о признании бездействия и о понуждении к действию



РЕШЕНИЕ Дело № 2-38/2011

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Грахово Удмуртской Республики 15 марта 2011 года

Граховский районный суд УР в составе председательствующего судьи Медведевой В.А., при секретаре Колесниковой Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Граховского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Граховский район» и администрации МО «С***» о признании бездействия незаконным и о понуждении к действию,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Граховского района УР, действующих в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации МО «Граховский район» и администрации МО «С***» о признании бездействия незаконным и о понуждении к действию, мотивируя это тем, что в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства установлено, что деятельность в области обращения с отходами на территории муниципальных образований Граховского района, надлежащим образом не организована: на территории района отсутствуют санкционированные в соответствии с действующим законодательством объекты размещения отходов, а на территории МО «С***» имеется не санкционированная свалка, куда население складируют имеющийся мусор. Поэтому, руководствуясь Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которого к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», согласно которого территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которых отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия которых должны быть безопасными для окружающей среды и здоровья населения и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами, просит признать незаконным бездействие Администрации МО «Граховский район» по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории МО «С***» и обязать осуществить организацию и финансирование мероприятий по созданию свалки для размещения отходов на территории МО «С***», также просит признать незаконным бездействие администрации МО «С***» по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, обязав ответчиков разработать порядок сбора отходов, предусматривающий их разделение на виды, в том числе отработанных ртуть содержащих ламп.

В судебном заседании помощник прокурора Граховского района Дударева Е.А., заявленные в иске требования поддержала в полном объеме, просил их удовлетворить, при этом указала, что бюджет поселения не осилит вывоз мусора за пределы своего муниципального образования, поэтому необходимо утилизацию отходов производить на своей территории.

Ответчик, Администрация МО «Граховский район», в лице его представителя, К.О.Л., действующей на основании доверенности от Дата обезличена года, суду показала, что с требованиями прокурора к Администрации МО «Граховский район» согласна частично, а именно в части признания незаконным бездействия в организации утилизации и переработке бытовых промышленных отходов, так как в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ к компетенции района относится решение вопроса по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Также указала, что в настоящее время Администрацией района ведутся активные действия по выполнению решения Граховского районного суда от Дата обезличена года по созданию свалки на территории МО «К***», при этом Администрация района после перевода земельного участка, на котором будет расположена свалка в категорию промышленных земель и проведения соответствующего аукциона на передачу земельного участка в аренду, заинтересована, чтобы указанная свалка обслуживала все население Граховского района, что будет указано в договоре аренды земельного участка. Оснований для строительства еще одного полигона для сбора отходов не имеется, так как это требует соответствующих расходов, самый дальний населенный пункт, д. Ш***, находится в 35 км от места предполагаемой санкционированной свалки, где проживает всего 25 человек. Также указала, что в компетенцию района не входит решение вопроса по сбору отходов, поэтому требования обязать МО «Граховский район» разработать такой порядок, не основан на действующем законодательстве.

Ответчик, администрация МО «С***», в лице главы муниципального образования Б.А.А., иск признала частично, указав, что население МО в количестве около 568 человек проживает в 5-ти населенных пунктах, на территории МО отсутствуют промышленные предприятия, необходимости в оборудовании отдельного объекта по утилизации бытовых отходов на территории МО, при условии, что она строится у д. К***, не имеется, так как указанный объект не будет обеспечен отходами в том количестве, чтобы арендатору было выгодно иметь ее в аренде. Кроме того показала, что имеется решение Совета депутатов муниципального образования от Дата обезличена года об утверждении Порядка обращения с отходами, с соответствующими изменениями и дополнениями, которое по не зависящим от администрации причинам выполнить возможности не имеется: не понятно куда вывозить отходы, так как отсутствует санкционированная свалка, имеются трудности заключения договоров на вывоз мусора ввиду отсутствия хозяйствующих субъектов имеющих лицензию на вывоз мусора, поэтому население избавляется от ненужного хлама путем самовывоза на несанкционированные свалки. Также указала, что вышеуказанный порядок обращения с отходами в части ртутьсодержащих отходов в основном распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему:

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, при этом организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должны соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Также в соответствии со ст. 8. вышеуказанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с п.14 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района, а организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора согласно п.18 ст. 14 указанного Федерального закона относится к вопросам местного значения поселения.

В судебном заседании установлено, что решением Граховского районного суда УР от Дата обезличена года, вступившего в законную силу Дата обезличена года, признано незаконным бездействие Администрации МО «Граховский район» по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов и возложена обязанность по созданию для указанной цели санкционированной свалки на территории МО «К***». Во исполнение указанного решения суда ответчиком, Администрацией МО «Граховский район», проведено размежевание земельного участка под размещение свалки, изготовлен кадастровый паспорт земельного участка, направлено ходатайство в Правительство УР о переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения, на котором предполагается организовать полигон для твердых бытовых отходов, в земли промышленности.

Также в судебном заседании установлено, что в населенных пунктах расположенных на территории МО «С***», а это д. С***, д. С***, д. П***, д. Р***, д. Ш*** из зарегистрированных по месту регистрации 690 человек фактически проживает 568, на территории МО отсутствуют промышленные предприятия или иные хозяйствующие субъекты, деятельность которых подразумевает соответствующее количество промышленных отходов, при этом имеются несанкционированные свалки. Обустройство санкционированного полигона на основании решения Граховского районного суда от Дата обезличена года осуществляется на территории МО «К***», расположено на расстоянии самом дальнем от населенного пункта, 35 км.

Таким образом, суд считает установленным, что со стороны ответчика, Администрации МО «Граховский район», в ст. 7 Устава которого прописана обязанность по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, имеется бездействие по организации утилизации и переработке отходов находящихся на территории МО «С***». При этом суд считает, что принятие мер по строительству полигона для утилизации твердых бытовых отходов, не освобождает Администрацию района от исполнения обязанностей по переработке и утилизации бытовых отходов, вывозимых с территории МО «С***», поэтому требования прокурора в этой части являются обоснованными и законными и подлежащими удовлетворению. Иных обстоятельств, освобождающих ответчика Администрацию МО «Граховский район»» от выполнения вышеуказанной обязанности в судебном заседании не установлено.

В части остальных требований к Администрации района, суд считает, что истцом не предоставлено достаточных доказательств, подтверждающих необходимость организации еще одной санкционированной свалки на территории МО «С***», которая требует не только соответствующих финансовых затрат, но и прохождение определенного круга разрешительных процедур через соответствующие органы.

Не нашло в суде своего подтверждения и возложения обязанности на ответчика, Администрацию МО «Граховский район», на разработке порядку сбора отходов, так как такие полномочия к вопросам местного значения муниципального района в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ не возложены.

Таким образом, заявленные исковые требования прокурора к Администрации МО «Граховский район», подлежат частичному удовлетворению.

Однако, требования прокурора к администрации МО «С***» о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также в части возложения обязанности разработать порядок сбора отходов, предусматривающий их разделение на виды, в том числе и отработанных ртутьсодержащих ламп, исходя из завяленных прокурором требований, являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с вышеуказанными Федеральными законами именно на органы местного самоуправления поселений возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, что также прописано и в статье 7 Устава МО «С***».

В судебном заседании установлено, что ответчиком в соответствии с его полномочиями утвержден Порядок по обращению с отходами на территории МО «С***», исходя из которого установлен порядок сбора отходов, что подтверждается соответствующем решением Совета депутатов МО «С***», однако каким образом выполняется указанное решение, доказательств суду не предоставлено, так как ответчик в лице главы МО указал, что не имеет возможности организовать вывоз отходов ввиду отсутствия на территории МО «С***» организации, имеющей лицензию на сбор и вывоз отходов, какие-либо дополнительные меры для решения данного вопроса администрацией МО не принимались.

Таким образом, суд считает, что требования прокурора в части признания бездействия администрации МО «С***» по организации сбора и вывоза отходов являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде", п.8, установлено, что органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информируют юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Однако, исходя из представленного в судебном заседании Порядка обращения с отходами на территории МО «С***», установлено, что сбор ртуть содержащих отходов, к каковым относятся и отработанные ртутьсодержащие лампы, возложена на юридические лица и предпринимателей, в процессе деятельности, которых образуются ртуть содержащиеся отходы. При этом порядок такого сбора у физических лиц, в указанном документе, не определен.

Таким образом, требования прокурора к МО «С***» в части разработать порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, которые представляют отходы потребления, являются обоснованными и законными, так как именно к вопросам местного значения поселения относится организация сбора отходов.

Таким образом, суд считает, что заявленные в иске прокурора требования о признании незаконным бездействия администрации МО «С***» по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, свое подтверждение в суде нашли, как и требования возложить на последнюю обязанность, исходя из заявленных прокурором требований, разработать порядок сбора отходов, предусматривающий их разделение на виды, в том числе отработанных ртутьсодержащих ламп. Иных обстоятельств, освобождающих ответчика МО «С***» от выполнения вышеуказанной обязанности в судебном заседании не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Граховского района удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации МО «Граховский район», по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов находящихся на территории МО «С***».

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «С***» по организации сбора и вывоза бытовых отходов.

Обязать администрацию муниципального образования «С***» разработать порядок сбора бытовых отходов, включая и разделение на виды, в том числе отработанных ртутьсодержащих ламп.

В остальной части иск прокурора оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вынесения через Граховский районный суд.

Судья В.А.Медведева

Решение в кассационном порядке не обжаловано, вступило в законную силу 28.03.2011 г.