Дело № 2-294/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Гремячинск 18 августа 2011г. Гремячинский городской суд Пермского края в составе: судьи Замышляевой С.В. при секретаре Коренюгиной С.Ю., с участием истца Пахомова А.М, его представителя - адвоката Мухамадеева К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску ПАХОМОВА А.М. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску Управления федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии, о восстановлении срока для обращения в суд, у с т а н о в и л Истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья в Пермском крае и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии в размере <данные изъяты> руб., мотивируя тем, что он работал на шахте «Шумихинская» с 25.04.1990г. по 28.02.1996г., уволен с шахты 28.02.1996г. в связи с сокращением численности работников по п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ. Он состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного с 06.05.1996г. по 14.12.1996г., с 22.12.1996г. по 05.05.1997г., с 27.09.2006г. по 08.11.2006г. и 11.11.2008г. по 10.02.2009г. В 2002г. об обращался в администрацию г. Гремячинска с заявлением о включении в список на получение сертификата, ему был дан ответ о представлении необходимых документов. В апреле 2006г. он подал повторное заявление и представил все необходимые документы, после чего был включен в список высвобожденных работников шахты на получение жилищного сертификата под № 81. Письменно в предоставлении средств для переселения ему никто не отказывал. В июне 2011г. он вновь обратился в администрацию Гремячинского МР по поводу предоставления жилищной субсидии, однако письмом от 04.07.2011г. ему было отказано в предоставлении субсидии. Истец просит взыскать с Казны РФ стоимость безвозмездной жилищной субсидии в размере <данные изъяты> руб., обязанность по исполнению решения возложить на Министерство финансов РФ, возложить на МФ РФ обязанность при изменении размера средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья произвести перерасчет суммы субсидии, на администрацию Гремячинского МР возложить обязанность при перечислении денежных средств Министерством финансов РФ оформить ему субсидию на семью из 2-х человек. Истец также просит восстановить пропущенный срок для обращения в суд, мотивируя тем, что он не мог своевременно обратиться в суд по состоянию своего здоровья и здоровья матери. В судебном заседании истец поддержал исковые требования. Представитель ответчика - администрации Гремячинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела ответчик извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, ответчик с иском не согласен, мотивируя тем, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованием о признании за ним права на получение безвозмездной жилищной субсидии. Представитель ответчиков – Министерства финансов РФ, Управления федерального казначейства по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю Подсобляев С.В. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствие, с иском не согласен, мотивируя тем, что в 2006г. программа по переселению высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна была завершена, с 2006г. финансирование расходов по переселению не предусматривалось, истец был уволен с работы по сокращению штата работников, а не по ликвидации предприятия, после увольнения с шахты он самостоятельно неоднократно трудоустраивался, кроме того истцом пропущен срок исковой давности, оснований для восстановления срока исковой давности не имеется, он имел возможность своевременно обратиться в суд с иском за защитой своих прав и интересов. УФК по Пермскому краю и ОФК по г. Гремячинску являются ненадлежащими ответчиками по делу. Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. 27.06.1996г. вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В соответствии с положениями ст. 5 данного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ. При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998г. Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068 утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области. Сертификат предусмотрен как именное свидетельство, удостоверяющее право высвобожденного работника на получение безвозмездной целевой субсидии на приобретение жилья. Приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. № 214 утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией. В указанных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000г.г.: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в списки высвобожденных работников, содержатся в пункте 8 Правил предоставления субвенций на реализацию 2. программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428. Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004г. утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна. В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ 13.07.2005г. № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п.п. 3, 8, 9, 12). Таким образом, органы местного самоуправления в порядке предоставления гражданам безвозмездных жилищных субсидий утверждали ежегодно составляемые списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывали размер субсидий, согласовывали списки и расчет с Федеральным агентством по энергетике и заключали с гражданином договор о предоставлении субсидии. Непосредственное предоставление субсидии осуществлялось в соответствии с п. 2 указанных Правил Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006г. № 688 «О внесении изменений в Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428» в указанные Правила внесены следующие изменения: в подпункте «в» пункта 5 слова «а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна» исключены. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006г. № 687 «О внесении изменений в перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004г. № 840» в подпункте «е» пункта 8 указанного перечня исключены слова «а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна». Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 27.02.2006г. № 40, изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428, распределены субвенции, направляемые на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Из указанного Приказа следует, что субвенции на выполнение программы содействия переселению высвобожденных работников по Кизеловскому угольному бассейну на 2006г. не выделены, не выделялись указанные субвенции и в 2007г. Юридически значимым обстоятельством является не только наличие определенных предпосылок для возникновения права на получение государственного жилищного сертификата (впоследствии – безвозмездной жилищной субсидии), имевшихся у истца на момент обращения с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата, а также то, что целью эксперимента выдачи государственных жилищных сертификатов являлось содействие трудоустройству высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой для обеспечения социальной защиты высвобожденных работников за счет переселения за пределы этих городов. Судом установлено, что Пахомов А.М. работал на шахте «Шумихинская» с 25.04.1990г. по 28.02.1996г., уволен с шахты 28.02.1996г. по сокращению численности работников по п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ. После увольнения с шахты «Шумихинская» он состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного с 11.03.1996г. по 28.01.1998г., с27.09.2006г. по 08.11.2006г., с 08.10.2008г. по 10.11.2008г., с 23.11.2010г. по настоящее время, это подтверждается справками ЦЗН г. Гремячинска. После увольнения с шахты «Шумихинская» Пахомов А.М. неоднократно самостоятельно трудоустраивался, что подтверждается копией трудовой книжки. На основании решения городского наблюдательного совета от 23.05.2006г. Пахомов А.М. был включен в Список высвобожденных работников шахты «Шумихинская», претендующих на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета. Правительством РФ специальными выше указанными актами были предусмотрены меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы городов, право на предоставление жилищной субсидии высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной отрасли возникает лишь при совокупности четырех условий, прямо перечисленных в Положении и Правилах, отсутствие хотя бы одного из которых свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания за таким лицом права на предоставление жилищной субсидии, одним из обязательных условий предоставления данного вида социальной защиты является регистрация в территориальных органах службы занятости в качестве безработных. Суд считает, что Пахомов А.М. не имеет право на получение безвозмездной жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами г. Гремячинска, поскольку на момент подачи заявления в администрацию г. Гремячинска он не состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного, был трудоустроен. Таким образом, отсутствует совокупность необходимых условий для получения безвозмездной жилищной субсидии. То обстоятельство, что ранее истец состоял на учете в ЦЗН г. Гремячинска в качестве безработного и состоит на учете в настоящее время, не имеет правового значения 3. в настоящее время, поскольку на момент подачи в администрацию г. Гремячинска документов на получение жилищного сертификата он не состоял на учете в качестве безработного, был трудоустроен, то есть отсутствовала совокупность условий, необходимых для предоставления субсидии. Юридически значимым для дела обстоятельством является самостоятельное трудоустройство истца, свидетельствующее об отпадении цели социальной защиты высвобожденных работников путем трудоустройства за счет переселения за пределы г. Гремячинска. Отсутствие социальной поддержки в виде предоставления субсидии не оказало истцу препятствий в трудоустройстве. Целью проведения эксперимента являлось содействие переселению высвобожденных работников с целью их трудоустройства. В данном случае истец после увольнения с шахты «Шумихинская» неоднократно самостоятельно трудоустраивался, в связи с чем выделение ему жилищной субсидии не отвечало бы указанной цели. Кроме того, суд считает, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованиями о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии. На основании постановлений Правительства РФ от 15.11.2006г. № 687 и № 688 в ноябре 2006г. программа по переселению высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна была завершена, поэтому срок исковой давности для обращения истца с иском в суд должен исчисляться с 15.11.2006г. Истец обратился в суд с иском о защите его права только 21.07.2011г., то есть с пропуском срока исковой давности. Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. В силу ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Таким образом, требование о применении исковой давности, заявленное представителями администрации Гремячинского МР, Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю, подлежит применению. Оснований для восстановления истцом пропущенного срока исковой давности не имеется, представленные истцом выписки из его медицинской карты и медицинской карты матери не могут служить основанием для восстановления срока для обращения истца в суд за защитой своих прав, суд считает, что истец имел возможность своевременно обратиться в суд за защитой своих прав, уход за больными родственниками не препятствует обращению с иском в суд. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истца не могут быть удовлетворены. Руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л В удовлетворении иска ПАХОМОВА А.М. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску Управления федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья и о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии, о восстановлении срока для обращения в суд отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 23.08.2011г. СУДЬЯ