о возложении обязанности принять меры по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией



Дело № 2-367/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Гремячинск 1 ноября 2011 г.

Гремячинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Ступишиной Л.О.,

с участием заместителя прокурора Юнусовой Ф.Г.,

представителей ответчика Кожевникова Г.И. и Тарасовой Ю.Д.,

при секретаре Обуховой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску прокурора г. Гремячинска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Теплоэнерго-Комфорт» о возложении обязанности принять меры по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией,

у с т а н о в и л

Прокурор г. Гремячинска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Теплоэнерго-Комфорт» о возложении обязанности принять меры по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией, мотивируя тем, что ООО «Теплоэнерго-Комфорт» состоит на учете в налоговом органе в качестве юридического лица с 13.08.2008 г. В соответствии с Уставом ООО «Теплоэнерго-Комфорт» целями деятельности Общества является извлечение прибыли за счет осуществления предпринимательской деятельности и удовлетворение общественных потребностей в предоставляемых Обществом товарах и услугах. Предметом деятельности Общества являются: обслуживание электрических сетей компании-учредителя и других организаций, продажа электрической энергии (мощности), а также обеспечение надлежащих расчетов за отпущенную электрическую энергию (мощность), выполнение подрядных работ по проектированию, строительству, техническому перевооружению и реконструкции объектов электроэнергетики, др.

Проверкой прокуратуры установлено, что ответчиком созданы рабочие места, что подтверждается штатным расписанием, но аттестация рабочих мест по условиям охраны труда с последующей сертификацией по охране труда не проведена. Документы, подтверждающие проведение аттестации рабочих мест по условиям охраны труда с последующей сертификацией, у ответчика отсутствуют.

В судебном заседании заместитель прокурора Юнусова Ф.Г. поддержала исковые требования.

Представители ООО «Теплоэнерго-Комфорт» с исковыми требованиями прокурора не согласились, указывая, что у организации нет финансовой возможности провести аттестацию рабочих мест. Так же представители ответчика заявили, что своего имущества у них нет, все объекты, в том числе котельные, арендуются. Полагают, что аттестацию рабочих мест должны проводить собственники имущества.

Суд, выслушав объяснение прокурора, представителей ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования прокурора г. Гремячинска подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ООО «Теплоэнерго-Комфорт» состоит на учете в налоговом органе в качестве юридического лица с 13.08.2008 г. (основной государственный регистрационный номер 1085921001033).

Согласно раздела 2 Устава ответчика целью деятельности ООО «Теплоэнерго-Комфорт» является извлечение прибыли за счет осуществления предпринимательской деятельности и удовлетворение общественных потребностей в предоставляемых Обществом товарах и услугах (л.д. 8).

Предметом деятельности Общества являются: обслуживание электрических сетей компании-учредителя и других организаций, продажа электрической энергии (мощности), а также обеспечение надлежащих расчетов за отпущенную электрическую энергию (мощность), выполнение подрядных работ по проектированию, строительству, техническому перевооружению и реконструкции объектов электроэнергетики, др. (л.д. 8-10).

Согласно ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ под аттестацией рабочих мест по условиям труда понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны труда.

Под сертификатом соответствия организации работ по охране труда следует понимать документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 г. № 342 (далее - Порядок), установлены требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация), оформлению и использованию результатов аттестации.

Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Пунктом 8 Порядка определены сроки проведения аттестации, которые устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.

За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

В соответствии с п. 3 Порядка результаты аттестации используются, в том числе в целях:

разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;

информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;

контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

оценки профессионального риска;

обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;

подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;

расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;

рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;

санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;

обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.

В соответствии с п. 6 Порядка обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя.

Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.

Аттестующая организация - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом III Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации.

В соответствии с п. 9 Порядка для организации и проведения аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации.

В состав аттестационной комиссии включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации.

В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и

заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и иные работники (п. 10).

Состав аттестационной комиссии, а также график проведения работ по аттестации утверждаются приказом работодателя (11).

Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя:

оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;

оценку травмоопасности рабочих мест;

оценку обеспеченности работников СИЗ;

комплексную оценку условий труда на рабочих местах (п.13).

Судом установлено, что аттестация рабочих мест по условиям охраны труда с последующей сертификацией по охране труда в ООО «Теплоэнерго-Комфорт» не проведена. Документов, подтверждающих проведение аттестации рабочих мест по условиям охраны труда с последующей сертификацией, ответчиком представлено не было.

Невыполнение ООО «Теплоэнерго-Комфорт» требований закона об обязательной аттестации рабочих мест нарушает предусмотренное ст. 37 Конституции РФ право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Доводы ответчика о том, что Общество не должно проводить аттестацию рабочих мест, поскольку имущество арендуется, не состоятельны. Трудовой кодекс РФ, а именно ст. 212, возлагает обязанность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда на работодателя. Согласно ст. 20 Трудового кодекса РФ работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Представителями ответчика не оспаривается, что Общество, по отношению к работникам, является работодателем. Указанное так же подтверждено штатным расписанием на 2011 г. (л.д. 25-28). Отсутствие финансовой возможности тоже не является основанием для освобождения работодателя от обязанности проведения аттестации рабочих мест.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора г. Гремячинска являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Иск прокурора удовлетворить.

Обязать ООО «Теплоэнерго-Комфорт» принять меры по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией.

Взыскать с ООО «Теплоэнерго-Комфорт» госпошлину в доход государства в сумме 4000 руб.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 05.11.2011 г.

Судья Ступишина Л.О.