о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии



Дело №2-72/ 2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Гремячинск 18 марта 2010 г.

Гремячинский городской суд Пермского края в составе:

судьи Тишко Т. И.

истца-представителя Мухамадеева К.В.

ответчика-представителя Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю Игнатовой Н.Е.

при секретаре Галлямовой B.C.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску Соловьева В.Е. к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии

установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии в размере 2 419 200 руб, мотивируя тем, что он работал на шахте «4» с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг до её закрытия. Уволен дд.мм.гггг в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ. С дд.мм.гггг по дд.мм.гггг состоял на учёте в центре занятости населения города Гремячинска в качестве безработного.

Был включён в Список высвобожденных работников шахты «4» на получение жилищного сертификата. В течение 12 лет неоднократно обращался в админи­страцию Гремячинского муниципального района по вопросу выделения жилищной субсидии для переселения, однако вопрос не решён до сегодняшнего дня.

В частности, в последний раз он обратился в администрацию Гремячинского муниципального района по вопросу выделения жилищной субсидии для переселения в декабре 2009 года. Письмом от 30.12.2009 глава администрации Гремячинского муниципального района известил его о том, что финансирование мероприятий по пересе­лению высвобожденных работников Кизеловского угольного бассейна прекращено с 2006 года. Данное письмо он воспринял, как отказ в выдаче ему субсидии для переселения.

Он является высвобожденным работником ликвидированного предприятия угольной отрасли (шахты «4»). Имеет стаж работы в угольной отрасли более 21 года. Уволен в 1998 году Постоянно проживает на территории .... На учёт в ЦЗН города Гремячинска в качестве безработного был поставлен своевременно. Поэтому он считает, что имеет право претендовать на получение денежных средств от государства для переселения.

В настоящее время его семья состоит из 4 человек: он сам, его жена ФИО1, их дети: ФИО2 и ФИО3. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 253 норматив общей площади жилого помещения для расчёта размера субсидии устанавливается по 18 м2 на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более, т.е. 72 м2 на его семью. В соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.09.2009 № 433 стоимость 1 м2 жилья по Пермскому краю на 4 квартал 2009 года составляет 33 600 рублей. Следовательно, жилищная субсидия на его семью должна составлять 2 419 200 рублей.

Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков» сохранён прежний порядок выделения жилищных субсидий на переселение высвобожденных работников ликвидированных организаций угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна.

Однако, постановлениями Правительства РФ от 15.11.2006 № 687 и от 15.11.2006 №688 Кизеловский угольный бассейн исключён из числа субъектов, которым будут предос тавляться субвенции для финансирования реализации мероприятий по содействию в при обретении (строительстве) жилья по новому месту жительства высвобожденным работай кам ликвидированных угольных предприятий.

Его право на получение безвозмездной жилищной субсидии для переселения возникло гораздо ранее принятия последних постановлений. Ни в одном из нормативных документов, регулирующих вопросы предоставления субсидий для переселения, не установлен срок окончания переселения, не указано количество переселяемых семей. Следовательно, все высвобожденные работники шахты «40 лет Октября» должны быть обеспечены финансовыми средствами для переселения. Он считает, что государство не выполнило свои обязательства в полном объёме по переселению высвобожденных работников ликвидированных предприятий угольной отрасли по Кизеловскому угольному бассейну.

Согласно дополнительному иску Соловьева В.Е. он просит восстановить срок для обращения в суд с иском о признании за ним права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилого помещения, мотивируя тем, что причина его несвоевременного обращения в суд -состояние его здоровья: он неоднократно был вынужден обращаться в поликлинику по месту жительства в связи с периодическим обострением своих хронических заболеваний-проблем с сердечно­сосудистой системой, заболеваниями кожи и дыхательных путей. В этот период он перенес травму, респираторные заболевания, а также находился на стационарном лечении.

В судебном заседании представитель истца требования поддержал, указывая на то, что срок исковой давности начинает течь с 15.11.2006г-момента прекращения финансирования на переселение работников, уволенных в связи с ликвидацией организаций угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна.

Представитель ответчика - администрации Гремячинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела ответчик извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, ответчик возражает против удовлетворения исковых требований истца, указывая на то, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» (далее Порядок), пунктом 3 Положения «О содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли гг. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счёт средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития», утверждённого Приказом Минэнерго России от 11 июля 2002 года № 214, право на получение безвозмездной жилищной субсидии имеют высвобожденные работники, уволенные в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, постоянно проживающие в городах Кизел, Губаха, Гремячинск или Чусовой, уволенные в 1995-2000 годах из организаций угольной промышленности, расположенных в этих городах, имеющие стаж работы в угольной отрасли не менее 5 лет, зарегистрированные в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных.

Право на предоставление жилищной субсидии возникает у высвобожденных работников с организаций угольной отрасли лишь при совокупности четырех условий, прямо перечисленных в Положении, отсутствие хотя бы одного из которых свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания за таким лицом права на предоставление жилищной субсидии.

Одним из обязательных условий является регистрация в территориальных органах службы занятости в качестве безработных. Истец был зарегистрирован в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного по причине увольнения по собственному желанию с шахты «Ш» по ст. 31 КЗоТ РФ с дд.мм.ггггг.

Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованием о признании права на получение безвозмездной жилищной субсидии и взыскания стоимости безвозмездной жилищной субсидии, так как он обратился с заявлением в администрацию района лишь в декабре 2009 года.

Представитель Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинсу УФК по Пермскому краю с иском не согласен, указывая на то, что в связи с выполнением принятых обязательств по переселению семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности Кизеловского бассейна постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11. 2006г. № 687 внесены изменения в Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004г. № 840, в соответствии с которым дальнейшее выделение субвенций на финансирование расходов по переселению высвобожденных работников Кизеловского угольного бассейна исключается.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. № 1068 эксперимент по предоставлению государственных жилищных сертификатов был организован в целях обеспечения социальной защиты высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) и содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы этих городов, а не обеспечение их жилыми помещениями. Из трудовой книжки Соловьева В.Е. следует, что он с 2002г. был трудоустроен, т.е. является социально защищенным.

Одним из обязательных условий является регистрация в территориальных органах службы занятости в качестве безработных. Истец был зарегистрирован в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного по причине увольнения по собственному желанию с шахты «Ш».

Учитывая, что истец был трудоустроен ( и до настоящего времени имеет постоянное место работы), после увольнения с шахты в связи с ликвидацией предприятия он утратил право на получение безвозмездной жилищной субсидии и должен быть исключен из Списка высвобожденных работников шахты «4», претендующих на получение безвозмездной жилищной субсидии.

Истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованием о признании права на получение безвозмездной жилищной субсидии и взыскания стоимости безвозмездной жилищной субсидии. Просит в иске отказать

Суд, выслушав представителя истца, представителя Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску, УФК по Пермскому краю, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

27.06.1996г. вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В соответствии с положениями ст. 5 данного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.

При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998г. Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068 утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области.

Сертификат предусмотрен как именное свидетельство, удостоверяющее право высвобожденного работника на получение безвозмездной целевой субсидии на приобретение жилья.

Приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. № 214 утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией.

В указанных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000г.г.: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в списки высвобожденных работников, содержатся в пункте 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428.

Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004г. утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна.

В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ 13.07.2005г. № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п.п. 3, 8, 9, 12).

Таким образом, органы местного самоуправления в порядке предоставления гражданам безвозмездных жилищных субсидий утверждали ежегодно составляемые списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывали размер субсидий, согласовывали списки и расчет с Федеральным агентством по энергетике и заключали с гражданином договор о предоставлении субсидии. Непосредственное предоставление субсидии осуществлялось в соответствии с п. 2 указанных Правил Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.

Судом установлено, что Соловьёв В.Е. работал на шахте «4» с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг до её закрытия. Уволен дд.мм.гггг в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ. С дд.мм.гггг по дд.мм.гггг состоял на учёте в центре занятости населения города Гремячинска в качестве безработного после увольнения по собственному желанию с шахты «Ш».

Был включён в Список высвобожденных работников шахты «4» на получение жилищного сертификата. Истец имеет стаж в угольной отрасли более 21 г.

С заявлением о предоставлении ему жилищной субсидии в Наблюдательный совет администрации Гремячинского MP обращался 05.07.2000г. Его заявление рассмотрено не было. Является получателем трудовой пенсии по старости с дд.мм.ггггг.

Из анализа вышеперечисленных нормативных актов следует, что право на предоставление жилищной субсидии высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной отрасли возникает лишь при совокупности четырех условий предоставления данного вида социальной защиты, прямо перечисленных в Правилах проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068, Положении о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, утвержденном приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. №214 и Правилах предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. №428, в том числе регистрация в территориальных органах службы занятости населения в качестве безработных.

Соловьёв В.Е.не состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска после увольнения в связи с ликвидацией шахты «4» в качестве безработного. Был поставлен на учет после увольнения с ш. «Ш» по собственному желанию.

Суд учитывает, что юридически значимыми в данном деле являются наличие определенных предпосылок для возникновения права на получение государственного жилищного сертификата (впоследствии-безвозмездной жилищной субсидии), имевшихся у Соловьева В.Е. на момент увольнения его с шахты в связи с ликвидацией, а также то, что целью эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов являлось содействие трудоустройству высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) для обеспечения социальной защиты высвобожденных работников за счет переселения за пределы этих городов.

После увольнения с шахты «4» в связи с ликвидацией предприятия Соловьев В.Е.на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного не состоял. С 1998г. после увольнения с шахты «4» в связи с ликвидацией предприятия работал на шахте «Ш», затем в МУП «ТЭ», в МП «ТГ», ООО «ГЭ», в ОАО «КП», где работает по настоящее время. С дд.мм.ггггг. ему назначена трудовая пенсия по старости, т.е. он социально защищен, что не свидетельствует о его нуждаемости в трудоустройстве путем переселения за пределы г. Гремячинска.

При таких обстоятельствах требования Соловьева В.Е. о признании за ним права на получение за счет средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения на семью, состоящую из четырех человек, удовлетворению не подлежат.

Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности для обращения с иском в суд о признании за ним права на получение безвозмездной жилищной субсидии, поскольку мероприятия по содействию переселению высвобожденных работников Кизеловского угольного бассейна не финансируются с ноября 2006г. Истец обратился в суд с иском о предоставлении ему безвозмездной жилищной субсидии только 14.01.201 Ог, при этом ссылка истца на то, что болел несостоятельна, т.к. он обращался в больницу по поводу заболевания последний раз 02.09.2009г, доказательств продолжительности лечения в суд не представил.

Руководствуясь ст.ст.198,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении иска Соловьева В.Е. к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья в Пермском крае на семью четырех человек и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 25.03.2010г.

Федеральный судья