного перечня исключены слова «а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна».

         Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 27.02.2006г. № 40, изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428, распределены субвенции, направляемые на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Из указанного Приказа следует, что субвенции на выполнение программы содействия переселению высвобожденных работников по Кизеловскому угольному бассейну на 2006г. не выделены, не выделялись указанные субвенции и в 2007г.

          Юридически значимым обстоятельством является не только наличие определенных предпосылок для возникновения права на получение государственного жилищного сертификата (впоследствии – безвозмездной жилищной субсидии), имевшихся у истца на момент обращения с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата, а также то, что целью эксперимента выдачи государственных жилищных сертификатов являлось содействие трудоустройству высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой для обеспечения социальной защиты высвобожденных работников за счет переселения за пределы этих городов.

         Судом установлено, что Деветьярова Т.С. работала на шахте «4» с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., уволена с шахты «4» дд.мм.ггггг. в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ л.д. 3-8).

          После увольнения с шахты «4» она состояла на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработной: с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. в связи с ликвидацией шахты «4», с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. в связи с увольнением по собственному желанию из А, с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. в связи с ликвидацией шахты «4», с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. в связи с истечением срока трудового договора ЧП ФИО1, магазин «С» ..., с  дд.мм.ггггг. по настоящее время в связи с расторжением трудового договора по инициативе работника МУП «Ф», это подтверждается справками ЦЗН г. Гремячинска.

          Деветьярова Т.С.. была включена в Список высвобожденных работников шахты «4», претендующих на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета.

          дд.мм.ггггг.. Деветьярова Т.С. обратилась в администрацию г. Гремячинска с заявлением о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья.

          Деветьярова Т.С. является высвобожденным работником ликвидированной шахты «4», уволена с работы в связи с ликвидацией предприятия в 1999г., имеет стаж работы на шахте свыше 7 лет, постоянно проживает в ..., неоднократно состояла на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработной, в настоящее время она также состоит на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработной, но не в связи с ликвидацией шахты «4», а по другому основанию.

                                                                                                                                           3.

          Правительством РФ специальными выше указанными актами были предусмотрены меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы городов, право на предоставление жилищной субсидии высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной отрасли возникает лишь при совокупности четырех условий, прямо перечисленных в Положении и Правилах, отсутствие хотя бы одного из которых свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания за таким лицом права на предоставление жилищной субсидии, одним из обязательных условий предоставления данного вида социальной защиты является регистрация в территориальных органах службы занятости в качестве безработных.

          Юридически значимым обстоятельством является наличие определенных предпосылок для возникновения права на получение государственного жилищного сертификата (впоследствии – безвозмездной жилищной субсидии), имевшихся у истца на момент обращения с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата, безвозмездной жилищной субсидии.

           Суд считает, что Деветьярова Т.С. не имеет право на получение безвозмездной жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами г. Гремячинска по следующим основаниям.

          Целью эксперимента являлось содействие трудоустройству высвобожденных работников организаций угольной промышленности посредством переселения за пределы городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой. Из трудовой книжки истицы следует, что она неоднократно трудоустраивалась после увольнения с шахты «4», в том числе работала в ... и ..., последний раз работала в МУ «Ф» в ... с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг.

          Одним из условий предоставления безвозмездной жилищной субсидии является постоянное проживание в городах Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой. Из паспорта истицы следует, что она зарегистрирована в ... по ... с дд.мм.ггггг., доказательств, подтверждающих факт постоянного проживания на территории г. Гремячинска в суд не представлено. Из материалов следует, что истица работала за пределами г. Гремячинска. Таким образом, отсутствует одно из оснований для предоставления жилищной субсидии (постоянное проживание на территории г. Гремячинска). Члены ее семьи также имеют регистрацию в ... с дд.мм.ггггг. и с дд.мм.ггггг., до этого времени они были зарегистрированы в ....

          Истица в настоящее время состоит на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработной с дд.мм.ггггг. в связи с расторжением трудового договора по инициативе работника МУ «Ф» ..., а не в связи с ликвидацией шахты «4».

          Кроме того суд считает, что истицей пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованиями о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии, поскольку с момента подачи заявления в администрацию г. Гремячинска дд.мм.ггггг. она не обращалась в администрацию Гремячинского МР по поводу предоставления жилищной субсидии до дд.мм.гггг., а в суд с иском о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии только дд.мм.ггггг.

          Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

          В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

          В силу ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

          Таким образом, требование о применении исковой давности, заявленное представителями администрации Гремячинского МР, Министерства финансов РФ, УФК по ..., отделения по ... УФК по ..., подлежит применению.

          Оснований для восстановления пропущенного срока исковой давности не имеется.

           Истица просит восстановить срок для обращения в суд за защитой своих прав, мотивируя тем, что страдает хроническими заболеваниями, из выписки из ее амбулаторной карты следует, что она страдает хроническими заболеваниями с 1997г., это не помешало ей неоднократно трудоустраиваться в предприятия различных форм собственности, осуществлять уход за престарелым членом семьи и обратиться в суд с настоящим иском. Истица работала в различных предприятиях, в том числе и в других городах (г. Березники, г. Екатеринбург). Причины пропуска срока для обращения в суд не являются уважительными.

          Суд считает, что истица имела возможность своевременно обратиться в суд с иском за защитой своих прав.

          Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истца не могут быть удовлетворены.

           Руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ, суд 

                                                                   Р Е Ш И Л

            В удовлетворении иска ДЕВЕТЬЯРОВОЙ Т.С. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску Управления федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии, о восстановлении срока для обращения в суд отказать.

            Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 21.05.2010г.

СУДЬЯ