о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии



Дело №2-79/2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Гремячинск 17 февраля 2010г.

Гремячинский городской суд Пермского края в составе:

судьи Тишко Т. И.

с участием истца Бакулева А.В.

представителя истца - Сираевой Е.Р.

при секретаре Коренюгиной СЮ.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску Бакулева А.В. к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску Управления федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии,

установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии в размере 1108800руб на семью из одного человека, мотивируя тем, что его отец, ФИО1 работал на шахте «Т» с дд.мм.гггг года до ее закрытия. В 1997 году уволен в связи с ликвидацией шахты (п.1 ст. 3. КЗоТ РФ). Своевременно был поставлен на учет в центре занятости населения город; Гремячинска в качестве безработного. Был включен в список высвобожденных работников шахты «Т» на получение жилищного сертификата.

дд.мм.гггг года ФИО1 умер. Он обратился в администрацию Гремячинского муниципального района с просьбой решить вопрос о выделении средств для переселения, т.к. пунктом 13 «Положения о содействии переселению высвобожденных работников ликвидационных организации угольной отрасли городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития», утвержденного приказом Минэнерго от 11.07.2002 № 214. в случае смерти получателя субсидии для переселения предусмотрена возможность переоформления субсидии на другого члена семьи.

Письмом от 30.12.2009 г. глава Гремячинского муниципального района известил его о том, что финансирование мероприятий по переселению высвобожденных работников Кизеловского угольного бассейна прекращено с 2006 года. Данное письмо он воспринимает как отказ в выдаче ему субсидии для переселения.

Поскольку его отец являлся высвобожденным работником ликвидационного предприятия угольной отрасли (шахты «З»), отработал в угольной отрасли более 19 лет, уволен в 1997 году, постоянно проживал на территории города Гремячинска, своевременно был поставлен на учет в ЦЗН города Гремячинска в качестве безработного, полагает, что он имеет право получить от государства средства для переселения.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии устанавливается 33 м2-для одиноко проживающего гражданина. В соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.09.2009 № 433 стоимость 1 м2 жилья по Пермскому краю на 4 квартал 2009 года составляет 33 600 рублей. Следовательно, жилищная субсидия на него должна составлять 1 108 800 рублей.

Постановлением Правительства РФ от 13 07. 2005 № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» сохранен прежний порядок выделения жилищны субсидий на переселение высвобожденных работников ликвидационных организаций угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна.

Однако, постановлениями Правительства РФ от 15.11.2006 № 687 и от 15.11.2006г. № 688 Кизеловский угольный бассейн исключен из числа субъектов, которым будут предоставляться субвенции для финансирования реализации мероприятий по содействию в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства высвобожденным работникам ликвидированных угольных предприятий.

Право его отца (а после его смерти- его, истца, право) на получение безвозмездной жилищной субсидии для переселения возникло гораздо ранее принятия последних постановлений. Ни в одном из нормативных актов, регулирующих вопрос предоставления субсидий для переселения, не установлен срок окончания переселения, не указано количество переселяемых семей. Следовательно, переселение всех высвобожденных работников шахты «Т» должно быть обеспечено финансовым средствами. Он считает, что государство не выполнило свои обязательства в полном объем по переселению высвобожденных работников ликвидационных предприятий угольной отрасли по Кизеловскому угольному бассейну.

В судебном заседании истец и его представитель требования поддержали.

Представитель Министерства финансов РФ в суд не явился, о дне слушания дела извещен.

Представитель Управления федерального казначейства по Пермскому краю в суд не явился, о дне слушания дела извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, представив в суд отзыв, согласно которому в связи с закрытием шахт Кизеловского угольного бассейна с массовым высвобождением работников и невозможностью в короткие сроки создать необходимое количество рабочих мест Правительством Российской Федерации было принято постановление от 6 сентября 1998 г. №1068 «О проведении эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998 году».

Пункт 4 постановления обязывал Министерство топлива и энергетики Российской Федерации определить предельный размер средств, направляемых во втором полугодии 1998 года на выдачу государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой.Средства на проведение эксперимента были выделены в 1999-2000 годах.

Во исполнение пункта 4 постановления Министерством топлива и энергетики Российской Федерации был заключен с администрацией Пермской области договор о порядке предоставления и использования средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на проведение эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов, от 3 марта 1999 года №222-С-М-МТ-К, предусматривавший переселение 1200 семей высвобожденных работников.

За время проведения эксперимента было переселено 1208 семей, на что было выделено из средств государственной поддержки угольной отрасли 255 млн. руб.

В соответствии с поручением МВК Минэнерго России разработало и согласовало с Минфином России технико-экономическое обоснование по дополнительному переселению 450 семей высвобожденных работников. В 2002-2005 годах на эти цели было выделено 260,6 млн.руб., за счет которых переселено 457 семей.

В 2005 году программа дополнительного переселения была завершена, что нашло отражение в протоколе совещания в администрации Пермской области от 06.09.2005 г. с участием администраций гг. Гремячинск и Кизел.

Таким образом, при проведении эксперимента и последующем дополнительном переселении предусматривалось предоставление субсидий строго фиксированному количеству высвобожденных работников, а не всем гражданам из их числа, соответствующих условиям предоставления субсидий, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. №1068.

После завершения в 2005 году дополнительного переселения 450 семей высвобожденных работников выделение субвенций на финансирование расходов по переселению на 2006 год и последующие годы не предусматривалось.

В связи с выполнением принятых обязательств по переселению семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности Кизеловского бассейна постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 687 внесены изменения в Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. №840, в соответствии с которым дальнейшее выделение субвенций на финансирование расходов по переселению высвобожденных работников Кизеловского бассейна исключается.

Выдача жилищных сертификатов при реструктуризации угольной отрасли была предусмотрена государством для социальной защиты определенных групп населения, находящихся в наиболее неблагополучном положении, в том числе и только для тех, кто был безработным и был зарегистрирован в связи с этим в территориальном органе центра службы занятости населения г. Гремячинска. Согласно представленной копии трудовой книжки истец на момент подачи заявления о получении безвозмездной жилищной субсидии был трудоустроен в ООО «ТГ» ....

В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 г. № 428 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. № 44) (далее — Правила) расчет должен производиться в соответствии с пунктом 9 Правил, которым предусмотрен размер субсидии, предоставляемой гражданину. Он определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.06.2009 г. №210 "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2009 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на второй и третий кварталы 2009 года" утвержден на 2 полугодие 2009 года норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в рублях) по Российской Федерации в размере 26500 рублей. Соответственно, расчет размера стоимости социальной выплаты произведен неверно.

Кроме того, в соответствии с пунктом 9 Правил размер субсидии является неизменным до момента приобретения жилья.

В случае приобретения жилья, стоимость которого превышает размер субсидии, доплата производится гражданином.

Основываясь на вышеизложенном, УФК по Пермскому краю считает, что Бакулеву А.В. следует отказать в иске, поскольку пропущен срок исковой давности, а также то, что ФИО1 был трудоустроен на момент подачи заявления о получении безвозмездной жилищной субсидии.

Представитель отделения по г. Гремячинску Управления Федерального казначейства по Пермскому краю в суд не явился, о дне слушания дела извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, представив в суд возражение на исковое заявление Бакулева А.В, согласно которого считает, что исковые требования Бакулева А.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям: на момент обращения Бакулева А. В. с иском в суд отсутствуют юридические основания для предоставления ему жилищной субсидии (социальной выплаты для приобретения жилья) - в законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации не имеется правовой нормы, которая предоставляла бы истцу право на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии (социальной выплаты для приоб­ретения жилья).

Также в связи с тем, что федеральные законы о федеральном бюджете, начиная с 2006 финансового года, не предусматривают выделение бюджетных ассигнований на содействие переселению высвобожденных работников предприятий угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна, обязанность государства финансировать за счет средств федерального бюджета предоставление жилищных субсидий (социальных выплат для приобретения жилья) указанной категории граждан исчерпана.

Соответственно, исковые требования Бакулева А. В. о предоставлении жилищной субсидии (социальной выплаты для приобретения жилья) путем взыскания с казны Российской Федерации в его пользу суммы этой субсидии (социальной выплаты) являются необоснованными.

ФИО1, приобретя в 1997 году при увольнении в связи с ликвидацией шахты статус лица, имеющего право на получение жилищного сертификата (в последующем - жилищной субсидии), при трудоустройстве в

1999 году утратил этот статус.

В связи с самостоятельным трудоустройством ФИО1 обязанность государства предоставить ему социальную защиту путем переселения за пределы Кизеловского угольного бассейна отсутствовала.

Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. № 1068, и Положение, утвержденное Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 214, которые предусматривали возможность переоформления жилищного сертификата (жилищной субсидии) в случае смерти их получателя на одного из членов его семьи, фактически утратили силу с принятием Постановления Правительства от 13.07.2005 г. № 428.

Последний из указанных нормативных актов положения о возможности переоформления жилищной субсидии в случае смерти его получателя на одного из членов его семьи не содержал. Следовательно, требования Бакулева А. В. безосновательны.

На основании изложенного Отделение по г. Гремячинску Управления Федерального казначейства по Пермскому краю просит суд в при вынесении судебного решения отказать в удовлетворении исковых требований Бакулева А. В. в полном объеме.

Представитель администрации Гремячинского MP в суд не явился, о дне слушания дела извещен, просит дело рассмотреть в его отсутствие и отказать в удовлетворении заявленного иска по следующим основаниям.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ.

Кандидатура ФИО1 в Списке высвобожденных работников шахты «З», претендующих на получение безвозмездной жилищной субсидии и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии, составленный рабочей группой работников шахты в 1999г. не значится.

Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованием о признании права на получение безвозмездной жилищной субсидии, так как он обратился в администрацию района с заявлением лишь в декабре 2009г.

Суд, выслушав Бакулева А.В, его представителя, исследовав документы дела, приходит к следующему.

27.06.1996г. вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В соответствии с положениями ст. 5 данного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.

При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998г. Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068 утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области.

Сертификат предусмотрен как именное свидетельство, удостоверяющее право высвобожденного работника на получение безвозмездной целевой субсидии на приобретение жилья.

Представитель администрации Гремячинского MP в суд не явился, о дне слушания дела извещен, просит дело рассмотреть в его отсутствие и отказать в удовлетворении заявленного иска по следующим основаниям.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ.

Кандидатура ФИО1 в Списке высвобожденных работников шахты «З», претендующих на получение безвозмездной жилищной субсидии и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии, составленный рабочей группой работников шахты в 1999г. не значится.

Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованием о признании права на получение безвозмездной жилищной субсидии, так как он обратился в администрацию района с заявлением лишь в декабре 2009г.

Суд, выслушав Бакулева А.В, его представителя, исследовав документы дела, приходит к следующему.

27.06.1996г. вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В соответствии с положениями ст. 5 данного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.

При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998г. Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068 утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области.

Сертификат предусмотрен как именное свидетельство, удостоверяющее право высвобожденного работника на получение безвозмездной целевой субсидии на приобретение жилья.

Приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. № 214 утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией.

В указанных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1995-2000г.г.: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в списки высвобожденных работников, содержатся в пункте 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428.

Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004г. утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна.

В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ 13.07.2005г. № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п.п. 3, 8, 9, 12).

Таким образом, органы местного самоуправления в порядке предоставления гражданам безвозмездных жилищных субсидий утверждали ежегодно составляемые списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывали размер субсидий, согласовывали списки и расчет с Федеральным агентством по энергетике и заключали с гражданином договор о предоставлении субсидии. Непосредственное предоставление субсидии осуществлялось в соответствии с п. 2 указанных Правил Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.

Приведенными выше нормативными правовыми актами определена совокупность условий, при наличии которых лицам, высвобожденным с

1 ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Пермской области, гарантировано предоставление безвозмездной жилищной субсидии для приобретения жилых помещений, с целью трудоустройства этих работников за пределами тех городов, где они постоянно проживают. Одним их таких условий является увольнение из организаций угольной промышленности в 1995-2000гг.

Судом установлено, что ФИО1 работал на шахте « Т» с дд.мм.ггггг. до её закрытия. В 1993г. шахта «Т» переименована на шахту «З». Уволен дд.мм.гггг в связи с ликвидацией шахты по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ. После увольнения с шахты он состоял на учете в Центре занятости населения с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. Был направлен ЦЗН на обучение, затем принят дд.мм.ггггг. в ООО «ТГ» для прохождения производственной практики, уволен дд.мм.ггггг. после прохождения производственной практики, вновь был трудоустроен в ООО «ТГ»

, дд.мм.ггггг, где продолжил работу.

ФИО1 умер дд.мм.ггггг.

Пунктом 13 Положения о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Гремячинск, Губаха и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, утвержденного приказом Минэнерго РФ от 11.07.2002г. № 214, предусмотрена возможность в случае смерти получателя безвозмездной жилищной субсидии переоформления этой субсидии на одного из членов семьи.

Аналогичное право в случае смерти владельца сертификата предусматривалось п. 13. Правил проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г.№1068.

Судом установлено, что на момент смерти ФИО1 не являлся не только получателем жилищной субсидии, но и претендентом на получение жилищной субсидии. В Список высвобожденных работников шахты «З», претендующих на получение безвозмездной жилищной субсидии, он включен не был. С заявлением в Наблюдательный совет администрации Гремячинского MP о предоставлении ему жилищной субсидии не обращался. После увольнения с шахты ФИО1 был направлен ЦЗН на обучение, затем трудоустроен, т.е. он являлся социально защищенным, что не свидетельствовало о его нуждаемости в трудоустройстве путем переселения за пределы г. Гремячинска.

Учитывая изложенное суд приходит к выводу о том, что требования Бакулева А.В. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Бакулева А.В. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску Управления федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании за ним права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилого помещения в Пермском крае и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 25.02.2010г.

Федеральный судья