о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии



Дело №2-81/2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Гремячинск 18 марта 2010г.

Гремячинский городской суд Пермского края в составе:

судьи Тишко Т. И.

представителя истца - адвоката Мухамадеева К.В.

ответчика-представителя Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по пермскому краю Игнатовой Н.Е.

при секретаре Галлямовой B.C.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску Пивоварчика В.Б. к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии

установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии в размере 1411200руб, мотивируя тем, что он работал на шахте «4» с дд.мм.гггг до её закрытия. Уволен дд.мм.гггг в связи с ликвидацией предприятия (п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ). В постановке на учёт в центре занятости населения города Гремячинска в качестве безработного ему отказали, мотивировав тем, что с дд.мм.гггг ему была назначена льготная пенсия по выслуге лет. В течение 12 лет неоднократно обращался в различные инстанции по вопросу выделения жилищной субсидии для переселения, однако, вопрос не решён до сегодняшнего дня. Так, в 1999 году он сдал заявление и все необходимые документы в наблюдательный совет администрации города Гремячинска, позднее обращался туда устно.

В последний раз он обратился в администрацию Гремячинского муниципального района в декабре 2009 года. Письмом от 30.12.2009 глава известил его о том, что финан­сирование мероприятий по переселению высвобожденных работников Кизеловского угольного бассейна прекращено с 2006 года. Данное письмо он воспринял как отказ в выдаче ему субсидии для переселения.

Он является высвобожденным работником ликвидированного предприятия угольной отрасли (шахты «4»). Имеет стаж работы в угольной отрасли около 24 лет. Уволен в 1998 году. Постоянно проживает на территории .... На учёт в ЦЗН города Гремячинска в качестве безработного не был поставлен по не зависящим от него обстоятельствам. Поэтому считает, что имеет право претендовать на получение денежных средств от государства для переселения.

В настоящее время число членов его семьи составляет 2 человека: он и его жена ФИО1. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 253 норматив общей площади жилого помещения для расчёта размера суб-сидии устанавливается по 42 м на семью из 2 человек. В соответствии с приказом Минре-гиона РФ от 30.09.2009 № 433 стоимость 1 м жилья по Пермскому краю на 4 квартал 2009 года составляет 33 600 рублей. Следовательно, жилищная субсидия на его семью должна составлять 1 411 200 рублей.

Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставле­ния субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков» сохранён прежний порядок выделения жилищных субсидий на переселение высвобожденных работников ликвидированных организаций угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна.

Однако, постановлениями Правительства РФ от 15.11.2006 № 687 и от 15.11.2006 № 688 Кизеловский угольный бассейн исключён из числа субъектов, которым будут предоставляться субвенции для финансирования реализации мероприятий по содействию в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства высвобожденным работникам ликвидированных угольных предприятий.

Его право на получение безвозмездной жилищной субсидии для переселения возникло гораздо ранее принятия последних постановлений. Ни в одном из нормативных документов, регулирующих вопросы предоставления субсидий для переселения, не установлен срок окончания переселения, не указано количество переселяемых семей. Следовательно, все высвобожденные работники шахты «4» должны быть обеспечены финансовыми средствами для переселения. Он считает, что государство не выполнило свои обязательства в полном объёме по переселению высвобожденных работников ликвидированных предприятий угольной отрасли по Кизеловскому угольному бассейну. Согласно дополнительному иску Пивоварчика В.Б. он просит восстановить срок для обращения в суд с иском о признании за ним права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилого помещения, мотивируя тем, что причина его несвоевременного обращения в суд -состояние его здоровья: он неоднократно был вынужден обращаться в поликлинику по месту жительства в связи с периодическим обострением своих профессиональных и хронических заболеваний-остеохондроза, вибрационной болезни, простатита, холецистита, гастрита. В этот период он перенес респираторные заболевания, а также находился на стационарном обследовании в отделении профпаталогии, стационарном лечении.

В судебное заседание истец не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, в присутствии его представителя адвоката Мухамадеева К.В. Представитель истца его требования поддержал, указывая на то, что в Список высвобожденных работников ОАО «4», претендующих на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета, истец не был включен, т.к. был социально защищен, получал пенсию по выслуге лет с 1996г. По этой же причине не был поставлен на учет в ЦЗН в качестве безработного.

Представитель ответчика - администрации Гремячинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела ответчик извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, ответчик возражает против удовлетворения исковых требований истца, указывая на то, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» (далее Порядок), пунктом 3 Положения «О содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли гг. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счёт средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития», утверждённого Приказом Минэнерго России от 11 июля 2002 года № 214, право на получение безвозмездной жилищной субсидии имеют высвобожденные работники, уволенные в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, постоянно проживающие в городах Кизел, Губаха, Гремячинск или Чусовой, уволенные в 1995-2000 годах из организаций угольной промышленности, расположенных в этих городах, имеющие стаж работы в угольной отрасли не менее 5 лет, зарегистрированные в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных.

Право на предоставление жилищной субсидии возникает у высвобожденных работников с организаций угольной отрасли лишь при совокупности четырех условий, прямо перечисленных в Положении, отсутствие хотя бы одного из которых свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания за таким лицом права на предоставление жилищной субсидии.

В соответствии с Порядком социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Кандидатура Пивоварчик В.Б. в Списке высвобожденных работников ОАО «4»,претендующих на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета не значится.

Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованием о признании права на получение безвозмездной жилищной субсидии и взыскания стоимости безвозмездной жилищной субсидии, так как он с момента увольнения с шахты не обращался в администрацию города Гремячинска, администрацию района с заявлением о включении в Список. От истца поступило заявление в администрацию района лишь в декабре 2009 года.

Представитель Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинсу УФК по Пермскому краю с иском не согласен, указывая на то, что в связи с выполнением принятых обязательств по переселению семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности Кизеловского бассейна постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11. 2006г. № 687 внесены изменения в Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004г. № 840, в соответствии с которым дальнейшее выделение субвенций на финансирование расходов по переселению высвобожденных работников Кизеловского угольного бассейна исключается.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. № 1068 эксперимент по предоставлению государственных жилищных сертификатов был организован в целях обеспечения социальной защиты высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) и содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы этих городов, а не обеспечение их жилыми помещениями.

Пивоварчик В.Б. работал на шахте «4» с дд.мм.гггг по дд.мм.ггггг. Уволен в связи с ликвидацией предприятия (п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ). С дд.мм.ггггг. истцу назначена пенсия по выслуге лет. В органах службы занятости населения на учете в качестве безработного истец не состоял и не состоит в настоящее время. С дд.мм.ггггг. Пивоварчик В.Б. трудоустроился и работал до августа 2001г. в организациях ЖКХ, уволился дд.мм.ггггг. по собственному желанию. В 1998г.при увольнении в связи с ликвидацией шахты утратил статус лица, имеющего право на получение жилищного сертификата Пивоварчик В.Б. не приобрел права на жилищную субсидию в виду назначения ему пенсии и отсутствия регистрации а качестве безработного в службе занятости населения. Соответственно он не мог быть включенным в списки лиц, претендующих на получение жилищного сертификата. Назначением истцу пенсии за выслугу лет государство предоставило ему меру социальной поддержки. Поэтому после увольнения из организации угольной промышленности в связи с её ликвидацией необходимость обязательного трудоустройства истца путем переселения за пределы Кизеловкского угольного бассейна отсутствовала.

Кроме того, Пивоварчик В.Б. пропустил срок исковой давности: истец не был принят на учет в ЦЗН г. Гремячинска по причине назначения ему пенсии за выслугу лет, с дд.мм.ггггг. он трудоустроился. Мероприятия по содействию переселению высвобожденных работников Кизеловского угольного бассейна не финансируются с 2006г Суд, выслушав истца, его представителя, представителя Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, исследовав документы дела, приходит к выводу о том, что требования истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

27.06.1996г. вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В соответствии с положениями ст. 5 данного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.

При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998г. Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068 утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области.

Сертификат предусмотрен как именное свидетельство, удостоверяющее право высвобожденного работника на получение безвозмездной целевой субсидии на приобретение жилья.

Приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. № 214 утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией.

В указанных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000г.п: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в списки высвобожденных работников, содержатся в пункте 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428.

Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004г. утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна.

В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ 13.07.2005г. № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п.п. 3, 8, 9, 12).

Таким образом, органы местного самоуправления в порядке предоставления гражданам безвозмездных жилищных субсидий утверждали ежегодно составляемые списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывали размер субсидий, согласовывали списки и расчет с Федеральным агентством по энергетике и заключали с гражданином договор о предоставлении субсидии. Непосредственное предоставление субсидии осуществлялось в соответствии с п. 2 указанных Правил Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.

Судом установлено, что Пивоварчик В.Б.работал на шахте «4» с дд.мм.гггг до её закрытия, уволен дд.мм.гггг в связи с ликвидацией предприятия по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ. дд.мм.гггг году ему была назначена пенсия по выслуге лет. На учёте в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного не состоял. Истец имеет стаж в угольной отрасли более 24 лет. Обратился с заявлением в Наблюдательный совет администрации г. Гремячинска с заявлением о выделении жилищного сертификата 12.07.1999г. В Список высвобожденных работников шахты «4», претендующих на получение жилищной субсидии, включен не был.

Из анализа вышеперечисленных нормативных актов следует, что право на предоставление жилищной субсидии высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной отрасли возникает лишь при совокупности четырех условий предоставления данного вида социальной защиты, прямо перечисленных в Правилах проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068, Положении о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ

местного развития, утвержденном приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. №214 и Правилах предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. №428, в том числе регистрация в территориальных органах службы занятости населения в качестве безработных.

Суд считает, что юридически значимыми в данном деле являются наличие определенных предпосылок для возникновения права на получение государственного жилищного сертификата (впоследствии-безвозмездной жилищной субсидии), имевшихся у Пивоварчика В.Б. на момент увольнения его с шахты в связи с ликвидацией, а также то, что целью эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов являлось содействие трудоустройству высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) для обеспечения социальной защиты высвобожденных работников за счет переселения за пределы этих городов.

После увольнения с шахты «4»» в связи с ликвидацией предприятия Пивоварчик В.Б. на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного не состоял. С 1996г. ему была назначена трудовая пенсия за выслугу лет, в период с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. от работал в ПМП ЖКХ т.е. был социально защищен.

В настоящее время Пивоварчик В.Б. является нетрудоспособным в силу возраста, также социально защищен, поскольку, получает трудовую пенсию по старости, что не свидетельствует о его нуждаемости в трудоустройстве путем переселения за пределы г. Гремячинска.

При таких обстоятельствах требования Пивоварчика В.Б. о признании за ним права на получение за счет средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения на семью, состоящую из двух человек удовлетворению не подлежат.

Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности для обращения с иском в суд о признании за ним права на получение безвозмездной жилищной субсидии, поскольку мероприятия по содействию переселению высвобожденных работников Кизеловского угольного бассейна не финансируются с ноября 2006г. Истец обратился в суд с иском о предоставлении ему безвозмездной жилищной субсидии только 21.01.20 Юг, при этом ссылка истца на то, что болел несостоятельна, т.к. он обращался в больницу по поводу заболевания последний раз 05.11.2009г, доказательств продолжительности лечения в суд не представил.

Руководствуясь ст.ст.198,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении иска Пивоварчика В.Б. к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья в Пермском крае на семью из двух человек и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 25.03.2010г.

Федеральный судья