Дело № 2-99/2012г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Гремячинск 16 мая 2012г. Гремячинский городской суд Пермского края в составе: судьи Замышляевой С.В. при секретаре Котовой Е.В. с участием прокурора Башировой А.А., истицы Приймак В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску прокурора г. Гремячинска в интересах ПРИЙМАК <данные изъяты>, дд.мм.гггг рождения, имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, к администрации Гремячинского муниципального района и Правительству Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, в черте города Гремячинска за счет средств, выделенных на приобретение жилых помещений детям-сиротам на основании Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п, Правительству Пермского края о выделении денежных средств на приобретение жилого помещения Приймак В.А., у с т а н о в и л Прокурор г. Гремячинска обратился в суд с иском в интересах Приймак В.А. к ответчикам, просит администрацию Гремячинского муниципального района обязать предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 квадратных метров в черте города Гремячинска за счет средств, выделенных на приобретение жилых помещений детям-сиротам на основании Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п, а также просит обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его истцу. В обоснование своих требований указывает, что Приймак В.А. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. её мать ФИО4 лишена родительских прав, отец ФИО5 признан безвестно отсутствующим с 01.09.1997 г. Постановлением главы администрации г. Гремячинска от 14.09.2001 № 554 несовершеннолетняя Приймак В.А. определена в Детский дом г. Гремячинска и за ней была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. Распоряжением главы администрации г. Гремячинска от 13.03.2003 г. Приймак В.А. передана в семью патронатного воспитателя ФИО6 За время нахождения Приймак В.А. в приёмной семье, закрепленное за ней жилое помещение пришло в непригодное для проживания состояние. В связи с этим Приймак В.А. была поставлена на регистрационный учёт в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. По состоянию на 01.01.2012 г. он состоит в очереди под № 35 и жилое помещение ей до сих пор не предоставлено. В настоящее время Приймак В.А. вынуждена проживать у бывших приёмных родителей. В дальнейшем прокурор г. Гремячинска исковые требования уточнил, просит обязать администрацию Гремячинского муниципального района предоставить Приймак В.А. на семью из двух человек, включая её дочь ФИО2, дд.мм.гггг г.рождения, благоустроенное жилое помещение, а также обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Приймак В.А. и её дочери ФИО2 В судебном заседании помощник прокурора Баширова А.А. поддержала исковые требования. Истица Приймак В.А. исковые требования прокурора г. Гремячинска поддержала и пояснила, что в настоящее время она проживает у бывшего опекуна, своего жилья она не имеет. Представитель ответчика – администрации Гремячинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела администрация извещена, согласно заявлению, направленному в суд, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя, решение по данному делу оставляют на усмотрение суда. Представитель ответчика – Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о дне слушания дела Правительство извещено, согласно отзыву на исковое заявление, направленному в суд, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, в иске отказать. Суд, выслушав объяснения помощника прокурора Башировой А.А., истицы Приймак В.А., исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования прокурора г. Гремячинска подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям. Судом установлено, что Приймак В.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. её мать ФИО4 решением Дзержинского районного суда Пермской области от 03.08.2001 г. лишена родительских прав в отношении дочери, отец ФИО5 решением Гремячинского городского суда Пермского края от 28.04.2007 г. признан безвестно отсутствующим с 01.09.1997 г. (л.д. 9, 16). Решением Гремячинского городского суда Пермской области от 01.09.2005 г. Приймак В.А. признана лицом, оставшимся без попечения родителей с 07.09.2001 г. (л.д. 13). Постановлением администрации г. Гремячинска от 14.09.2001 г. № 554 несовершеннолетняя Приймак В.А. определена в детский дом г. Гремячинска и в соответствии с требованиями ст. 60 ЖК РФ за ней была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> (л.д. 10). Распоряжением администрации г. Гремячинска от 13.03.2003 г. № 100-р несовершеннолетняя Приймак В.А. передана в семью патронатного воспитателя ФИО6 (л.д. 12). В соответствии с актом проверки жилищных условий Приймак В.А. от 10.02.2003 г. закрепленное за ней жилое помещение стало непригодно для проживания: дом подлежит списанию, комнаты сырые, крыша протекает, водопровода и газа нет, отопление печное (л.д. 11). В связи с этим решением городской общественной комиссии по жилищным вопросам № 31 от 26.11.2003 г. Приймак В.А. была поставлена на регистрационный учёт, как нуждающаяся в получении жилого помещения в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 18). По состоянию на 01.01.2012 г. истица состоит в очереди под № 35 (л.д. 21). Согласно справке Гремячинского отдела Губахинского филиала ГУП ЦТИ Пермского края от 16.01.2010 г. жилой дом по адресу: <адрес> снесён (л.д. 20). 2. По сведениям Губахинского филиала ГУП «ЦТИ Пермского края» и Чусовского отдела Управления Росреестра по Пермскому краю недвижимого имущества принадлежащего на праве собственности Приймак В.А. не зарегистрировано (л.д. 23, 24). дд.мм.гггг у Приймак В.А. родилась дочь ФИО2, это подтверждается копией свидетельства о рождении. В настоящее время в связи с отсутствием жилого помещения истица с дочерью продолжает проживать у бывшего опекуна. Таким образом, истица нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является, собственного жилья не имеет, т.е. является нуждающейся в жилом помещении. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года за №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статья 57 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона Пермского края от 14.07.2008г. № 255-ПК жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет, установленной отдельно по каждой категории, за исключением установленных настоящим Законом случаев предоставления жилых помещений вне очереди. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам из числа перечисленных в статье 1 настоящего Закона категорий, нуждающимся в жилых помещениях: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, Приймак В.А. имеет право на внеочередное предоставление ей жилья. Разрешение требования о предоставлении жилой площади закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и постановке их на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не содержат положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности. Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Согласно Положению о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденному Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п, получателями субсидий, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей являются органы местного самоуправления муниципальных районов. В соответствии с пунктом 3 Положения, учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170. Согласно п. 8 указанного Положения, органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. Пунктом 9 Положения предусмотрено, что средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд. Приймак В.А. в настоящее время не имеет закрепленного за ней жилого помещения, т.к. дом по адресу: <адрес> снесён, права собственности на другое жилое помещение истица не имеет. Таким образом, суд приходит к убеждению о том, что обязанность по предоставлению Приймак В.А. жилого помещения должна быть возложена на администрацию Гремячинского муниципального района, жилое помещение истице должно быть предоставлено за счет средств, выделенных на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно п. 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в ст. 1 настоящего закона, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), предоставляются с учетом членов их семей. Применительно к настоящему Закону под членами семьи нанимателя или собственника жилого помещения понимаются проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения его супруг, дети, родители. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет: 33 кв. м - для одиноких граждан; 42 кв. м. – на семью из двух человек; 18 кв.м. – на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более. В настоящее время истица имеет несовершеннолетнюю дочь ФИО2, дд.мм.гггг года рождения, что подтверждается копией свидетельства о рождении. Таким образом, Приймак В.А. должно быть предоставлено жилое помещение на семью из двух человек общей площадью не менее 42 кв. м. 3. Вместе с тем, суд приходит к убеждению, что требования прокурора о возложении обязанности на Правительство Пермского края выделить денежные средства на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его истице не основаны на законе, поэтому удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л Обязать администрацию Гремячинского муниципального района Пермского края предоставить ПРИЙМАК <данные изъяты>, дд.мм.гггг рождения, имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, на состав семья из двух человек, включая ее несовершеннолетнюю дочь ФИО2, дд.мм.гггг рождения, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 42 квадратных метров, в черте города Гремячинска за счет средств, выделенных на приобретение жилых помещений детям-сиротам на основании Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п. В удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на Правительство Пермского края выделить денежные средства на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Приймак В.А. отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение одного месяца, начиная с 22.05.2012г. Судья