о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии



Дело №2-74/20 Юг.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Гремячинск 19 марта 2010г.

Гремячинский городской суд Пермского края в составе:

судьи Тишко Т. И. истца -Ивановой Р.Д.

представителя истца-адвоката Мухамадеева К.В.

ответчика-представителя Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г.Гремячинску УФК по Пермскому краю Игнатовой Н.Е.

при секретаре Галлямовой B.C.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Гремячинске гражданское дело по иску Ивановой Р.Д. к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г.Гремячинску УФК по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии, суд

установил:

Истец обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии в размере 1411200руб, мотивируя тем, что её муж ФИО1 работал на шахте «4» с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг и с дд.мм.гггг до её закрытия. Уволен дд.мм.гггг в связи с ликвидацией предприятия (п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ). С дд.мм.гггг по дд.мм.гггг состоял на учёте в центре занятости населения города Гремячинска в качестве безработного. Был включён в список высвобожденных работников шахты «4» на получение жилищного сертификата. В течение 5 лет он неоднократно обращался в администрацию города Гремячинска по вопросу выделения жилищной субсидии для переселения, о чём свидетельствует его заявление от 07.07.1998. ФИО1 умер 1 дд.мм.гггг.

Пунктом 13 «Положения о содействии переселению высвобожденных работников ликви­дированных организаций угольной отрасли городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Перм­ская область) за счёт средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития», утверждённого приказом Минэнерго от 11.07.2002 № 214, в случае смерти получателя субсидии для переселения предусмотрена возможность пере­оформления субсидии на другого члена семьи. Она обратилась к главе администрации Гремячинского муниципального района с письменным заявлением о разъяснении её перспектив на получение средств для переселения за умершего мужа. Письмом от 30.12.2009 глава администрации известил её о том, что финансирование мероприятий по переселению высвобожденных работников Кизеловского угольного бассейна прекращено с 2006 года. Данное письмо она воспринимает, как отказ в выдаче ей субсидии для переселения.

Поскольку её муж являлся высвобожденным работником ликвидированного предприятия угольной отрасли (шахты «4»), отработал в угольной отрасли более 20 лет, уволен в 1998 году, постоянно проживал на территории Гремячинского района, своевременно был постав­лен на учёт в ЦЗН города Гремячинска в качестве безработного, полагает, что они, члены его се­мьи, имеют право получить от государства средства для переселения.

До смерти мужа они проживали в ... вчетвером, в настоящее время она проживает вдвоём с сыном ФИО2. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 253 норматив общей площади жилого помещения для расчёта размера субсидии устанавливается 42 м2 на семью из 2 человек. В соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.09.2009 № 433 стоимость 1 м2 жилья по Пермскому краю на 4 квартал 2009 года составляет 33 600 рублей. Следовательно, жилищная субсидия на её семью должна составлять 1 411 200 рублей.

Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления суб­венций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских родов и посёлков» сохранён прежний порядок выделения жилищных субсидий на переселение высвобожденных работников ликвидированных организаций угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна.

Однако, постановлениями Правительства РФ от 15.11.2006 № 687 и от 15.11.2006 № 688 Кизеловский угольный бассейн исключён из числа субъектов, которым будут предоставляться субвенции для финансирования реализации мероприятий по содействию в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства высвобожденным работникам ликвидированных угольных предприятий.

Право её мужа (а после его смерти - её право) на получение безвозмездной жилищной субсидии для переселения возникло гораздо ранее принятия последних постановлений. Ни в од ном из нормативных актов, регулирующих вопросы предоставления субсидий для переселения, не установлен срок окончания переселения, не указано количество переселяемых семей. Следовательно, переселение всех высвобожденных работников шахты «4» должно быть обеспечено финансовыми средствами. Считает, что государство не выполнило свои обязательства в полном объёме по переселению высвобожденных работников ликвидированных предприятий угольной отрасли по Кизеловскому угольному бассейну.

Согласно дополнительному иску Ивановой Р.Д. она просит восстановить срок для обращения в суд с иском о признании за ней права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилого помещения, мотивируя тем, что причина несвоевременного обращения в суд-состояние её здоровья: она неоднократно была вынуждена обращаться в поликлинику по месту жительства в связи с периодическим обострением своих хронических заболеваний -гипертонии, гастрита, нейросенсорной тугоухости. В этот период она проходила обследование в МСЭ, находилась на стационарном лечении.

В судебном заседании истец и его представитель требования поддержали, указывая, что муж Ивановой РД. обращался с заявлением в администрацию города о предоставлении жилищной субсидии, однако, документы были утеряны, истец два раза ездила в администрацию города до смерти мужа, еще раз сдавала документы. Их снова потеряли. После смерти мужа она не обращалась в администрацию города с заявлением о переоформлении субсидии на неё.

Представитель ответчика - администрации Гремячинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела ответчик извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, ответчик возражает против удовлетворения исковых требований истца, указывая на то, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованием о признании права на получение безвозмездной жилищной субсидии и взыскания стоимости безвозмездной жилищной субсидии, так как она не обращалась в администрацию города Гремячинска, администрацию района с заявлением о включении её в Список высвобожденных работников шахты «4», претендующих на получение безвозмездной жилищной субсидии, составленный рабочей группой работников шахты в 2000 году. От истца поступило заявление в администрацию района лишь в декабре 2009 года. Согласно отзыва на исковое заявление ответчик обращает внимание на то, в исковом заявление указано на неоднократные обращения покойного мужа истца на протяжении 5 лет в администрацию города, однако на истцом, ни её представителем доказательств подобных обращений не представлено.

Представитель Министерства финансов РФ, Управления федерального казначейства по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю с иском не согласна, мотивируя тем, что пунктом 3 Правил проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермской области), утверждённых Постановлением Правительства РФ 06.09.1998 года № 1068, (далее по тексту Правила) предусмотрено: право на получение сертификата имеют высвобожденные работники, постоянно проживающие в городах Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой, уволенные в 1995 -2000 годах с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, имеющих стаж работы в угольной отрасли не менее 5 лет, зарегистрированные в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных.

ФИО1 был уволен дд.мм.гггг года с шахты «4» в связи с ликвидацией предприятия (п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ). дд.мм.гггг года ФИО1 умер.

Пунктом 13 Правил установлено, что в случае смерти владельца сертификата члены семьи могут обратиться в органы местного самоуправления городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой с заявлением о переоформлении сертификата на одного из членов его семьи.

Как следует из вышеперечисленной нормы законодательства члены семьи имеют право на переоформление сертификата лишь в том случае, если умерший был владельцем сертификата. ФИО1 не был владельцем сертификата, потому у членов его семьи отсутствует право на получение сертификата.

Кроме того, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованием о признании права на получение безвозмездной жилищной субсидии и взыскания стоимости безвозмездной жилищной субсидии. Мероприятия по содействию переселению высвобожденных работников Кизеловского угольного бассейна не финансируются, начиная с 2006 финансового года. Из Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, содействие переселению высвобожденных работников Кизеловского угольного бассейна было исключено актом Правительства Российской Федерации в ноябре 2006 года.

Таким образом, Иванова Р. Д. должна была узнать о нарушении своего предполагаемого права не в декабре 2009 года, а гораздо раньше.

Суд, выслушав истца, её представителя, представителя Министерства финансов РФ, Управления федерального казначейства по Пермскому краю, отделения по г.Гремячинску УФК по Пермскому краю, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

27.06.1996г. вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В соответствии с положениями ст. 5 данного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.

При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998 г. Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых ' организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068 утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области'.

Сертификат предусмотрен как именное свидетельство, удостоверяющее право высвобожденного работника на получение безвозмездной целевой субсидии на приобретение жилья.

Приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. № 214 утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств, государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией.

В указанных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000г.г.: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в списки высвобожденных работников, содержатся в пункте 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428.

Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004г. утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна.

В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ 13.07.2005г. № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п.п. 3, 8, 9, 12).

Таким образом, органы местного самоуправления в порядке предоставления гражданам безвозмездных жилищных субсидий утверждали ежегодно составляемые списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывали размер субсидий, согласовывали списки и расчет с Федеральным агентством по энергетике и заключали с гражданином договор о предоставлении субсидии. Непосредственное предоставление субсидии осуществлялось в соответствии с п. 2 указанных Правил Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.

Судом установлено, что ФИО1 работал на шахте «4» с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг и с дд.мм.гггг до её закрытия, уволен дд.мм.гггг в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ. С дд.мм.гггг по дд.мм.гггг состоял на учёте в центре занятости населения города Гремячинска в качестве безработного. Был включён в список высвобожденных работников шахты «4», претендующих на получение безвозмездной жилищной субсидии. На заседании городского наблюдательного Совета его заявление о предоставлении государственного жилищного сертификата не рассматривалось.

ФИО1 умер дд.мм.гггг г.

Пунктом 13 Положения о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Гремячинск, Губаха и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, утвержденного приказом Минэнерго РФ от 11.07.2002г. № 214, предусмотрена возможность в случае смерти получателя безвозмездной жилищной субсидии переоформления этой субсидии на одного из членов семьи.

Аналогичное право в случае смерти владельца сертификата предусматривалось п. 13. Правил проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г.№1068.

Судом установлено, что на момент смерти ФИО1 не являлся получателем жилищной субсидии, был только претендентом на получение жилищной субсидии, поскольку уволен в связи с ликвидацией предприятия, состоял на учете в центре занятости населения г. Гремячинска, имел стаж работы в угольной отрасли более 5 лет, постоянно проживал на территории ..., был включен в Список высвобожденных работников шахты «4», претендующих на получение безвозмездной жилищной субсидии. 07.07.1998г. обратился в администрацию города с заявлением о выделении ему жилищного сертификата. Однако, его кандидатура по вопросу предоставления ему безвозмездной жилищной субсидии Наблюдательным Советом Гремячинского MP не рассматривалась, жилищная субсидия ему не выделялась.

Кроме того, в соответствии со ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Суд считает, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения с иском о признании за ней права на предоставление жилищной субсидии. С момента смерти мужа, ФИО1, последовавшей дд.мм.ггггг, истец не обращалась в администрацию г. Гремячинска с заявлением о предоставлении ей безвозмездной жилищной субсидии до конца 2009г.

Таким образом, доводы администрации Гремячинского MP и представителя Министерства финансов РФ, Управления федерального казначейства по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю о пропуске истцом срока для обращения с иском в суд являются обоснованными.

Учитывая изложенное суд приходит к выводу о том, что требования Ивановой Р.Д. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.198,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении иска Ивановой Р.Д. к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г.Гремячинску УФК по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья в Пермском крае на семью из двух человек и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 26.03.2010г.

Федеральный судья подпись