о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии



Дело №2-80/2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Гремячинск 18 марта 2010 г.

Гремячинский городской суд Пермского края в составе:

судьи Тишко Т. И.

истца Палкина Ю.В.

представителя истца - адвоката Мухамадеева К.В.

третьего лица ФИО1

ответчика - представителя Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинсу УФК по Пермскому краю Игнатовой Н.Е.

при секретаре Галлямовой B.C.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску Палкина Ю.В. к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии, суд

установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии в размере 2 419 200 руб., мотивируя тем, что он работал на шахте «4» с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг и с дд.мм.гггг до её закрытия. Уволен дд.мм.гггг в связи с ликвидацией предприятия (п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ). Состоял на учёте в центре занятости населения города Гремячинска в качестве безработного с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг. С дд.мм.гггг по дд.мм.гггг проходил обучение по направлению ЦЗН, а с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг вновь был поставлен на учёт в качестве безработного. В течение 12 лет неоднократно обращался в различные инстанции по вопросу выделения жилищной субсидии для переселения, однако вопрос не решён до сегодняшнего дня.

В частности, в последний раз он обратился в администрацию Гремячинского муниципального района в декабре 2009 года. Письмом от дд.мм.гггг глава известил его о том, что финансирование мероприятий по переселению высвобожденных работников Кизеловского угольного бассейна прекращено с 2006 года. Данное письмо он воспринял как отказ в выдаче ему субсидии для переселения.

Он является высвобожденным работником ликвидированного предприятия угольной отрасли (шахты «4»). Имеет стаж работы в угольной отрасли более 17 лет. Уволен в 1998 году. Постоянно проживает на территории .... Состоял на учёте в ЦЗН города Гремячинска в качестве безработного. Поэтому считает, что имеет право претендовать на получение денежных средств от государства для переселения.

В настоящее время число членов его семьи составляет 4 человека: он, его жена ФИО1, дети ФИО2 и ФИО3. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 253 норматив общей площади жилого помещения для расчёта размера субсидии устанавливается по 18 м на

каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более, т.е. 72 м2. В соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.09.2009 № 433 стоимость 1 м2 жилья по Пермскому краю на 4 квартал 2009 года составляет 33 600 рублей. Следовательно, жилищная субсидия на его семью должна составлять 2 419 200 рублей.

Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков» сохранён прежний порядок выделения жилищных субсидий на переселение высвобожденных работников ликвидированных организаций угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна.

Однако, постановлениями Правительства РФ от 15.11.2006 № 687 и от 15.11.2006 № 688 Кизеловский угольный бассейн исключён из числа субъектов, которым будут предоставляться субвенции для финансирования реализации мероприятий по содействию в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства высвобожденным работникам ликвидированных угольных предприятий.

Его право на получение безвозмездной жилищной субсидии для переселения возникло гораздо ранее принятия последних постановлений. Ни в одном из нормативных документов, регулирующих вопросы предоставления субсидий для переселения, не установлен срок окончания переселения, не указано количество переселяемых семей. Следовательно, все высвобожденные работники шахты «4» должны быть обеспечены финансовыми средствами для переселения. Он считает, что государство не выполнило свои обязательства в полном объёме по переселению высвобожденных работников ликвидированных предприятий угольной отрасли по Кизеловскому угольному бассейну.

Согласно дополнительному иску Палкина Ю.В. он просит восстановить срок для обращения в суд с иском о признании за ним права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилого помещения, мотивируя тем, что причина его несвоевременного обращения в суд -состояние его здоровья и личные обстоятельства: он неоднократно был вынужден обращаться в поликлинику по месту жительства в связи с периодическим обострением своих хронических заболеваний -дорсопатии пояснично-крестцового отдела позвоночника, бронхита, вегетососудистой дистонии. В этот период умерли его родители, оба они длительное время нуждались в постороннем уходе, который он осуществлял с женой.

В судебном заседании истец и его представитель требования поддержали, указывая на то, что срок исковой давности начинает течь с 15.11.2006г-момента прекращения финансирования на переселение работников, уволенных в связи с ликвидацией организаций угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна.

Представитель ответчика - администрации Гремячинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела ответчик извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, ответчик возражает против удовлетворения исковых требований истца, указывая на то, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованием о признании права на получение безвозмездной жилищной субсидии и взыскания стоимости безвозмездной жилищной субсидии.

Представитель Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю с иском не согласен, указывая на то, что в связи с выполнением принятых обязательств по переселению семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности Кизеловского бассейна постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11. 2006г. № 687 внесены изменения в Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004г. № 840, в соответствии с которым дальнейшее выделение субвенций на финансирование расходов по переселению высвобожденных работников Кизеловского угольного бассейна исключается.

Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков» сохранён прежний порядок выделения жилищных субсидий на переселение высвобожденных работников ликвидированных организаций угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна.

Однако, постановлениями Правительства РФ от 15.11.2006 № 687 и от 15.11.2006 № 688 Кизеловский угольный бассейн исключён из числа субъектов, которым будут предоставляться субвенции для финансирования реализации мероприятий по содействию в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства высвобожденным работникам ликвидированных угольных предприятий.

Его право на получение безвозмездной жилищной субсидии для переселения возникло гораздо ранее принятия последних постановлений. Ни в одном из нормативных документов, регулирующих вопросы предоставления субсидий для переселения, не установлен срок окончания переселения, не указано количество переселяемых семей. Следовательно, все высвобожденные работники шахты «4» должны быть обеспечены финансовыми средствами для переселения. Он считает, что государство не выполнило свои обязательства в полном объёме по переселению высвобожденных работников ликвидированных предприятий угольной отрасли по Кизеловскому угольному бассейну.

Согласно дополнительному иску Палкина Ю.В. он просит восстановить срок для обращения в суд с иском о признании за ним права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилого помещения, мотивируя тем, что причина его несвоевременного обращения в суд -состояние его здоровья и личные обстоятельства: он неоднократно был вынужден обращаться в поликлинику по месту жительства в связи с периодическим обострением своих хронических заболеваний -дорсопатии пояснично-крестцового отдела позвоночника, бронхита, вегетососудистой дистонии. В этот период умерли его родители, оба они длительное время нуждались в постороннем уходе, который он осуществлял с женой.

В судебном заседании истец и его представитель требования поддержали, указывая на то, что срок исковой давности начинает течь с 15.11.2006г-момента прекращения финансирования на переселение работников, уволенных в связи с ликвидацией организаций угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна.

Представитель ответчика - администрации Гремячинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела ответчик извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, ответчик возражает против удовлетворения исковых требований истца, указывая на то, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованием о признании права на получение безвозмездной жилищной субсидии и взыскания стоимости безвозмездной жилищной субсидии.

Представитель Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинсу УФК по Пермскому краю с иском не согласен, указывая на то, что в связи с выполнением принятых обязательств по переселению семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности Кизеловского бассейна постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11. 2006г. № 687 внесены изменения в Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004г. № 840, в соответствии с которым дальнейшее выделение субвенций на финансирование расходов по переселению высвобожденных работников Кизеловского угольного бассейна исключается.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. № 1068 эксперимент по предоставлению государственных жилищных сертификатов был организован в целях обеспечения социальной защиты высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) и содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы этих городов, а не обеспечение их жилыми помещениями.

Палкин Ю.В. работал на шахте «4» с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг и с дд.мм.гггг до её закрытия. Уволен дд.мм.гггг в связи с ликвидацией предприятия (п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ). Состоял на учёте в центре занятости населения города Гремячинска в качестве безработного с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг. С дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, при этом причиной постановки на учет явилось не увольнение в связи с ликвидацией шахты «4», а увольнение из ООО «Ш» по собственному желанию. В настоящее время Палкин Ю.В. в органах службы занятости населения на учете в качестве безработного не состоит. Представитель ответчиков считает, что при таких обстоятельствах нахождение истца в списках лиц, претендующих на получение жилищных сертификатов после утраты им статуса безработного в 2003г. является неправомерным. Со снятием с учета в органе службы занятости населения, где состоял как безработный, Палкин Ю.В. подлежал исключению из любых списков лиц, претендующих на получение средств для переселения.

Кроме того, Палкин Ю.В. пропустил срок исковой давности: из ответа администрации г. Гремячинска от 27.09.2005г.№ 427-п на обращение Палкина Ю.В. следует, что заявитель был проинформирован о факте отсутствия определения Правительством РФ на момент предоставления ответа финансирования содействия переселению высвобожденных работников предприятий угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна на 2006г. и последующие периоды. Фактически истцу было отказано в предоставлении жилищной субсидии за счет средств, поступивших в 2005г, и разъяснено об отсутствии финансирования на последующий период времени, он не обратился в суд в течение трех лет с момента первого отказа в предоставлении сертификата. Мероприятия по содействию переселению высвобожденных работников Кизеловского угольного бассейна не финансируются с 2006г.

Суд, выслушав истца, его представителя, представителя Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску, УФК по Пермскому краю, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

27.06.1996г. вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В соответствии с положениями ст. 5 данного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.

При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998г. Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068 утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области.

Сертификат предусмотрен как именное свидетельство, удостоверяющее право высвобожденного работника на получение безвозмездной целевой субсидии на приобретение жилья.

Приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. № 214 утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией.

В указанных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000г.г.: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в списки высвобожденных работников, содержатся в пункте 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428.

Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004г. утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна.

В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ 13.07.2005г. № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п.п. 3, 8, 9, 12).

Таким образом, органы местного самоуправления в порядке предоставления гражданам безвозмездных жилищных субсидий утверждали ежегодно составляемые списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывали размер субсидий, согласовывали списки и расчет с Федеральным агентством по энергетике и заключали с гражданином договор о предоставлении субсидии. Непосредственное предоставление субсидии осуществлялось в соответствии с п. 2 указанных Правил Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.

Судом установлено, что Палкин Ю.В. работал на шахте «4» с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг и с дд.мм.гггг до её закрытия, уволен дд.мм.гггг в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ. С дд.мм.гггг работал в ООО шахта «Ш», уволен дд.мм.гггг по собственному желанию. С дд.мм.ггггг. по дд.мм.гггг он состоял на учёте в ЦЗН г. Гремячинска качестве ищущего работу. С дд.мм.гггг по дд.мм.гггг проходил обучение по направлению ЦЗН, а с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг вновь был поставлен на учёт в качестве безработного. Истец имеет стаж в угольной отрасли более 17 лет.

Палкин Ю.В. постоянно проживает на территории .... Был включён в Список высвобожденных работников шахты «4» на получение жилищного сертификата, с заявлением о предоставлении ему жилищной субсидии в Наблюдательный совет администрации Гремячинского MP обращался 08.02.2000г. Его заявление рассмотрено не было.

Из анализа вышеперечисленных нормативных актов следует, что право на предоставление жилищной субсидии высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной отрасли возникает лишь при совокупности четырех условий предоставления данного вида социальной защиты, прямо перечисленных в Правилах проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068, Положении о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, утвержденном приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. №214 и Правилах предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. №428, в том числе регистрация в территориальных органах службы занятости населения в качестве безработных.

Палкин Ю.В. не состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска после увольнения в связи с ликвидацией шахты «4» в качестве безработного. Неоднократно состоял после увольнения с ш. «Ш» по собственному желанию.

Суд учитывает, что юридически значимыми в данном деле являются наличие определенных предпосылок для возникновения права на получение государственного жилищного сертификата (впоследствии-безвозмездной жилищной субсидии), имевшихся у Палкина Ю.В. на момент увольнения его с шахты в связи с ликвидацией, а также то, что целью эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов являлось содействие трудоустройству высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) для обеспечения социальной защиты высвобожденных работников за счет переселения за пределы этих городов.

После увольнения с шахты «4» в связи с ликвидацией предприятия Палкин Ю.В. на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного не состоял. С 03.04. 2009г. ему назначена трудовая пенсия за выслугу лет, т.е. он социально защищен.

В настоящее время истец является нетрудоспособным в силу возраста, также социально защищен, поскольку получает пенсию, что не свидетельствует о его нуждаемости в трудоустройстве путем переселения за пределы г. Гремячинска.

При таких обстоятельствах требования Палкина Ю.В. о признании за ним права на получение за счет средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения на семью, состоящую из четырех человек, удовлетворению не подлежат.

Суд не находит оснований для восстановления срока для обращения Палкина Ю.В. с иском в суд о признании за ним права на получение безвозмездной жилищной субсидии, поскольку мероприятия по содействию переселению высвобожденных работников Кизеловского угольного бассейна не финансируются с ноября 2006г. Истец обратился в суд с иском о предоставлении ему безвозмездной жилищной субсидии только 21.01.20 Юг, при этом ссылка истца на то, что он ухаживал за больными родителями несостоятельна, т.к. последние умерли -отец дд.мм.ггггг, а мать -дд.мм.гггг, сам он обращался в больницу по поводу заболевания последний раз 20.10.2009г.

Руководствуясь ст.ст.198,199 ГПК РФ,

суд решил:

В удовлетворении иска Палкина Ю.В. к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья в Пермском крае на семью из четырех человек и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 25.03.2010г.

Федеральный судья