Дело № 2-43/2010г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Гремячинск 25 января 2010г. Гремячинский городской суд Пермского края в составе: судьи Замышляевой С.В. при секретаре Коренюгиной С.Ю., с участием истицы Ситниковой И.И., ее представителя - адвоката Мухамадеева К.В., 3-го лица ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску СИТНИКОВОЙ И.И. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии для приобретения жилого помещения и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии, у с т а н о в и л Истица обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии для приобретения жилого помещения за пределами г. Гремячинска и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии, мотивируя тем, что она работала на шахте «Ш» с дд.мм.ггггг. до ее закрытия, уволена с шахты дд.мм.ггггг. в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ. После увольнения с шахты она состояла на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., была включена в шахтный список на получение жилищного сертификата, однако в январе 2002г., когда ей была назначена пенсия по выслуге лет, ее из списка исключили. В течение 9 лет она неоднократно обращалась в администрацию Гремячинского МР по вопросу выделения жилищной субсидии для переселения, однако вопрос не решен до сегодняшнего дня. Она является высвобожденным работником ликвидированной организации угольной промышленности, постоянно проживает на территории ..., имеет стаж работы в угольной отрасли около 17 лет, состояла на учете в ЦЗН в качестве безработного. Истица Ситникова И.И. в судебном заседании поддержала исковые требования. 3-е лицо ФИО1 поддержал исковые требования. Представитель ответчика - администрации Гремячинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела ответчик извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, ответчик возражает против удовлетворения исковых требований истца, поскольку кандидатура Ситниковой И.И. в Списке высвобожденных работников шахты «Ш», претендующих на получение безвозмездной жилищной субсидии, не значится, она пропустила срок исковой давности для обращения в суд с требованием о признании за ней права на получение безвозмездной жилищной субсидии, так как с момента увольнения с шахты она не обращалась в администрацию г. Гремячинска, администрацию района с заявлением о включении ее в Список. Представители ответчиков – Министерства финансов РФ и Управления федерального казначейства по Пермскому краю, действующего по доверенности от МФ РФ, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю в судебное заседание не явились, о дне слушания дела данные ответчики извещены. Управление федерального казначейства по Пермскому краю, Министерство финансов РФ, отделение по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю с иском истца не согласны, мотивируя тем, что программа по переселению высвобожденных работников ликвидированных предприятий угольной промышленности была завершена в 2006г., истица получает пенсию по старости, следовательно, не нуждается в содействии трудоустройству за счет переселения за пределы г. Гремячинска. Кроме того истцом пропущен срок исковой давности для обращения с иском в суд. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков. Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. 27.06.1996г. вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В соответствии с положениями ст. 5 данного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ. При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998г. Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068 утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области. Сертификат предусмотрен как именное свидетельство, удостоверяющее право высвобожденного работника на получение безвозмездной целевой субсидии на приобретение жилья. Приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. № 214 утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией. В указанных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000г.г.: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в списки высвобожденных работников, содержатся в пункте 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428. Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004г. утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна. В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ 13.07.2005г. № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п.п. 3, 8, 9, 12). Таким образом, органы местного самоуправления в порядке предоставления гражданам безвозмездных жилищных субсидий утверждали ежегодно составляемые списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывали размер субсидий, согласовывали списки и расчет с Федеральным агентством по энергетике и заключали с гражданином договор о предоставлении субсидии. Непосредственное предоставление субсидии осуществлялось в соответствии с п. 2 указанных Правил Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Судом установлено, что Ситникова И.И. работала на шахте «Ш» с дд.мм.ггггг. до ее закрытия, уволена с шахты дд.мм.ггггг. в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ, имеет стаж работы в угольной отрасли более 17 лет, постоянно проживает на территории .... Ситникова И.И. не включена в список высвобожденных работников шахты «Ш», претендующих на получение безвозмездной жилищной субсидии, доводы истицы о том, что она была включена в Список, не нашли подтверждения в судебном заседании. После увольнения с шахты «Ш» Ситникова И.И. состояла на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработной с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. С дд.мм.ггггг. Ситниковой И.И была назначена пенсия по старости. Ситникова И.И. в администрацию г. Гремячинска, администрацию Гремячинского муниципального района не обращалась с заявлением о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии и о включении ее в Список высвобожденных работников шахты «Ш». Суд считает, что Ситникова И.И. не имеет право на получение безвозмездной жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета по следующим основаниям. Правительством РФ специальными выше указанными актами были предусмотрены меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы городов, право на предоставление жилищной субсидии высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной отрасли возникает лишь при совокупности четырех условий, прямо перечисленных в Положении и Правилах, отсутствие хотя бы одного из которых свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания за таким лицом права на предоставление жилищной субсидии, одним из обязательных условий предоставления данного вида социальной защиты является регистрация в территориальных органах службы занятости в качестве безработных. Ситникова И.И. состояла на учете в ЦЗН г. Гремячинска в период с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., с дд.мм.ггггг. ей была назначена трудовая пенсия, в настоящее время она на учете в ЦЗН в качестве безработной не состоит, поэтому отсутствует основание для признания за истицей права на получение безвозмездной жилищной субсидии. Истица является социально защищенной, поскольку является получателем трудовой пенсии, она не нуждается в настоящее время в трудоустройстве путем переселения за пределы г. Гремячинска. Кроме того суд считает, что истицей пропущен срок исковой давности для обращения с требованиями о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии, с момента увольнения с работы дд.мм.ггггг. она не обращалась в администрацию г. Гремячинска и администрацию Гремячинского МР по вопросу включения ее в Список высвобожденных работников шахты «Ш» и предоставления жилищной субсидии до декабря 2009г., с иском в суд она обратилась только в декабре 2009г. Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. В силу ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Таким образом, требование о применении исковой давности, заявленное представителями администрации Гремячинского МР, Минфина РФ и УФК по Пермскому краю, подлежит применению. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истца не могут быть удовлетворены. Руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л В удовлетворении требований СИТНИКОВОЙ И.И. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии для приобретения жилого помещения и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 28.01.2010г. СУДЬЯ