Дело №2-89/2010 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Гремячинск 25 марта 2010г. Гремячинский городской суд Пермского края в составе: судьи Тишко Т. И. представителя истца-адвоката Мухамадеева К.В. ответчика-представителя Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю Игнатовой Н.Е. при секретаре Фатхулиной Л.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску Шулениной И.Г. к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии установил: Истец обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии в размере 1836702 руб, мотивируя тем, что её муж ФИО1 работал на шахте «Т»-«З» с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг. Уволен с шахты в связи с ликвидацией предприятия, по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ. Стаж его работы в угольной отрасли составляет около 15 лет. Большую часть работал на особо опасных участках производства - горнорабочим очистного забоя, затем -помощником начальника участка, горным мастером. На основании Постановления правительства РФ № 1068 «О проведении эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобождаемым работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область)» был зарегистрирован в журнале регистрации документов на переселение высвобожденных работников шахты «З» ОАО «К» 09.11.1999 г. под № 90. дд.мм.гггг года её муж умер. В органах местного самоуправления г. Гремячинска ей заявили, что в связи со смертью ФИО1его семья утратила право на получение безвозмездной жилищной субсидии. В последствии она неоднократно обращалась в администрацию г. Гремячинска по вопросу предоставления её семье безвозмездной жилищной субсидии, но получала отказ, хотя знала, что семьям, оказавшимся в такой ситуации, как её, безвозмездные жилищные субсидии выдавались. Считает, что были нарушены её права в части получения ею на семью, состоящую на тот момент из четырех человек и с 2001 года - из трех, субсидии на переселение. Положением о содействии переселению высвобожденных работников ликвидированных Организаций угольной отрасли городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счёт средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития», утверждённого приказом Минэнерго от 11.07.2002 № 214, а также Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков» установлено: - право на получение безвозмездных жилищных субсидий имеют высвобожденные работники, постоянно проживающие в г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск, Чусовой, уволенные в 1995-2000 годах из организаций угольной промышленности, расположенных в этих городах, имеющие стаж работы в угольной отрасли не менее 5 лет. Двумя вышеуказанными документами также определено, что в случае смерти получателя безвозмездной жилищной субсидии члены семьи могут обратиться в органы местного самоуправления городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой с заявлением о переоформлении безвозмездной жилищной субсидии на одного из членов его семьи. В настоящее время моя семья состоит из трех человек, она является инвалидом 3 группы по общему заболеванию. В соответствии с Постановлением правительства РФ от 21.03 2006 года № 253 норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии установлен на семью из трех человек 54 кв. метра. В соответствии с приказом Минрегиона РФ от 02. 12. 2009 года стоимость 1 кв. метра жилья по Пермскому краю на 1 квартал 2010 года составляет 34013 рублей. Жилищная субсидия на её семью должна составлять 1 836 702 рубля. Истец просит восстановить срок для обращения с иском в суд, указывая на то, что своевременно обратиться в суд с заявлением она не смогла по состоянию своего здоровья и в связи с трагической гибелью дд.мм.ггггг. её старшей дочери ФИО2. С 2001г. по настоящее время длилось следствие и судебное разбирательство по факту гибели её дочери. Это отнимало её время, силу и здоровье. Она неоднократно была вынуждена обращаться в поликлинику по месту жительства и в краевую больницу в связи с периодическим обострением своих хронических заболеваний. Истец в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена, просит рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования поддерживает. Представитель истца требования Шулениной И.Г. поддержал. Представитель ответчика - администрации Гремячинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела ответчик извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, ответчик возражает против удовлетворения исковых требований истца, указывая на то, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» (далее Порядок), пунктом 3 Положения «О содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли гг. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счёт средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития», утверждённого Приказом Минэнерго России от 11 июля 2002 года № 214, право на получение безвозмездной жилищной субсидии имеют высвобожденные работники, уволенные в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, постоянно проживающие в городах Кизел, Губаха, Гремячинск или Чусовой, уволенные в 1995-2000 годах из организаций угольной промышленности, расположенных в этих городах, имеющие стаж работы в угольной отрасли не менее 5 лет, зарегистрированные в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Право на предоставление жилищной субсидии возникает у высвобожденных работников с организаций угольной отрасли лишь при совокупности четырех условий, прямо перечисленных в Положении, отсутствие хотя бы одного из которых свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания за таким лицом права на предоставление жилищной субсидии. Одним из обязательных условий является регистрация в территориальных органах службы занятости в качестве безработных. Истицей не приобщен документ, свидетельствующий о регистрации ее покойного мужа в Центре занятости населения по городу Гремячинску в качестве безработного. В соответствии с Порядком предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации. Кандидатура ФИО1 в Списке высвобожденных работников шахты «З», претендующих на получение безвозмездной жилищной субсидии, составленном рабочей > группой работников шахты в 1999 году, не значится. Кроме того, истицей пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованием о признании права на получение безвозмездной жилищной субсидии и взыскания стоимости безвозмездной жилищной субсидии, так как ни ее покойный муж с момента увольнения с шахты, ни она сама не обращались в администрацию города Гремячинска, администрацию района с заявлением о включении в Список. Согласно отзыва на исковое заявление ответчик обращает внимание на то, что в исковом заявление указано, что в органах местного самоуправления истице заявили, что в связи со смертью ее мужа его семья утратила право на получение безвозмездной жилищной субсидии, однако истица не предоставила доказательств подобного рода отказа. Также не предоставлены истицей и доказательства ее многочисленных обращений в администрацию г. Гремячинска, доказательства отказов со стороны администрации. Представитель Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю Управление федерального казначейства по Пермскому краю Игнатова Н.Е. с иском не согласна, мотивируя тем, что скончавшийся » ФИО1 не был владельцем сертификата, поэтому члены его семьи не могут претендовать на получение жилищной субсидии. Кроме того, Шулениной И.Г. пропущен срок для обращения с иском в суд. Её супруг скончался в 2000г. Мероприятия по содействию переселению высвобожденных работников Кизеловского угольного бассейна не финансируются с 2006г. Таким образом, Шулениной И.Г. было известно об отказе в реализации её предполагаемого права задолго до момента обращения с иском в суд. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Суд считает, что пропущенный Шулениной И.Г. срок для обращения с иском в суд о признании за ней права на предоставление жилищной субсидии подлежит восстановлению в соответствии со ст. 205 ГК РФ по следующим основаниям. С момента смерти её мужа, ФИО1, последовавшей дд.мм.ггггг., истец не обращалась в администрацию г. Гремячинска с заявлением о переоформлении на неё безвозмездной жилищной субсидии до конца 2009г, поскольку трагически погибла её старшая дочь дд.мм.ггггг. С момента гибели дочери она не могла заниматься оформлением жилищной субсидии на себя, поскольку с 2001г. по настоящее время длилось следствие и судебное заседание, смерть мужа и дочери, подорвали её здоровье, на протяжении 10 лет после их смерти она многократно болела и проходила лечение. Данные факты подтверждаются информацией прокуратуры Пермской области, постановлением Пермского краевого суда о назначении предварительного слушания от дд.мм.ггггг., справкой МУП «Гремячинская центральная городская больница». 27.06.1996г. вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В соответствии с положениями ст. 5 данного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ. При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998г. Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068 утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, ' Гремячинск и Чусовой Пермской области. Сертификат предусмотрен как именное свидетельство, удостоверяющее право высвобожденного работника на получение безвозмездной целевой субсидии на приобретение жилья. Приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. № 214 утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией. В указанных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000г.г.: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в списки высвобожденных работников, содержатся в пункте 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428. Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004г. утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна. В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ 13.07.2005г. № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п.п. 3, 8, 9, 12). Таким образом, органы местного самоуправления в порядке предоставления ' гражданам безвозмездных жилищных субсидий утверждали ежегодно составляемые списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывали размер субсидий, согласовывали списки и расчет с Федеральным агентством по энергетике и заключали с гражданином договор о предоставлении субсидии. Непосредственное предоставление субсидии осуществлялось в соответствии с п. 2 указанных Правил Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Судом установлено, что ФИО1 работал на шахте «З» ОАО «К» с дд.мм.ггггг. до её закрытия, уволен дд.мм.гггг в связи с ликвидацией предприятия, по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ. С дд.мм.гггг по дд.мм.гггг состоял на учёте в центре занятости населения города Гремячинска в качестве безработного. С дд.мм.гггг г. трудоустроился ... в Л, уволен дд.мм.ггггг. по состоянию здоровья. В список высвобожденных работников шахты «З», претендующих на получение безвозмездной жилищной субсидии, включен не был. С ' заявлением о предоставлении жилищной субсидии ни покойный муж истицы с момента увольнения с шахты, ни она сама в Наблюдательный совет ни обращались. ФИО1умер дд.мм.ггггг. Пунктом 13 Положения о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Гремячинск, Губаха и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, утвержденного приказом Минэнерго РФ от 11.07.2002г. № 214, предусмотрена возможность в случае смерти получателя безвозмездной жилищной субсидии переоформления этой субсидии на одного из членов семьи. Аналогичное право в случае смерти владельца сертификата предусматривалось п. 13. Правил проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов..., утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г.№1068. Судом установлено, что на момент смерти ФИО1 не являлся получателем жилищной субсидии, был только претендетом на получение жилищной субсидии, поскольку 1 уволен в связи с ликвидацией предприятия, состоял на учете в центре занятости населения г. Гремячинска, имел стаж работы в угольной отрасли более 5 лет, постоянно проживал на территории .... В то же время, работая в Л в период с дд.мм.гггг6г. по дд.мм.ггггг, он являлся социально защищенным, не был включен в Список высвобожденных работников ш. «З», претендующих на получение безвозмездной жилищной субсидии. Его кандидатура по вопросу предоставления ему безвозмездной жилищной субсидии Наблюдательным Советом Гремячинского MP не рассматривалась, жилищная субсидия ему не выделялась. Учитывая изложенное суд приходит к выводу о том, что требования Шулениной И.Г. удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст.198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ Восстановить Шулениной И.Г. срок для обращения с иском в суд к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании за ней права на получение безвозмездной жилищной Субсидии и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии. В удовлетворении иска Шулениной И.Г. к Министерству финансов, РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья в Пермском крае на семью из трех человек и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 01.04.2010г. Федеральный судья