о выплате недоначисленной заработной платы



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Грайворон Дата обезличена

Грайворонский районный суд Белгородской области в составе: председательствующего судьи Воскобойник А.Н.,

при секретаре Анохиной О.И.,

с участием:

истцов ФИО6. (в дальнейшем истцы),

представителей ответчика ФИО7. (в дальнейшем ответчики),

в открытом судебном заседании рассмотрел гражданское дело по иску ФИО8 о выплате недоначисленной заработной платы исходя из величины прожиточного минимума, за сверхурочную работу и за работу в праздничные дни.

Представитель истца ФИО9 представитель третьего лица – Государственной инспекции труда в Белгородской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом.

Дело инициировано исками ФИО10.

У С Т А Н О В И Л:

            С Дата обезличена истцы приняты на работу в порядке перевода на должности машинистов насосной установки в ФИО37. продолжают работать до настоящего времени, ФИО12. уволен Дата обезличена года. Истцам был установлен сменный режим работы и ежемесячный суммированный учет рабочего времени.

            Оплата труда работников осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда, в п. 2.1 которого указано, что размер месячного оклада работника организации определяется в трудовом договоре на основании штатного расписания организации и не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

            Согласно штатного расписания и п. 3.1 трудовых договоров, заключенных с истцами, должностной оклад с Дата обезличена установлен в размере 2880 рублей. С Дата обезличена года начисление заработной платы производится исходя из размера оклада 4330 рублей. В п. 3.1.3. трудового договора к должностному окладу установлены стимулирующие и компенсационные выплаты.

            Пунктом 5.4 Коллективного договора ФИО38 на 2008-2010 годы предусмотрено, что минимальная оплата труда не должна быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, утверждаемого постановлением правительства области ежеквартально. Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленной договором минимальной оплаты труда.

            В соответствии с п. 3.1 Коллективного договора нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Для работников может быть установлен сменный режим работы.

            Исходя из п. п. 3.3 и 3.6 Положения об оплате труда, п. 3.1.2 трудовых договоров, переработка сверх рабочего времени оплачиваются как сверхурочная работа за первые два часа не менее чем в полуторном, за последующие часы в двойном размере.

            Согласно п. 3.1.3 трудовых договоров работа в праздничные дни оплачивается в двойном размере.

            Считая неправильным начисление заработной платы исходя из оклада равного минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом, истцы обратились с исками, в которых просят сделать перерасчет и выплатить им заработную плату, оплату за сверхурочную работу и работу в праздничные дни исходя из оклада, равного величине прожиточного минимума в Белгородской области, устанавливаемого ежеквартально.

            С учетом дополнительно поданных заявлений ФИО13. просит выплатить 45837 рублей 62 копейки, за период Дата обезличена года, согласно расчета (т. 1, л.д. 41-42), исключив из него сумму произведенной оплаты за работу в ночное время в сумме 1749 рублей 24 копейки.

            ФИО14 – 39863 рубля 14 копеек, за период с Дата обезличена, согласно расчета (т. 1, л.д. 108-110), исключив из него сумму произведенной оплаты за работу в ночное время в сумме 1259 рублей 86 копеек.

            ФИО15 - в размере 32089 рублей 34 копейки, за период с Дата обезличена, согласно расчета (т. 1, л.д. 146-147), исключив из него сумму оплаты за работу в ночное время в сумме 1507 рублей 66 копеек.

            В судебном заседании истцы поддержали заявленные требования.

            Ответчики иск признали частично, указав, что необоснованно начисляли заработную плату, оплату за сверхурочные и праздничные дни в январе и феврале 2009 года исходя из оклада 2880 рублей, поскольку минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом составлял 4330 рублей. Кроме того, не всегда ежемесячное суммированное количество рабочего времени, по вине администрации предприятия, составлявшего графики сменности, составляло нормальную продолжительность рабочего времени. Также допускались бухгалтерские ошибки, когда заработная плата работника, выполнившего норму рабочего времени, начислялась ниже величины прожиточного минимума в Белгородской области. С учетом данных нарушений, ответчики считают, что ФИО16 недоначислили 9434 рубля, ФИО17. – 9155 рублей, ФИО18 6397 рублей, которые они согласны выплатить.

            Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

            Из ч. 1 и ч. 4 ст. 129 ТК РФ следует, что заработная плата - это вознаграждение за труд, включающее в себя компенсационные и стимулирующие выплаты, а оклад – фиксированный размер оплаты труда работника, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Частью 1 ст. 133.1 ТК РФ предусмотрено право субъекта РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате установить размер минимальной заработной платы в субъекте РФ.

Во исполнение данного положения, п. 2.21 Постановления Правительства Белгородской области № 258-пп от 12 ноября 2007 года «О трехстороннем соглашении между областным объединением организаций профсоюзов, объединениями работодателей и правительством Белгородской области на 2008-2010 годы», установлен размер минимальной заработной платы работника внебюджетного сектора экономики, отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), на уровне величины прожиточного минимума, утвержденного правительством области для трудоспособного населения.

Доводы истцов о том, что установленный трудовым договором должностной оклад должен быть не ниже величины прожиточного минимума в Белгородской области, суд не может признать обоснованными, поскольку действующими законодательными и нормативными актами предусмотрены такие ограничения для минимальной заработной платы, а не для должностного оклада, являющегося составной частью заработной платы. Трудовой кодекс РФ, Законы РФ, устанавливающие минимальный размер заработной платы, Постановления Правительства Белгородской области, Коллективный договор и Положение об оплате ФИО20 трудовые договора истцов не содержат положения, обязывающего работодателя установить должностной оклад в размере не ниже величины прожиточного минимума. 

Федеральными законами № 54-ФЗ от 20 апреля 2007 года и № 91-ФЗ от 24 июня 2008 года установлены минимальные размеры оплаты труда в РФ, с 1 сентября 2007 года в сумме 2300 рублей, с 1 января 2009 года 4330 рублей.

Постановлениями правительства Белгородской области № 74-пп от 14 апреля 2008 года, № 171-пп от 14 июля 2008 года, № 245-пп от 13 октября 2008 года., № 3-пп от 12 января 2009 года, № 118-пп от 14 апреля 2009 года, и № 234-пп от 6 июля 2009 года была установлена величина прожиточного минимума в Белгородской области, соответственно, в 2008-ом году, в 1-ом квартале: 3827 рублей, во 2-ом квартале 4095 рублей, в 3-м квартале 4083 рубля, в 4-ом квартале 4143 рубля; в 2009-ом году в 1-ом квартале 4398 рублей, во втором квартале 4502 рубля.

Из исследованных в судебном заседании журнала дежурств, табелей учета рабочего времени, отработанного истцами за период с 1 января 2008 года по 30 июня 2009 года, расчетов по начислению и выплате заработной платы, расчетных листов усматривается, что месячная заработная плата истцам, отработавшим норму времени, без учета сверхурочных и праздничных, не всегда выплачивалась в пределах величины прожиточного минимума, утвержденного правительством области.

Так, ФИО21 выработавшему месячную норму рабочего времени, заработная плата в размере меньшем, чем предусмотрено прожиточным минимумом, была выплачена в мае-августе и декабре 2008 года, ФИО22 – в мае, июне, августе-октябре и декабре 2008 года, в мае 2009 года. ФИО23 заработная плата выплачивалась выше прожиточного минимума.

Следовательно, в отношении ФИО24. заработная плата за указанные месяцы подлежит перерасчету, что не отрицают ответчики.  

Кроме того, работодателем не всегда создавались условия, позволяющие истцам выработать норму рабочего времени. Графики сменности в суммированном учете не содержали ежемесячную норму рабочего времени. Это также влияло на уменьшение заработной платы в пределах ниже величины прожиточного уровня.

Данные факты имели место в апреле 2008 года в отношении всех истцов, в июле 2008 года в отношении ФИО25., в сентябре 2008 года в отношении ФИО26., в мае 2009 года в отношении ФИО39

Поскольку, истцы не выработали норму рабочего времени в эти месяцы по вине ответчика, заработная плата истцам должна быть увеличена до величины прожиточного минимума, что признается ответчиками.

Также в судебном заседании установлено, что заработная плата истцов с 1 января 2008 года по 1 марта 2009 года начислялась исходя из должностного оклада в размере 2880 рублей, с 1 марта 2009 года – 4330 рублей.

            За исключением января и февраля 2009 года, оклад был не ниже минимального размера оплаты труда, что соответствует требованиям законодательства и локальных нормативных актов.

            1 января 2009 года минимальный размер оплаты труда был повышен до 4330 рублей, но в течение двух месяцев оклад истцов не повышался, и заработная плата, оплата за сверхурочные и праздничные дни исчислялась исходя из 2880 рублей, что влечет перерасчет оклада, премиальных, сверхурочных, праздничных и иных выплат за указанные месяцы для всех истцов, исходя из требований Положения об оплате труда и Коллективного договора ФИО27 Ответчики согласны произвести перерасчет.

            Статьей 152 ТК РФ и п. 3.1.2. трудового договора за сверхурочные предусмотрена оплата за первые два часа в полуторном размере, в последующие часы в двойном размере. В соответствии с ч. 1 ст. 153 ТК РФ и п. 3.1.3. трудового договора, за работу в праздничные дни предусмотрена оплата в двойном размере.

            Данные положения работодателем соблюдались и оплата за сверхурочные и праздничные дни начислялась правильно, за исключением января и февраля 2009 года, за праздничные дни в двойном размере, за выполнение сверхурочных работ в первые два часа в полуторном, в последующие часы в двойном размере.

Требования истцов о взыскании заработной платы за работу в праздничные дни отдельно от оплаты за отработанное сверхурочное время, суд признает необоснованными.

Пунктом 4 Разъяснения № 13/п-21 «О компенсации за работу в праздничные дни», утвержденным Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 8 августа 1966 года № 465/п-21, предусмотрено, что при подсчете сверхурочных часов работа в праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не должна учитываться, поскольку она уже оплачена в двойном размере.

В соответствии с расчетами о начислении заработной платы (т. 2, л.д. 140-142), ФИО28. за период времени с 1 января 2009 года по 1 июля 2009 года подлежит начислению и выплате разница между начисленной заработной платой и величиной прожиточного минимума в области, а также недоначисленная заработная плата, оплата за сверхурочные и праздничные дни по заниженному окладу, за 2008 год: апрель - 271 рубль, май – 31 рубль, июнь – 90 рублей, июль - 82 рубля, август – 45 рублей, сентябрь - 281 рубль, октябрь - 62 рубля, декабрь – 2 рубля; за 2009 год: январь – 4701 рубль, февраль 3535 рублей, май 1198 рублей, итого 9434 рубля.

            ФИО29. за период времени с 1 января 2009 года по 30 апреля 2009 года, за 2008 год: апрель – 391 рубль, за 2009 год: январь – 5098 рублей, февраль 3666 рублей, итого 9155 рублей.

            ФИО30 за период времени с 1 января 2009 года по 1 июля 2009 года, за 2008 год: апрель – 517 рублей, май – 31 рубль, июнь – 75 рублей, июль - 174 рубля, август – 45 рублей, сентябрь - 104 рубля, октябрь - 55 рублей, декабрь – 27 рублей; за 2009 год: январь – 4973 рубля, февраль - 705 рублей, май - 719 рублей, итого 6397 рублей.

В соответствии с правилами ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.          

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО31 о выплате недоначисленной заработной платы исходя из величины прожиточного минимума, за сверхурочную работу и за работу в праздничные дни признать обоснованным частично.

Обязать ФИО32 произвести выплату недоначисленной заработной платы, оплаты за сверхурочную работу и за работу в праздничные дни в пользу ФИО33 в размере 9434 рубля, в пользу ФИО34 в размере 9155 рублей, в пользу ФИО35 в размере 6397 рублей.

Взыскать с ФИО36 государственную пошлину в доход бюджета Грайворонского муниципального района 849 рублей 58 копеек.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Грайворонский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, то есть с 31 марта 2010 года.

В суд надзорной инстанции решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что было использовано право на его кассационное обжалование.

Судья подпись А. Н. Воскобойник