о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя



Дело № 2-382/2010г.                                                                                                   

                                                                   Р Е Ш Е Н И Е

                                                     Именем Российской Федерации

г. Гремячинск 23 августа 2010г.

          Гремячинский городской суд Пермского края в составе:

судьи Замышляевой С.В.

при секретаре Забродиной И.Н.

с участием судебного пристава-исполнителя Ваулевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску администрации Гремячинского муниципального района к Отделу судебных приставов по г. Гремячинску УФССП по Пермскому краю о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя от 04.06.2010г. о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 руб. и об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

                                                                 у с т а н о в и л

          Решением Гремячинского городского суда от 13.05.2009г. на администрацию Гремячинского муниципального района возложена обязанность по предоставлению ФИО1благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям в черте г. Гремячинска за счет средств, выделенных на приобретение жилых помещений детям-сиротам.

          15.05.2009г. судебным приставом исполнителем ОСП по г. Гремячинску УФССП по Пермскому краю вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства по исполнению решения Гремячинского городского суда от 13.05.2009г.

          04.06.2010г. судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Гремячинску УФССП по Пермскому краю вынесено постановление о взыскании с администрации Гремячинского муниципального района исполнительского сбора в размере 5000 руб.

          Администрация Гремячинского муниципального района обратилась в суд с иском к ОСП по г. Гремячинску УФССП по Пермскому краю о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя от 04.06.2010г. о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 руб. и об освобождении от уплаты исполнительского сбора, мотивируя тем, что администрация муниципального района не исполнила исполнительный документы по уважительной причине, денежные средства на приобретение жилья для детей сирот на 4 квартал 2009г. на счет администрации поступили 28.12.2009г., данные средства не были использованы по назначению, поэтому 19.01.2010г. денежные средства были возвращены в бюджет Пермского края, по просьбе администрации денежные средства на приобретение жилого помещения внось поступили на счет администрации 07.05.2010г., поэтому исполнить судебное решение ранее не представлялось возможным.

          В судебное заседание представитель администрации Гремячинского муниципального района не явился, о дне слушания дела администрация извещена, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

         Судебный пристав ОСП по г. Гремячинску УФССП по Пермскому краю Ваулева А.В. с требованиями администрации Гремячинского МР не согласна, мотивируя тем, что исполнительное производство по исполнению решения Гремячинского городского суда от 13.05.2009г. было возбуждено 15.06.2009г., в постановлении о возбуждении исполнительного производства был установлен срок для добровольного исполнения решения суда, кроме того администрация была уведомлена, что в случае принудительного исполнения решения суда с администрации МР будет взыскан исполнительский сбор, постановление о возбуждении исполнительного производства было получено должником 16.06.2009г., после получения данного постановления ответа должником в отдел судебных приставов не представлено, необходимых действий по исполнению решения суда со стороны должника предпринято не было, доказательств уважительности причин неисполнения решения суда судебному приставу-исполнителю не представлено, требования исполнительного документа не исполнены. Должник не обратился с заявлением в суд об отсрочке исполнения решения суда. Администрацией МР заявка на выделение денежных средств в Министерство социального развития Пермского края была направлена только 23.09.2009г., а постановление о возбуждении исполнительного производства должником было получено 16.09.2009г., то есть должником не принято своевременных мер по исполнению решения суда. Должником были нарушены права и законные интересы взыскателя.

          Суд, выслушав объяснение судебного пристава-исполнителя Ваулевой А.В., исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требование администрации Гремячинского МР не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

          Согласно ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных случаях, исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

 В соответствии с ч. 1 статьи 112. Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007г. № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

 Согласно ч. 2. ст. 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

 В соответствии с ч. 3 ст. 112 указанного закона исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.09.2009 N 225-ФЗ)

Согласно ч. 6 ст.112 указанного закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

 В соответствии с ч. 7 ст. 112 указанного закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований

                                                                                                                                2.

ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

  Согласно с ч. 1 ст. 441 ГПК РФ постановление судебного пристава-исполнителя может быть оспорено взыскателем, должником или лицами, чьи права и законные интересы нарушены таким постановлением.

           В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, если суд установит, что оспариваемый ненормативный акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

          Судом установлено, что 15.06.2009г. судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по г. Гремячинску было возбуждено исполнительное производство по исполнению решения Гремячинского городского суда от 13.05.2009г., в постановлении о возбуждении исполнительного производства был установлен срок для добровольного исполнения решения суда, кроме того администрация была уведомлена, что в случае принудительного исполнения решения суда с администрации МР будет взыскан исполнительский сбор.

           Постановление о возбуждении исполнительного производства было получено должником 16.06.2009г., это подтверждается выпиской из книги исходящей корреспонденции.

           После получения данного постановления ответа администрацией Гремячинского МР в отдел судебных приставов не представлено, необходимых действий по исполнению решения суда со стороны должника предпринято не было, доказательств уважительности причин неисполнения решения суда судебному приставу-исполнителю не представлено, требования исполнительного документа не исполнены.

           В соответствии со ст. 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве» взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением в суд о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.

           Администрация Гремячинского МР не воспользовалась своим правом на подачу в суд заявления о предоставления отсрочки исполнения решения суда.

           Администрацией Гремячинского МР заявка на выделение денежных средств в Министерство социального развития Пермского края была направлена только 23.09.2009г., а постановление о возбуждении исполнительного производства должником было получено 16.06.2009г., то есть должником не было принято своевременных мер по исполнению решения суда. Должником были нарушены права и законные интересы взыскателя.

           В силу ст. 115 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является своего рода штрафной санкцией за неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения.

           Суд считает, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя от 04.06.2010г. является законным и обоснованным, оснований для признания его недействительным и для освобождения администрации Гремячинского МР от исполнительского сбора в размере 5000 руб. не имеется.

           Руководствуясь ст. ст. 198, 199, 441 ГПК РФ, суд

                                                                        Р Е Ш И Л

           В удовлетворении требований администрации Гремячинского муниципального района к Отделу судебных приставов по г. Гремячинску УФССП по Пермскому краю о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя от 04.06.2010г. о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 руб. и об освобождении от уплаты исполнительского сбора отказать.

          Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 30.08.2010г.

СУДЬЯ