РЕШЕНИЕ Дело №2-94/2010
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Грахово Удмуртской Республики 09 апреля 2010 года
Граховский районный суд УР в составе председательствующего судьи Медведевой В.А., при секретаре Колесниковой Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Граховского района к муниципальному образованию «Граховское» Граховского района о признании бездействия незаконным и о понуждении к исполнению обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Граховского района УР обратился в суд с заявлением к муниципальному образованию «Граховское» Граховского района УР о признании бездействия незаконным и о понуждении к исполнению обязанностей. Заявление прокурором подано в порядке главы 25 ГПК РФ и мотивировано тем, что в ходе проверки проведенной прокуратурой выявлены нарушения органами местного самоуправления муниципальных образований Граховского района требований федерального законодательства. При этом установлено, что на территории МО «Граховское» имеются старые, переросшие деревья, которые несут в себе опасность и угрозу здоровью и жизни граждан, проживающих на территории поселения, так как деревья находятся вблизи зданий и сооружений и при ветре от них отламываются и падают сухие ветки.
Данные обстоятельства, по мнению прокурора, свидетельствуют о бездействии органов местного самоуправления, а также о ненадлежащем исполнении ими обязанностей, связанных с обеспечением прав граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия жизнедеятельности, участием поселения в предупреждении чрезвычайных ситуаций, а также с благоустройством и озеленением территории поселения. И руководствуясь Конституцией РФ, Федеральными законами «Об охране окружающей среде», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» просит признать незаконным бездействие МО «Граховское» по надлежащему выполнению полномочий предусмотренных пунктами 8,19 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ и обязать МО организовать спиливание старых сухих деревьев и сучьев деревьев, которые представляют угрозу жизни и здоровью населения на территории поселения.
Суд, выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, допросив свидетеля, приходит к следующему:
К вопросам местного значения в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится как и участие в предупреждение и ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, так и организация благоустройства и озеленения территории поселения, использование, охрана, защита, воспроизведение городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населения.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к чрезвычайным ситуациям относится обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате природного явления, которое может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей среде и материальных потерь.
В соответствии с ГОСТ Р 51929-2002, принятого и введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 20.08.2002 № 307-ст, зеленные насаждения относятся к объектам внешнего благоустройства населенных пунктов, услуги по озеленению включают в себя посадку деревьев и уход за ними на территориях населенных пунктов. Также нормативно-производственным регламентом содержания зеленных насаждений разработанных с целью регламентирования работ по уходу за зеленными насаждениями и элементами благоустройства объектов озеленения утвержденных приказом Госстроя России от 10.12.1999 года № 145, уход за деревьями в условиях улиц включает в себя срезание сухих деревьев и сучьев и их сбор.
Также в соответствии с приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 года № 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации», установлено, что оценку состояния озелененных территорий с целью определения состояния зеленых насаждений и уровня благоустройства осуществляется либо специализированными учреждениями (если речь идет о зеленых насаждениях общего пользования), либо организациями и предприятиями, в ведении которых находится указанная территория, с последующим экспертным заключением по материалам обследования. При этом ежегодный плановый осмотр проводится в течение всего вегетационного периода (весной и осенью обязательно), но весенний осмотр проводится в конце апреля, а осенний в сентябре, по итогам которого составляется ведомость дефектов и перечень мероприятий для решения вопроса по благоустройству.
Не возбраняется проведение оперативных осмотров насаждений в результате чрезвычайных обстоятельств: после ливней, сильных ветров, снегопадов.
В судебном заседании установлено, что основанием для обращения в суд прокурора явилось объяснение инспектора ОВД по Граховскому району Н.В.Г. о наличии деревьев расположенных на определенных улицах с. ***, которые при сильном ветре могут упасть на стоящие рядом дома и проезжую часть.
При этом допрошенный в качестве свидетеля главный специалист ГОЧС Администрации МО «Граховский район» О.С.В. суду показал, что в 2010 году каких-либо комиссий по обследованию деревьев в с. ***, представляющих потенциальную опасность системе жизнеобеспечения села, жилым и нежилым строениям, жизни и здоровью людей, не было, так как последние три года велась активная уборка с улиц села старых тополей, необходимость в этом отсутствует. В настоящее время каких-либо природогенных катастроф, в результате которого возникла необходимость в уборке с улиц старых деревьев не было. Деревья, которые запечатлены на фотографиях, липа и береза, не относятся к породе тех деревьев, которые могут ввиду своего возраста причинить вред имуществу, жизни или здоровью людей, так как деревья на улицах в случае пожара своей кроной не дают огню распространится на рядом стоящие строения, наличие таких насаждений необходимо, МО «Граховское» одним своим волеизъявлением не может решить вопрос по спиливанию деревьев, для этого необходимо заключение или соответствующий акт инспекторов Минприроды УР. Каких либо чрезвычайных происшествий с участием старых деревьев в последнее время не было.
Таким образом, судом установлено, что предметом рассмотрения является бездействие органа местного самоуправления по спиливанию старых сухих деревьев, а также сухих сучьев на деревьях в границах конкретного муниципального образования представляющего собой с. ***.
В судебном заседании помощник прокурора Граховского района УР Козельцев А.Н. заявление поддержал по доводам изложенным в заявлении.
Представитель МО «Граховское», Р.В.М., действующий на основании доверенности от *** года, суду показал, что обрезка и спиливание опасных деревьев в с. *** велась с 2007 по 2009 годы, на день поступления заявления в суд, в виду отсутствия молодой листвы, невозможно установить какие деревья или ветви деревьев являются высохшими, обращений от граждан по поводу необходимости спиливания старых деревьев, в администрацию не поступало, считает, что необходимо озеленять населенный пункт, а не уничтожать растущие деревья.
Согласно ст. 256 ГПК РФ)
Исходя из представленных доказательств суд не может признать незаконным бездействие МО «Граховское» по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений (п.8 ч.1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ), а также в организации благоустройства и озеленения территории поселения (п.19 ч.1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ).
В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
Суду не предоставлено данных свидетельствующих о бездействие МО в связи с неведением работ по благоустройству населенного пункта. Также не предоставлено доказательств, какие чрезвычайные ситуации сложились на территории МО, также не установлено в суде, что в результате не выполнения требований Федерального закона № 131-ФЗ в границах МО «Граховское» состоящего из одного населенного пункта, произошли какие-либо происшествия и нанесен вред здоровью людей или какой-либо ущерб или имеются угрозы этого.
Суд не может признать доказательством бездействия МО объяснение инспектора ОВД по Граховскому району и приложенные к материалам дела фотографии деревьев, так как для принятия решения о спиливании тех или иных деревьев необходимо обследование деревьев соответствующей комиссией. Такая комиссия уже работала в мае 2008 года, и указала необходимость срочного спиливания 35 деревьев (тополя) и в 2009 году 26 деревьев.
Так как решением Граховского районного суда УР от 23.06.2009 года на МО «Граховское» уже возлагалась обязанность по организации спиливания сухих деревьев и сучьев на территории с. ***, при этом определением Граховского районного суда от 23.06.2009 года требования прокурора о признании незаконным бездействия МО «Граховское» в этой части дело производством прекращено, суд считает необходимым требования прокурора оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Граховского района УР о признании бездействия МО «Граховское» Граховского района УР незаконным и о понуждении к исполнению обязанностей в виде организации спиливания старых сухих деревьев и сучьев деревьев на территории МО «Граховское», оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Граховский районный суд.
Судья В.А.Медведева
Решение обжаловано в кассационном порядке, оставлено без изменения.
Вступило в законную силу 17.05.2010 г