о признании бездействия незаконным и о понуждении к исполнению обязанностей



РЕШЕНИЕ Дело №2-27/2011

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Грахово Удмуртской Республики 25 февраля 2011 года

Граховский районный суд УР в составе председательствующего судьи Медведевой В.А., при секретаре Колесниковой Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Граховского района УР к администрации муниципального образования «Порымозаречное» Граховского района УР о признании бездействия незаконным и о понуждении к исполнению обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Граховского района УР обратился в суд с заявлением к муниципальному образованию «Порымозаречное» Граховского района УР о признании бездействия незаконным и о понуждении к исполнению обязанностей. Заявление прокурором подано в порядке главы 25 ГПК РФ и мотивировано тем, что в ходе проверки проведенной прокуратурой выявлены нарушения органами местного самоуправления муниципальных образований Граховского района требований федерального законодательства. При этом установлено, что в Граховском районе в последние годы участились случаи бешенства у бродячих, безнадзорных собак, в районе отмечается рост численности безнадзорных собак, что свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления, надлежащем исполнении ими обязанностей, связанных с обеспечением граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия жизнедеятельности, участием поселения в предупреждении чрезвычайных ситуаций. Поэтому, руководствуясь Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, Федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», просит признать незаконным бездействие МО «Порымозаречное» по надлежащему выполнений полномочий по сокращению числа безнадзорных животных, представляющих угрозу жизни и здоровью населения на территории МО «Порымозаречное».

Доказательством бездействия МО «Порымозаречное» является сообщение главного врача Граховской ЦРБ о количестве обращений в ЦРБ по поводу укусов собак с июля 2010 года по февраль 2011 года, а также сообщение администрации ОАО «Агрохим-Прибой» о наличии бродячих собак в д. Порым Граховского района.

Таким образом, судом установлено, что предметом рассмотрения является действия (бездействия) органа местно самоуправления по разработке и выполнению мероприятий исключающих возможность заражения бешенством граждан в результате укуса безнадзорных и бродячих собак в границах конкретного муниципального образования.

В судебном заседании пом. прокурора Граховского района УР Дударева Е.А. заявление поддержала, по доводам, изложенным в заявлении, просила его удовлетворить.

Глава администрации МО «Порымозарчное» К.О.Н. суду показал, что с требованиями прокурора согласен, при этом указал, что учет домашних животных в том числе и собак, ведется на основании записей в похозяйственной книге, проведение профилактической вакцинации домашних животных проводится органами ветеринарной службы, о чем информация администрацией МО доводится до населения проживающего в муниципальном образовании, при этом сама администрация не может устанавливать сроки такой вакцинации, так как органы ветеринарной службы работают в соответствии со своими графиками. Не имеется необходимости для выделения площадок для выгула собак, так как последние живут во дворах частных домов, у жильцов многоквартирного дома, имеющегося в единственном числе на территории МО «Порымозаречное», собак нет. Также считает, что отловом безнадзорных собак, с последующих им содержанием должны заниматься соответствующие органы, так как бюджет муниципального образования таких расходов не имеет. Лицензию на отстрел безнадзорных собак имеет МУП «Ж***», при необходимости к которым можно обратиться за помощью, при этом считает, что такой отстрел должен производиться с участием органов ветеринарной службы, с целью дальнейшей утилизации трупов не допуская их разложения. При этом указал, что каких либо решений на сельском Совете, на сходах граждан или в ином порядке по разъяснению порядка содержания собак, необходимости иммунизации домашних животных, не принималось.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства суд, установил следующее:

Согласно ст. 256 ГПК РФ)

В соответствии с п.8 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В ст. 7 Устава МО «Порымозаречное», также установлено, что к вопросам местного значения МО относится участие в предупреждение и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 N 54 утверждены СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила, которые устанавливают основные требования к комплексу организационных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний бешенством среди населения Российской Федерации, и являются обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на всей территории Российской Федерации, в том числе органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, с возложением контроля за выполнением санитарных правил на органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

При этом глава XI указанных СП посвящена санитарно-просветительной работе с населением по профилактике бешенства, которая заключается в информировании населения о состоянии заболеваемости бешенством (среди людей и животных) на конкретной территории; необходимости немедленного обращения за медицинской помощью в случае нападения животных с нанесением укусов и порядку оказания антирабической помощи; основных симптомах заболевания; разъяснении необходимости иммунизации домашних животных; повышении ответственности за своих домашних плотоядных животных, проводимой с использованием средств массовой информации, листовок, плакатов бюллетеней, проведением индивидуальной беседы и т.д.

Осуществление государственного ветеринарного надзора отнесено статьей 1 Закона РФ N 4979-1 «О ветеринарии» к основным задачам ветеринарии в Российской Федерации.

В силу абзацев первого и второго статьи 2 того же Закона ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, субъектов Российской Федерации.

Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

К полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии помимо участия в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации; организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защиты населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; регистрации специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью; контроля деятельности специалистов в области ветеринарии относится решение иных вопросов в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Закона РФ N 4979-1).

По предметам совместного ведения, осуществляемым самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе: организовывать проведение на территории субъекта Российской Федерации мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Государственным Советом УР постановлением от 24.06.2008 года № 119-1У утверждена целевая программа «Профилактики и ликвидации заболеваний бешенством в Удмуртской Республике на 2009-2013», в соответствии с которым установлено, что бешенство - абсолютно смертельное вирусное заболевание, передающееся человеку при укусе со слюной зараженных животных. Представляет собой серьезную проблему здравоохранения, в первую очередь, связано с проблемой распространения и значимости бешенства среди диких животных. Основным резервуаром инфекции на территории Удмуртской Республики являются лисицы. Плотность популяции диких хищных животных сохраняется на достаточно высоком уровне и способна поддерживать природный очаг бешенства. Одними из основных целей и задач указанной программы являются недопущение возникновения заболевания бешенством среди населения, пропаганда знаний по вопросам профилактики бешенства среди населения, также установлено, что общепринятые меры борьбы с бешенством (упорядочение содержания собак, проведение их профилактической вакцинации) оказались недостаточными.

Свидетель Щ.Д.В., главный государственный ветеринарный инспектор Граховской райСББЖ суду показал, что ежегодно работники ветеринарной службы выезжают в МО «Порымозаречное» с целью проведения вакцинация домашних животных, которая проходит бесплатно, так как деньги на эти выделяются из Республиканского бюджета, при этом наблюдается, что жители не осознают необходимость данных профилактических мероприятий и с не желанием допускают ветеринарных работников до своих питомцев, что говорит о недостаточной работе с населением по санитарно-просветительской работе, которую ветеринарная служба путем предоставления соответствующих буклетов рассылаемых по муниципальным образованиям пытается проводить.

Также в судебном заседании установлено, что в 2009 году на территории МО «Порымозаречное» имел место быть 2 случаям природного типа бешенства лис, в январе 2010 года на территории МО «Порымозаречное» выявлен 1 случай бешенства собаки.

В соответствии с правилами ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию оспариваемых действий (бездействий) органов местного самоуправления, возлагается на орган или лица, которые совершили оспариваемые действия либо бездействия.

Со стороны администрации МО «Порымозаречное» не предоставлено суду доказательств, какую работу ведет МО по профилактике заболевания бешенством, а именно: рассматривались ли вопросы на сходах, сессиях и т.д. о порядке содержания собак, ответственности хозяев собак за безнадзорное бродяжничество по улицам, и к чему такое безнадзорство собак может привести.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О защите населений и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Также указанным федеральным законом предусмотрено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (ст. 7).

Поэтому требования прокурора о признании бездействия МО «Порымозаречное» незаконным и о понуждении к действию является законным и обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Граховского района УР о признании бездействия МО «Порымозаречное» Граховского района УР незаконным и о понуждении к исполнению обязанностей - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МО «Порымозаречное» по выполнению полномочий предусмотренных п.8 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно выполнения мероприятий по сокращению числа безнадзорных собак на территории МО «Порымозаречное» и устранить допущенное нарушение.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме через Граховский районный суд.

Мотивированная часть решения изготовлена председательствующим 28.02.2011 года.

Судья В.А.Медведева

Решение в кассационном порядке не обжаловано, вступило в законную силу 11.03.2011 года.