Дело №2-73/2010 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Гремячинск 21 мая 2010г. Гремячинский городской суд Пермского края в составе: судьи Тишко Т. И. истца Рылова Н.П. представителя истца-адвоката Мухамадеева К.В. ответчика-представителя Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинсу УФК по Пермскому краю Игнатовой Н.Е. при секретаре Фатхулиной Л.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску Рылова Н.П. к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии, установил: Истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии в размере 1 411 200 руб, мотивируя тем, что он работал на шахте «З» с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг до её закрытия. Он уволен дд.мм.гггг в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ. С дд.мм.гггг по дд.мм.гггг состоял на учёте в центре занятости населения города Гремячинска в качестве безработного. В течение 15 лет неоднократно обращался в администрацию Гремячинского муниципального района по вопросу выделения жилищной субсидии для переселения, однако, вопрос не решён до сегодняшнего дня. В частности, в последний раз он обратился в администрацию Гремячинского муниципального района по вопросу выделения жилищной субсидии для переселения в декабре 2009г. Письмом от дд.мм.гггг глава администрации Гремячинского муниципального района известил его о том, что финансирование мероприятий по переселению высвобожденных работников Кизеловского угольного бассейна прекращено с 2006 года. Данное письмо он воспринимает как отказ в выдаче ему субсидии для переселения. Он является высвобожденным работником ликвидированного предприятия угольной отрасли (шахты «З»). Имеет стаж работы в угольной отрасли свыше 15 лет. Уволен в 1995 году. Постоянно проживает на территории .... На учёт в ЦЗН города Гремячинска в качестве безработного был поставлен своевременно. Поэтому он считает, что имеет право претендовать на получение денежных средств от государства для переселения. В настоящее время число членов его семьи составляет 2 человека: он и его жена ФИО1. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 253 норматив общей площади жилого помещения для расчёта размера субсидии устанавливается на семью из 2 человек 42 м2. В соответствии с приказом Минре-гиона РФ от 30.09.2009 № 433 стоимость 1 м2 жилья по Пермскому краю на 4 квартал 2009 года составляет 33 600 рублей. Следовательно, жилищная субсидия на его семью должна составлять 1 411 200 рублей. Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков» сохранён прежний порядок выделения жилищных субсидий на переселение высвобожденных работников ликвидированных организаций угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна. Однако, постановлениями Правительства РФ от 15.11.2006 № 687 и от 15.11.2006 № 688 Кизеловский угольный бассейн исключён из числа субъектов, которым будут пре доставляться субвенции для финансирования реализации мероприятий по содействию в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства высвобожденным работникам ликвидированных угольных предприятий. Его право на получение безвозмездной жилищной субсидии для переселения возникло гораздо ранее принятия последних постановлений. Ни в одном из нормативных документов, регулирующих вопросы предоставления субсидий для переселения, не установлен срок окончания переселения, не указано количество переселяемых семей. Следовательно, все высвобожденные работники шахты «З» должны быть обеспечены финансовыми средствами для переселения. Он считает, что государство не выполнило свои обязательства в полном объёме по переселению высвобожденных работников ликвидированных предприятий угольной отрасли по Кизеловскому угольному бассейну. Согласно дополнительному иску Рылова Н.П. он просит восстановить срок для обращения в суд с иском о признании за ним права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилого помещения, мотивируя тем, что причина его несвоевременного обращения в суд-состояние его здоровья: он неоднократно был вынужден обращаться в поликлинику по месту жительства в связи с периодическим обострением своих хронических заболеваний-гипертонической болезни, проблемами с почками, ишемической болезни сердца. Кроме того, больна его мать, которая является инвалидом 1 группы. В этот период он был вынужден судиться с прежним работодателем, который неправомерно уволил его. Судебная тяжба длилась с сентября 2006г. (с даты подачи искового заявления в суд) по апрель 2007г.(принятия определения судом надзорной инстанции). Также с января 2010г. по март 2010г. он участвовал в выборной кампании и был избран депутатом районного Земского собрания. Все это не только затрудняло, но и делало невозможным своевременное обращение в суд за защитой своих прав. Представитель администрации в суд не явился, о дне слушания дела извещен. Просит рассмотреть дело в его отсутствие, с иском не согласен, указывая на то, что истец в Списке высвобожденных работников шахты «З», претендующих на получение безвозмездной жилищной субсидии, составленном рабочей группой работников шахты в 1999г. не значится. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности, так как с момента увольнения с шахты не обращался в администрацию ..., администрацию района с заявлением о включении в Список. Также, истец в настоящее время трудоустроен в ООО «Г», необходимости в переселении с целью трудоустройства не имеется. Просит в иске отказать. Представитель Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю с иском не согласен, указывая на то, что в связи с выполнением принятых обязательств по переселению семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности Кизеловского бассейна постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11. 2006г. № 687 внесены изменения в Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004г. № 840, в соответствии с которым дальнейшее выделение субвенций на финансирование расходов по переселению высвобожденных работников Кизеловского угольного бассейна исключается. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. № 1068 эксперимент по предоставлению государственных жилищных сертификатов был организован в целях обеспечения социальной защиты высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) и содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы этих городов, а не обеспечение их жилыми помещениями. Из копии трудовой книжки следует, что истец трудоустроен, т.е. является социально защищенным. В Списке высвобожденных работников шахты «З» Рылов Н.П. не значится. Кроме того, Рылов Н.П. пропустил срок исковой давности: право истца на получение безвозмездной жилищной субсидии возникло в момент увольнения его в связи с ликвидацией шахты «З». Не могут быть признаны уважительными причины необходимости ухода за больной матерью, поскольку не подтверждены документально, а также участия в выборной кампании. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Суд считает, что срок для обращения с иском в суд о признании за Рыловым Н.П. права на предоставление жилищной субсидии истцом пропущен, поскольку с момента увольнения с шахты в связи с ликвидацией, дд.мм.гггг, он не обращался в администрацию г. Гремячинска с заявлением о включении его в Список высвобожденных работников шахты и о предоставлении ему жилищной субсидии. Первый раз он обратился в администрацию города в декабре 2009г, т.е более чем через 14 лет после увольнения. Суд не может признать уважительными причины пропуска срока, представленные истцом, для обращения с иском в суд, поскольку указанные причины: обращение в больницу, болезнь матери, выборная кампания, судебные заседания - не препятствовали ему обратиться с иском в суд. Кроме того, требования истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. 27.06.1996г. вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В соответствии с положениями ст. 5 данного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ. При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998г. Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных • работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068 утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области. Сертификат предусмотрен как именное свидетельство, удостоверяющее право высвобожденного работника на получение безвозмездной целевой субсидии на приобретение жилья. Приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. № 214 утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли гг. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией. В указанных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000гг.: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в списки высвобожденных работников, содержатся в пункте 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428. Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004г. утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна. В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ 13.07.2005г. № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п.п. 3, 8, 9, 12). Таким образом, органы местного самоуправления в порядке предоставления гражданам безвозмездных жилищных субсидий утверждали ежегодно составляемые списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывали размер субсидий, согласовывали списки и расчет с Федеральным агентством по энергетике и заключали с гражданином договор о предоставлении субсидии. Непосредственное предоставление субсидии осуществлялось в соответствии с п. 2 указанных Правил Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Судом установлено, что Рылов Н.П. работал на шахте «З» с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг до её закрытия. Он уволен дд.мм.гггг в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ. С дд.мм.гггг по дд.мм.гггг состоял на учёте в центре занятости населения города Гремячинска в качестве безработного. Истец имеет стаж в угольной отрасли более 15 лет. Рылов Н.П. постоянно проживает на территории .... В Список высвобожденных работников шахты «З» включен не был. В Наблюдательный совет с заявлением о включении в Список высвобожденных работников шахты «З» и о предоставлении ему жилищной субсидии не обращался. Письмом администрации Гремячинского MP № 733-р от 30.12.2009г. ему сообщено, что финансирование затрат по переселению высвобожденных работников Кизеловского угольного бассейна за счет средств федерального бюджета прекращено. Из анализа вышеперечисленных нормативных актов следует, что право на предоставление жилищной субсидии высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной отрасли возникает лишь при совокупности четырех условий предоставления данного вида социальной защиты, прямо перечисленных в Правилах проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068, Положении о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли гг. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, утвержденном приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. №214 и Правилах предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. №428. Суд учитывает, что юридически значимыми в данном деле являются наличие определенных предпосылок для возникновения права на получение государственного жилищного сертификата (впоследствии-безвозмездной жилищной субсидии), имевшихся у Рылова Н.П.на момент увольнения его с шахты в связи с ликвидацией, а также то, что целью эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов являлось содействие трудоустройству высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) для обеспечения социальной защиты высвобожденных работников за счет переселения за пределы этих городов. После увольнения с шахты «З» в связи с ликвидацией предприятия Рылов Н.П. непродолжительное время состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного, затем трудоустроился и работал на различных предприятиях города, продолжает он работать и в настоящее время. С дд.мм.ггггг. ему назначена трудовая пенсия по старости, т.е. он социально защищен, что не свидетельствует о его нуждаемости в трудоустройстве путем переселения за пределы г. Гремячинска. При таких обстоятельствах требования Рылова Н.П. о признании за ним права на получение за счет средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения на семью, состоящую из двух человек, удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст.198,199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении иска Рылова Н.П. к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья в Пермском крае на семью из двух человек и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 28.05.2010г. Федеральный судья подпись.