о признании незаконным бездействия по выполнению требований санитарного законодательства



РЕШЕНИЕ Дело №2-12/2011

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Грахово Удмуртской Республики 21 января 2011 года

Граховский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Медведевой В.А., при секретаре Колесниковой Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР к муниципальному учреждению здравоохранения «Граховская центральная районная больница» и Администрации муниципального образования «Граховский район» о признании незаконным бездействия по выполнению требований санитарного законодательства и о понуждении к действию,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР (далее Управление Роспотребнадзора) обратилось с иском к муниципальному учреждению здравоохранения «Граховская центральная районная больница» (далее Граховская ЦРБ) и Администрации муниципального образования «Граховский район» (далее Администрация района) о признании незаконным бездействия по выполнению требований санитарного законодательства и о понуждении к действию. Свое требование мотивирует тем, что Граховская ЦРБ, имущество которой находится в собственности МО «Граховский район», нарушила требования п.9.5 СанПиН 2.1.3.1375-03, пункты 4.1-4.5 СП 3.3.2.1120-02, п.3.15 СП 3.3.2342-08, пункты 2.3.11, 2.3.13, 2.3.17, 2.3.24 СП 1.3.2322-08, в результате чего, персонал больницы не в полной мере обеспечен санитарно-бытовыми помещениями, а именно туалетами, душевыми комнатами, комнатами гигиены женщин, не выделено отдельное помещение для хранения запаса медицинских иммунобиологических препаратов, холодильник для хранения МИБП размещен, в прививочном кабинете для детей, где отсутствует канализация, централизованный водопровод, поверхность стен в прививочном кабинете неровная, нарушена целостность покраски стен, также отсутствуют термоиндикаторы для транспортировки вакцин, в бактериологическом отделе лаборатории имеются нарушения внутренней отделки, на окнах первого этажа лаборатории отсутствуют металлические решетки, лабораторная мебель требует замены ввиду ее ветхости, микробиологических комнатах лаборатории отсутствует приточно-вытяжная вентиляция или бокс биологической безопасности.

Указанные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства были выявлены истцом осенью 2009 года, весной 2010 года Управлением Роспотребнадзора проведена внеплановая выездная проверка, в результате которой был установлено, что не выполнены требования предписания от 12.11.2009 года.

Поэтому истец, исходя из требований ст. 120 Гражданского РФ, согласно которого субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения несет собственник его имущества, просит суд признать незаконным действия ответчиков по выполнению требований санитарного законодательства в здании Граховской ЦРБ, и обязать последних обеспечить в полной мере персонал больницы санитарно-бытовыми помещениями, а именно туалетами, душевыми комнатами, комнатами гигиены женщин, выделить отдельное помещение для хранения запаса медицинских иммунобиологических препаратов в соответствии с требованиями работы 3-го уровня «холодовой цепи», приобрести термоиндикаторы для транспортировки вакцин, устранить в бактериологическом отделе лаборатории нарушения внутренней отделки, установить на окнах первого этажа лаборатории металлические решетки, заменить лабораторную мебель, установить в микробиологических комнатах лаборатории приточно-вытяжную вентиляцию с фильтрами тонкой очистки на выходе или боксы биологической безопасности.

В судебном заседании представитель истца, Управления Роспотребнадзора, А.В.Б. действующий на основании доверенности от Дата обезличена года, требования заявленные в иске поддержал в полном объеме, при этом суду показал, что требования в части приобретения термоиндикатора для транспортировки вакцин, проведение косметического ремонта в отделе лаборатории, замена мебели в ней, а также установление на окнах решетки и приточной вытяжной вентиляции не зависят от несоответствия требованиям действующих санитарных норм и правил самого здания, где находится лаборатория, требования СанПиН должны выполняться в целях недопущения возникновения и распространения заболеваний. Также указал, что соблюдение санитарных правил является обязанностью юридических лиц, отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения от выполнения требований санитарного законодательства.

Представитель ответчика, Граховской ЦРБ, в лице главного врача, К.В.В., иск признала, суду показала, что действительно проверка со стороны Управления Роспотребнадзора была, часть указанных в ее предписании замечаний была устранена, а часть, в виду отсутствия соответствующего финансирования, осталось не выполненной, готовы их поэтапно устранять. Также указала, что здание ЦРБ, 1982 года постройки, не соответствует действующим нормам и правилам, надеется, что с вводом в действие нового здания поликлиники, имеющиеся проблемы будут устранены.

Представитель Администрации района, К.О.Л., действующая на основании доверенности от Дата обезличена года, требования истца не признала, суду показала, что в связи с ведением в действие по плану в конце 2011 года нового здания поликлиники Граховской ЦРБ, свободных денежных средств у администрации района на реконструкцию старого здания не имеется, также сообщила, что от главного врача действительно поступали заявления с просьбой помочь выполнить предписания Управления Роспотребнадзора.

Свидетель К.Ю.М., ведущий специалист - эксперт Управления Роспотребнадзора, суду показал, что непосредственно с его участием проводилась в апреле 2010 года выездная внеплановая проверка в Граховской ЦРБ, при этом были выявлены факты невыполнения предписания Управления Роспотребнадзора от 12.11.2009 года, в том числе и в отношении лаборатории, где в отшелушенных от краски стенах, побеленном потолке, старой мебели со следами сколов, невозможно провести соответствующую санобработку помещения лаборатории.

Выслушав объяснения представителей сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со статьями 1,2 Федерального Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федерального закона № 52-ФЗ) несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредствам, в том числе контроля за выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, обязательным соблюдением юридическими лицами санитарных правил, при этом органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Также в силу требований ст. 11 Федерального закона РФ от 22 июля 1993 года № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ РФ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Согласно п. 12 ч. 1 названной статьи организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиционной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных условиях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов является местным вопросом муниципального района.

В соответствии со статьями ст. 17, 51 Федерального закона № 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесено создание и финансирование муниципальных учреждений, которые несут субсидиарную ответственность по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленным федеральным законом.

В соответствии с Уставом Граховской ЦРБ имущество учреждения находится в собственности муниципального образования «Граховский район», учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его введении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник, то есть муниципальное образований «Граховский район».

Согласно ст. 56 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренного ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Таким образом, суд считает установленным, что на ответчиков возложена обязанность по обеспечению и соблюдению государственных санитарно-эпидемиологических норм и правил.

Согласно пунктов 2,3 Договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от Дата обезличена года заключенного между Администрацией района и Граховской ЦРБ, последнее владеет и пользуется имуществом закрепленным за ним на праве оперативного управления, которое является муниципальной собственностью.

С 15.10.2009 года по 12.11.2009 года Управлением Роспотребнадзора проводилась плановая проверка деятельности Граховской ЦРБ, в результате которой составлен акт проверки Номер обезличен от 12.11.2009 года в соответствии с которой установлены нарушения законодательства Граховской ЦРБ, в том числе и требований санитарного законодательства.

Предписанием Номер обезличен от 12.11.2009 года главному врачу Граховской ЦРБ в установленные сроки предписано устранить нарушения выявленные в ходе плановой проверки.

С 15 по 28 апреля 2010 года в Граховской ЦРБ проводилась внеплановая проверка на предмет выполнения предписания, по итогам которой был составлен акт Номер обезличен от 13.05.2010 года, в соответствии с которым установлены факты невыполнения предписания по тем параметрам, которые указаны в иске.

За невыполнение требований предписания главный врач Граховской ЦРБ привлечена к административной ответственности по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ, как невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства.

При этом главный врач после проведения плановой проверки неоднократно письмами от 23.04.10 года, 05.03.2010 года, от 09.02.2010 года, от 26.11.2009 года обращалась в Администрацию района с просьбой обеспечить финансирование по проведение мероприятий согласно предписанию Управления Роспотребнадзора.

Сведений о предоставлении финансовой помощи Администрацией района Граховской ЦРБ согласно запросу главного врача суду не предоставлено.

Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании исходя из представленных суду доказательств и сторонами в целом не оспариваются.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.1375-10 «Медицинские учреждения. Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стандартов», действующие на момент плановой и внеплановой проверки Граховской ЦРБ, предусматривалось обеспечение персонала лечебного учреждения соответствующим количеством душевых кабин, туалетов, а также помещениями (комнатами) личной гигиены женщин (п.9.5). Однако 18.05.2010 года утверждены новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», вступившие в законную силу с 17.09.2010 года, с момента введения в действие которых считаются утратившими силу СанПиН 2.1.3.1375-03. При этом СанПиН 2.1.3.2630-10 устанавливают требования аналогичные требованиям СанПиН 2.1.3.1375-03 в части наличия душевых кабин и туалетов для персонала, однако отсутствуют требования в части оборудования помещений для личной гигиены женщин (п. 15.11 СанПиН 2.1.3.2630-10).

СП 3.3.2.1120-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям транспортирования, хранению и отпуску гражданам иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики аптечными учреждениями здравоохранения», установлены основные требования к транспортировке, хранению, отпуску аптечными учреждениями и учреждениями здравоохранения медицинских иммунобиологических препаратов (далее - МИБП), используемых для иммунопрофилактики инфекционных болезней; применению МИБП в лечебно-профилактических учреждениях; организации уничтожения МИБП в случае невозможности их использования.

При этом согласно раздела 4 указанных СП для хранения МИБП должно быть выделено отдельное помещение (п.4.1), где должен соблюдаться определенный температурный режим, предусмотрена вентиляция, водоснабжение (п.4.2), соответствующее освещение (п.4.3), помещение должно иметь стены и пол из материалов выдерживающих влажную уборку и дезинфекцию (п.4.4), а также быть оборудованным холодильником, рабочим столом и т.п. (п.4.5).

Также согласно п. 3.15 СП 3.3.2342-08 «Обеспечение безопасности иммунизации», транспортирование МИБП должно осуществляться при соблюдении температурного режима, указанного в инструкции по применению МИБП, что должно подтверждаться показаниями термоиндикаторов, вложенных в каждый контейнер с вакциной.

СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами 3-4 групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» устанавливают требования к организационным, санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям, направленным на обеспечение личной и общественной безопасности, защиту окружающей среды при работе с патогенными биологическими агентами III - IV групп.

Согласно п.2.3.11 указанных выше СП поверхность пола, стен потолка в лабораториях должна быть гладкой, без щелей, устойчивой к многократному действию моющих и дезинфицирующихся средств, окна лаборатории на первом этаже должны быть оснащены металлическими решетками (п. 2.3.13); мебель должна быть гладкой, без острых краев и шероховатостей и иметь покрытие устойчивое к действию моющих и дезинфицирующихся средств, поверхность столов не должна иметь швов и трещин (п.2.3.17); микробиологические комнаты лаборатории должны быть оснащены автономными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением оснащенные фильтрами тонкой очистки на выходе или боксами биологической безопасности (п.2.3.24).

Исходя из вышеизложенного суд считает установленным, что в Граховской ЦРБ отсутствует соответствующие с санитарными нормами и правилами необходимое количество душевых кабин и туалетов для персонала, отсутствует отдельное помещения для хранения МИБП, при этом препараты хранятся в холодильнике находящемся в прививочном кабинете, не имеется термоиндикаторы для транспортировки МИБП, в лаборатории, расположенной на 1-ом этаже в нарушении правил потолок побелен, краска на стенах отшелушивается, отсутствует металлическая решетка на окнах, используются столы и стулья с нарушенным покрытием, с трещинами, отсутствуют вентиляция, что говорит о законности требований истца в части понуждении к действию по выполнению требований санитарных норм и правил, за исключением требования обеспечить в полной мере персонал больница комнатами гигиены для женщин, так как новые СанПиН не требуют такого обеспечения.

Также суд считает, что в судебном заседании установлено бездействие ответчиков в части стремления выполнить требования действующего законодательства по санитарным нормам и правилам: Администрация района не пыталась принять какие-либо меры по устранению нарушений заявленных в иске, руководство Граховской ЦРБ, только после проведения плановой проверки начало обращаться в Администрацию района с просьбой оказать финансовую помощь в решении выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействия муниципального учреждения здравоохранения «Граховская центральная районная больница» и Администрации муниципального образования «Граховский район» по выполнению требований санитарного законодательства в здании МУЗ «Граховская ЦРБ», находящегося в с. ....

Обязать муниципальное учреждение здравоохранения «Граховская центральная районная больница» и Администрацию муниципального образования «Граховский район»

до Дата обезличена года

- приобрести термоиндикаторы для транспортировки вакцин

до Дата обезличена года

- заменить лабораторную мебель

до Дата обезличена года

- устранить в бактериологическом отделе лаборатории нарушения внутренней отделки.

- установить на окнах первого этажа лаборатории металлические решетки

до Дата обезличена года

- обеспечить в полной мере персонал больницы санитарно-бытовыми помещениями,

а именно туалетами, душевыми комнатами в соответствии с нормами установленными пунктами 15.11.4 и 15.12 СанПиН 2.1.3.2630-10

- выделить отдельное помещение для хранения запаса медицинских

иммунобиологических препаратов в соответствии с требованиями работы 3-го уровня

«холодовой цепи»;

- установить в микробиологических комнатах лаборатории приточно-вытяжную

вентиляцию с фильтрами тонкой очистки на выходе или боксы биологической

безопасности;

- приобрести термоиндикаторы для транспортировки вакцин.

В удовлетворении требований по обеспечению персонала больницы комнатами личной гигиены для женщин - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированная часть решения изготовлена председательствующим 26.01.2011 года.

Судья В.А.Медведева

Решение не обжаловано, вступило в законную силу 08.02.2011 г.