о признании права на получение безвозмездной жилищной субсидии и взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии



Дело № 2-23/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Гремячинск 10 февраля 2011г.

Гремячинский городской суд Пермского края в составе:

судьи Замышляевой С.В.

при секретаре Коренюгиной С.Ю.,

с участием представителя ответчиков – Министерства финансов РФ, Управления федерального казначейства по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю Подсобляева С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску ЛОЖКИНОЙ Е.С. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску Управления федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья и о взыскании социальной выплаты,

у с т а н о в и л

Истица обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья и о взыскании социальной выплаты в размере 1411200 руб., мотивируя тем, что ее отец ФИО1 работал на шахте «Гремячинская» в периоды с января по сентябрь 1979г., с декабря 1979г. по апрель 1980г., 08.04.1980гю он погиб при исполнении трудовых обязанностей во время проведения в шахте взрывных работ. Согласно приказам о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца производственного объединения по добыче угля «Кизелуголь», шахты «Гремячинская», шахты «Западная», филиала № 1 Пермского регионального фонда социального страхования РФ на ее содержание выплачивались платежи в возмещение вреда, причиненного смерти кормильца, ее матери ФИО2 и попечителю ФИО3 С 1982г. она со своей семьей проживает по договору найма в жилом помещении общей площадью 22 кв. метра, жилой плоащдью 18 кв. метров, другого жилья у нее не имеется. Истица считает, то она имеет право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья за пределами г. Гремячинска, просит взыскать с Казны РФ социальную выплату в размере 14112200 руб. на семью из 2 человек, обязанность по исполнению решения возложить на Министерство финансов РФ, возложить на МФ РФ обязанность при изменении размера средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья произвести перерасчет суммы субсидии, на администрацию Гремячинского МР возложить обязанность при перечислении денежных средств Министерством финансов РФ оформить ей субсидию.

В судебное заседание истица не явилась, о дне слушания дела извещена, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает.

Представитель ответчика - администрации Гремячинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела ответчик извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, ответчик возражает против удовлетворения исковых требований истца, мотивируя тем, что право на предоставление социальной выплаты возникает только у высвобожденных работников с организаций угольной отрасли лишь при совокупности четырех условий, прямо перечисленных в Положении «О содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития», утвержденного приказом Минэнерго России от 11.07.2002г. № 214 и постановлении Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков», согласно которым право на получение безвозмездной жилищной субсидии имеют высвобожденные работники, уволенные в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, постоянно проживающие в городах Кизел, Губаха, Гремячинск или Чусовой, уволенные в 1995-2000 годах из организаций угольной промышленности, расположенных в этих городах, имеющие стаж работы в угольной отрасли не менее 5 лет, зарегистрированные в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания за таким лицом права на предоставление жилищной субсидии. Кроме того истицей пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованием о признании права на получение социальной выплаты.

Представитель ответчиков – Министерства финансов РФ, Управления федерального казначейства по Пермскому краю, отделения по г. Гремячинску УФК по Пермскому краю Подсобляев С.В. с иском не согласен, мотивируя тем, что в 2006г. программа по переселению высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна была завершена, с 2006г. финансирование расходов по переселению не предусматривалось, ФИО1 не приобрел права на получение жилищной субсидии, так как он погиб 08.04.1980г., то есть задолго до ликвидации шахты, в то время не было программы по переселению высвобожденных работников. Сама истица проживает в г. Перми, то есть не требуется ее переселение.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истицы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

27.06.1996г. вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В соответствии с положениями ст. 5 данного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.

При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998г. Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068 утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области.

Сертификат предусмотрен как именное свидетельство, удостоверяющее право высвобожденного работника на получение безвозмездной целевой субсидии на приобретение жилья.

Приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. № 214 утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на

2.

реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией.

В указанных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000г.г.: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в списки высвобожденных работников, содержатся в пункте 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428.

Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004г. утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна.

В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ 13.07.2005г. № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п.п. 3, 8, 9, 12).

Таким образом, органы местного самоуправления в порядке предоставления гражданам безвозмездных жилищных субсидий утверждали ежегодно составляемые списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывали размер субсидий, согласовывали списки и расчет с Федеральным агентством по энергетике и заключали с гражданином договор о предоставлении субсидии. Непосредственное предоставление субсидии осуществлялось в соответствии с п. 2 указанных Правил Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.

Судом установлено, что ФИО1 работал на шахте «Гремячинская», 08.04.1980г. он погиб при исполнении трудовых обязанностей во время проведения в шахте взрывных работ, это подтверждается актом о несчастном случае на производстве от 09.04.1980г., после его смерти дд.мм.гггг у него родилась дочь Е.С., на содержание которой шахтой «Гремячинская», которая впоследствии была переименована в шахту «Западная», а затем филиалом № 1 Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ выплачивались платежи в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца.

Правительством РФ специальными выше указанными актами были предусмотрены меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы городов, право на предоставление жилищной субсидии высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной отрасли возникает лишь при совокупности четырех условий, прямо перечисленных в Положении и Правилах, отсутствие хотя бы одного из которых свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания за таким лицом права на предоставление жилищной субсидии, одним из обязательных условий предоставления данного вида социальной защиты является регистрация в территориальных органах службы занятости в качестве безработных.

Суд считает, что у ФИО1 не возникло право на получение безвозмездной жилищной субсидии (социальной выплаты) для приобретения жилья за пределами г. Гремячинска, поскольку на момент его смерти еще не было принято программы по переселению высвобожденных работников предприятий угольной промышленности, шахта «Гремячинская», переименованная впоследствии в шахту «Западная», была ликвидирована в 1995г., то есть ФИО1 погиб задолго до ликвидации шахты.

Пунктом 13 Положения о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, утвержденного приказом Минэнерго РФ от 11.07.2002г. № 214, предусмотрена возможность в случае смерти получателя безвозмездной жилищной субсидии переоформления этой субсидии на одного из членов семьи.

Аналогичное право в случае смерти владельца сертификата предусматривалось п. 13 Правил проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов…, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068.

Судом установлено, что на момент смерти ФИО1 не являлся получателем жилищной субсидии (социальной выплаты), решения о выделении ему безвозмездной жилищной субсидии (социальной выплаты) не принималось, договор на получение жилищной субсидии между администрацией Гремячинского МР и ФИО1 не заключался.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что истица не имеет право на переоформление субсидии, поскольку ее отец на момент смерти не являлся получателем жилищной субсидии (социальной выплаты).

Кроме того суд считает, что истицей пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованиями о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии, поскольку с момента прекращения программы по переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна в ноябре 2006г. она не обращалась в администрацию Гремячинского МР по поводу предоставления социальной выплаты, а в суд с иском о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии только 13.10.2010г.

Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

3.

В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В силу ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Таким образом, требование о применении исковой давности, заявленное представителем администрации Гремячинского МР, подлежит применению.

Оснований для восстановления пропущенного срока исковой давности не имеется.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истицы не могут быть удовлетворены.

Руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

В удовлетворении иска ЛОЖКИНОЙ Е.С. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по г. Гремячинску Управления федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья и о взыскании социальной выплаты отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 15.02.2011г.

СУДЬЯ