Дело № 12-38/2010 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Гремячинск 03 ноября 2010 г. Судья Гремячинского городского суда Пермского края Азанов В.А., с участием представителей администрации Гремячинского МР Коньковой Ю.А. и Шлепарева А.А., при секретаре Суслиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Гремячинского МР на постановление мирового судьи СУ №54 Гремячинского МР от 08.10.2010 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2. КоАП РФ, в отношении администрации Гремячинского муниципального района, установил: В ходе рассмотрения акта санитарно-эпидемиологического обследования, представленного Восточным филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от 12.07.2010 года, специалистом – экспертом Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в отношении администрации Гремячинского муниципального района 22.07.2010 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2. КоАП РФ. В вину юридического лица вменяется нарушение санитарного законодательства, выразившееся в нарушении требований санитарных правил и норм при обращении с отходами производства и потребления. Согласно протоколу допущенное администрацией Гремячинского муниципального района правонарушение выразилось в следующем: 1. не обеспечено наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии земельного участка, используемого под полигон (свалку) ТБО в г. Гремячинске санитарным правилам, что является нарушением п. 2.2. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»; 2. допущено отсутствие ограждения территории полигона ТБО в г. Гремячинске, что является нарушением п. 4.4. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»; 3. допущено отсутствие устройства хозяйственной зоны полигона ТБО, минимального освещения рабочих карт полигона, что является нарушением п. 4.1., п. 4.5. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»; 4. не обеспечено принятие мер по недопустимости по всей юго-западной границе полигона ТБО выделения дыма из более глубоких слоев, что является нарушением п. 5.7. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»; 5. не обеспечена разработка программы производственного контроля, предусматривающей контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума, что является нарушением п. 6.4. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»; 6. не обеспечена разработка регламента и режима работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, что является нарушением п. 2.3. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Постановлением мирового судьи СУ №54 Гремячинского МР от 08.10.2010 г. администрация Гремячинского МР признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей. В жалобе, поданной в Гремячинский городской суд, администрация Гремячинского МР просит об отмене постановления мирового судьи, мотивируя тем, что администрация района не является организацией занимающейся деятельностью, связанной с обращением с отходами, и не имеет лицензии на подобный вид деятельности. Между администрацией района и ООО «Автотранс» заключен муниципальный контракт от 08.02.2008 г. №3 на оказание услуг по утилизации твердых бытовых отходов на 2008-2010 г.г. Предметом настоящего муниципального контракта является оказание услуг по утилизации (складированию, хранению и размещению) твердых бытовых отходов на территории Гремячинского МР. В рамках выполнения полномочий по организации утилизации и переработке бытовых отходов, между администрацией района и ООО «Альтаир Стройинвест» от 12.05.2010 г. заключено инвестиционное соглашение, предметом которого является строительство мусороперегрузочной станции, замена спецтехники, реконструкция контейнерных площадок, вывоз ТБО на мусороперерабатывающий завод в <адрес>. Между администрацией района и ФГУ «Пермский центр дезинфектологии» заключен договор от 02.04.2010 г. №12 «О проведении санитарно-профилактических мероприятий по акаризации и дератации территории городской свалки». Данные мероприятия подтверждают выполнение администрацией Гремячинского МР своих обязательств в части организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на городском полигоне твердых бытовых отходов. В судебном заседании представители администрации Гремячинского МР Конькова Ю.А. и Шлепарев А.А. поддержали доводы жалобы. Суд, исследовав материалы административного дела, выслушав доводы жалобы, приходит к следующему: В соответствие со ст. 8.2. КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток. Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие о него меры по их соблюдению. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. На основании его положений в соответствие с ч. 1 ст. 2 данного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Частью 1. ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды а также ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В протоколе об административном правонарушении от 22.07.2010 г. при указании каждого нарушения приведена правовая норма, нарушение требований которой было допущено администрацией Гремячинского МР. Вынося постановление мировой судья пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что обстоятельства данного дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении администрацией Гремячинского МР административного правонарушения, выразившееся в нарушении экологических и санитарно-эпидемиологических требований, ответственность за которые предусмотрены ст. 8.2. КоАП РФ. Судом установлено, что в нарушении п. 2.2. Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 г. №16) санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов на земельном участке, расположенном в <адрес>, площадью 21148 кв. м., предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование администрации города Гремячинска на основании распоряжения Главы администрации города Гремячинска от 24.11.2005 года для целевого использования под свалку, (занимаемом полигоном ТБО), отсутствует, содержание свалки ТБО не отвечает вышеназванным правилам. Данный полигон для ТБО (свалка) действующий. Сбором и вывозкой мусора занимается специализированная организация ООО «Автотранс», имеется лицензия от 12.02.2008 г. на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Согласно акта санитарно-эпидемиологического обследования от 12.07.2010 г. текущее содержание полигона твердых бытовых отходов г. Гремячинска не соответствует СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» Всем собранным по делу доказательствам мировым судьей дана надлежащая оценка и сделан обоснованный вывод о том, что указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований подтверждены доказательствами, а также фактическим признанием администрацией Гремячинского МР допущенных нарушений. Административное наказание правонарушителю было назначено мировым судьей по правилам ч. 3 ст. 4.1. КоАП РФ, учтен характер совершенного правонарушения, финансовое положение лица, привлеченного к административной ответственности. Нарушений процессуальных норм КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении администрации Гремячинского МР мировым судьей допущено не было. Доводы администрации Гремячинского МР в обосновании жалобы являются несостоятельными в силу следующего. В соответствии с Уставом муниципального образования «Гремячинский муниципальный район» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Предметом муниципального контракта №3 на оказание услуг по утилизации твердых бытовых отходов на 2008-2010 года, заключенного администрацией Гремячинского МР с ООО «Автотранс», является своевременная утилизация исполнителем твердых бытовых отходов. Наличие лицензии у ООО «Автотранс» на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и частичное выполнение администрацией Гремячинского МР обязательств в части организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на городском полигоне не может служить основанием для освобождения от административной ответственности за нарушения требований законодательства в области экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, выявленные Восточным территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю. Вместе с тем, при рассмотрении дела и назначении наказания мировым судьей не учтены в полной мере иные обстоятельства установленные по делу, а именно: Обстоятельства, свидетельствующие о нарушении порядка получения доказательств по делу об административном правонарушении. Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного административного правонарушения. Указанные обстоятельства являются решающими при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания. Материалами административного дела установлено, что во исполнение Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава муниципального образования «Гремячинский муниципальный район» постановлением главы администрации Гремячинского МР ФИО1 от 02.07.2010 г. в целях организации полигона твердых бытовых отходов (ТБО) в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, оценки перспектив по дальнейшей эксплуатации существующей городской свалки, с учетом требований санитарных правил и норм была создана межведомственная комиссия по организации полигона ТБО, согласно положению утвержден состав комиссии, куда включен представитель Восточного отдела Роспотребнадзора. 07.07.2010 г. состоялось заседание межведомственной комиссии по организации полигона ТБО, в заседании принял участие представитель Восточного отдела Роспотребнадзора ФИО2, комиссия приняла решение о продолжении работы по организации городской свалки в соответствии с природоохранным законодательством с учетом краевой программы «По обращению с отходами производства и потребления на 2010-2015 годы». Однако 12.07.2010 г., в нарушение требований Федерального закона №294 от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и в отсутствие какого-либо распоряжения об организации и проведении плановой и внеплановой проверки, врач по общей гигиене санэпидотдела Восточного филиала «Центра гигиены и эпидемиологии в Пермской крае» ФИО2, участвующая в заседании вышеуказанной комиссии, составила акт санитарно-эпидемиологического обследования полигона твердых бытовых отходов Гремячинского МР. На основании указанного акта 22.07.2010 г. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2. КоАП РФ. При этом, суд приходит к выводу, что не соблюдение органами государственного контроля положений ст. 9 и ст. 10 Федерального закона №294 являются грубыми нарушениями. В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона №294 результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. В соответствии с ч. 2 ст. 26.2. КоАП РФ не допускается использовать доказательства по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона. Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6. КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. Кроме того, по материалам дела установлено, что перечень указанных в акте и в протоколе об административном правонарушении нарушений и требований санитарного законодательства, требований санитарных правил и норм при обращении с отходами производства и потребления не значителен, устранение указанных недостатков не требует значительных затрат. Администрацией Гремячинского МР, кроме указанных выше мероприятий, еще до составления акта и протокола, были предприняты меры по соблюдению, выявленных в ходе проверки нарушений санитарных правил и норм при обращении с отходами производства и потребления, а именно: на период проверки обслуживание полигона ТБО осуществлялось на конкурсной основе ООО «Автотранс» согласно заключенного контракта, указанное предприятие имеет лицензию по указанному виду деятельности. Между администрацией района и ООО «Альтаир Стройинвест» 12.05.2010 г. заключено инвестиционное соглашение, предметом которого является строительство мусороперегрузочной станции, замена спецтехники, реконструкция контейнерных площадок, вывоз ТБО на мусороперерабатывающий завод в <адрес>. Между администрацией района и ФГУ «Пермский центр дезинфектологии» заключен договор от 02.04.2010 г. №12 «О проведении санитарно-профилактических мероприятий по акаризации и дератации территории городской свалки». Данные мероприятия подтверждают выполнение администрацией Гремячинского МР своих обязательств в части организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на городском полигоне твердых бытовых отходов Таким образом, выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что администрация Гремячинского МР выполняет свои обязательства и принимает все меры к устранению нарушений, выявленных государственным инспектором, а также уже наметила определенный план мероприятий по устранению нарушений, указанных в акте и дальнейшее выполнение которого зависит от наличия финансирования, а учитывая, что указанные нарушения не причинили вреда и не повлекли каких-либо последствий и не являются непосредственной угрозой для причинения вреда жизни и здоровью людей, и не могут служить причиной создания аварийных ситуаций, суд считает, что совершенное администрацией Гремячинского МР административное правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемым общественным отношениям и является малозначительным, считает, что по данному административному делу возможно было ограничиться устным замечанием. В соответствии со ст. 2.9. КоАП РФ определено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений. Указанные обстоятельства, не исследованные в судебном заседании мирового судьи, влекут за собой отмену постановления от 08.10.2010 г. и прекращение дальнейшего производства по данному административному делу. На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КОАП РФ, суд Р Е Ш И Л Постановление мирового судьи судебного участка №54 Гремячинского МР от 08.10.2010 г. отменить. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2. КоАП РФ в отношении администрации Гремячинского муниципального района прекратить, Решение обжалованию в кассационном порядке не подлежит. Судья В.А. Азанов.