о признании права на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты



Дело № 2-378/2010г.                                                                                                   

                                                                 Р Е Ш Е Н И Е

                                                  Именем Российской Федерации

г. Гремячинск 27 июля 2010г.

 

          Гремячинский городской суд Пермского края в составе:

судьи Замышляевой С.В.

при секретаре Коренюгиной С.Ю.

с участием истца Истомина А.Е.,

3-го лица ФИО1,

представителя Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю Игнатовой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску ИСТОМИНА А.Е. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья и о взыскании социальной выплаты,

                                                                у с т а н о в и л

          Истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании права на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья и о взыскании социальной выплаты в размере 1 022 400 руб., мотивируя тем, что он работал на шахте «4» и на шахте «Ш» более 15 лет, уволен с шахты «Ш»  дд.мм.ггггг., дд.мм.гггг. он встал на учет в центр занятости населения, как высвобожденный работник. Он в устном порядке обращался в администрацию г. Гремячинска и в наблюдательный совет, однако ему было отказано в связи с тем, что он находится на пенсии по выслуге лет, в тот период ему исполнилось 45 лет. Жилищный сертификат ему не был выдан.. Истец просит взыскать с Казны РФ социальную выплату в размере 1 022 400 руб., обязанность по исполнению решения возложить на Министерство финансов РФ, возложить на МФ РФ обязанность при изменении размера средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья произвести перерасчет суммы социальной выплаты, на администрацию Гремячинского МР возложить обязанность заключить с ним договор о предоставлении социальной выплаты, а также при перечислении денежных средств Министерством финансов РФ оформить ему субсидию на семью из 2-х человек.

         В судебном заседании истец поддержал исковые требования.

         Представитель ответчика - администрации Гремячинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела ответчик извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, ответчик с иском не согласен, мотивируя тем, что истец не состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного, кроме того истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованием о признании за ним права на получение безвозмездной жилищной субсидии, так как с момента увольнения с шахты он не обращался в администрацию г. Гремячинска, администрацию района с заявлением о предоставлении социальной выплаты до июня 2010г.

         Представитель ответчиков – Министерства финансов РФ, Управления федерального казначейства по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю Игнатова Н.Е. с иском не согласна, мотивируя тем, что в 2005г. программа по переселению высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной отрасли была завершена, с 2006г. финансирование расходов по переселению не предусматривалось, истец пропустил срок исковой давности для обращения в суд с иском, истцом не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока исковой давности, кроме того истец не состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного, является получателем пенсии по выслуге лет, то есть является социально защищенным, после увольнения с шахты «4» трудоустроился ООО «Ш», истец не был включен в список высвобожденных работников шахты «4», был уволен с шахты «4» по собственному желанию, то есть он не является высвобожденным работником.

         Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

         27.06.1996г. вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В соответствии с положениями ст. 5 данного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.

         При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998г. Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068 утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области.

         Сертификат предусмотрен как именное свидетельство, удостоверяющее право высвобожденного работника на получение безвозмездной целевой субсидии на приобретение жилья.

         Приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. № 214 утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией.

         В указанных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000г.г.: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в списки высвобожденных работников, содержатся в пункте 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428.

         Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004г. утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту

                                                                                                                                            2.

жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна.

           В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ 13.07.2005г. № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п.п. 3, 8, 9, 12).

          Таким образом, органы местного самоуправления в порядке предоставления гражданам безвозмездных жилищных субсидий утверждали ежегодно составляемые списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывали размер субсидий, согласовывали списки и расчет с Федеральным агентством по энергетике и заключали с гражданином договор о предоставлении субсидии. Непосредственное предоставление субсидии осуществлялось в соответствии с п. 2 указанных Правил Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.

         Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006г. № 688 «О внесении изменений в Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428» в указанные Правила внесены следующие изменения:  в подпункте «в» пункта 5 слова «а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна» исключены.

         Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006г. № 687 «О внесении изменений в перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004г. № 840» в подпункте «е» пункта 8 указанного перечня исключены слова «а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна».

         Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 27.02.2006г. № 40, изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428, распределены субвенции, направляемые на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Из указанного Приказа следует, что субвенции на выполнение программы содействия переселению высвобожденных работников по Кизеловскому угольному бассейну на 2006г. не выделены, не выделялись указанные субвенции и в 2007г.

          Юридически значимым обстоятельством является не только наличие определенных предпосылок для возникновения права на получение государственного жилищного сертификата (впоследствии – безвозмездной жилищной субсидии), имевшихся у истца на момент обращения с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата и на момент рассмотрения спора в суде, а также то, что целью эксперимента выдачи государственных жилищных сертификатов являлось содействие трудоустройству высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой для обеспечения социальной защиты высвобожденных работников за счет переселения за пределы этих городов.

         Судом установлено, что Истомин А.Е. работал на шахте «4» АООТ «К» с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., уволен с шахты «4»  дд.мм.ггггг. по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по выслуге лет по ст. 31 КЗОТ РФ, после этого работал в ООО «Ш»  с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., откуда уволен по сокращению штата в связи с ликвидацией участка по п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ  л.д. 8-9).

          После увольнения с шахты «4» он не состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного, поскольку с дд.мм.ггггг. является получателем пенсии по выслуге лет.

          Истомин А.Е. состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска с  дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. и с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. в связи с сокращением штата и  ликвидацией ООО «Ш», но безработным не являлся.

          Истомин А.Е.. не был включен в Список высвобожденных работников шахты «4», претендующих на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета.

          Истомин А.Е. не обращался в администрацию г. Гремячинска с заявлением о предоставлении государственного жилищного сертификата (безвозмездной жилищной субсидии).

          Правительством РФ специальными выше указанными актами были предусмотрены меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы городов, право на предоставление жилищной субсидии высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной отрасли возникает лишь при совокупности четырех условий, прямо перечисленных в Положении и Правилах, отсутствие хотя бы одного из которых свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания за таким лицом права на предоставление жилищной субсидии, одним из обязательных условий предоставления данного вида социальной защиты является регистрация в территориальных органах службы занятости в качестве безработных.

          Истомин А.Е. не является высвобожденным работником ликвидированной шахты «4», поскольку уволен с работы не в связи с ликвидацией предприятия, а по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по выслуге лет.

          Суд считает, что Истомин А.Е. не имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами г. Гремячинска, поскольку не является высвобожденным работником шахты «4», не состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного, с дд.мм.ггггг. является пенсионером по выслуге

                                                                                                                                             3.

лет, то есть является социально защищенным, он не был включен в список высвобожденных работников шахты «4».

         ООО «Ш» не входила в состав АООТ «К», поэтому увольнение с данного предприятия по сокращению штата в связи с ликвидацией участка не может служить основанием для признания за истцом права на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

         Таким образом, отсутствует совокупность необходимых условий для получения социальной выплаты.

          Целью проведения эксперимента являлось содействие переселению высвобожденных работников с целью их трудоустройства. В настоящее время истец является получателем пенсии, в связи с чем выделение ему социальной выплаты не отвечало бы указанной цели. Основания назначения пенсии правового значения не имеют.

          Кроме того суд считает, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованиями о взыскании социальной выплаты, с момента увольнения с шахты «4» он не обращался в администрацию г. Гремячинска, администрацию Гремячинского МР по поводу включения его в список высвобожденных работников шахты и предоставления безвозмездной жилищной субсидии. Истец обратился в администрацию Гремячинского МР только в мае 2010г., а в суд с иском о взыскании социальной выплаты обратился только 01.07.2010г.

          Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

          В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

          В силу ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

          Таким образом, требование о применении исковой давности, заявленное представителями администрации Гремячинского МР, Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, подлежит применению.

          Оснований для восстановления истцом пропущенного срока исковой давности не имеется, истец имел возможность своевременно обратиться в суд за защитой своих прав.

          Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истца не могут быть удовлетворены.

           Руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ, суд 

                                                                   Р Е Ш И Л

            В удовлетворении иска ИСТОМИНА А.Е. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по. Гремячинску УФК по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья и о взыскании социальной выплаты отказать.

            Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 03.08.2010г.

СУДЬЯ