о признании незаконными бездействия администрации



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Грачёвка 09 августа 2010 года

Грачёвский районный суд Ставропольского края в составе:

судьи Пармона И.В.,

при секретаре Смирновой Н.П.,

с участием заявителя Прокопенко О.В.,

представителя заявителя Аванесовой А.А.,

представителей заинтересованных лиц: администрации Грачевского муниципального района Ставропольского края Багно Н.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокопенко О.В. о признании незаконными бездействия администрации Грачёвского муниципального района Ставропольского края,

У С Т А Н О В И Л:

Прокопенко О.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными бездействия администрации Грачёвского муниципального района Ставропольского края, ссылаясь на то, что она является воспитанницей «Санаторного детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 12» г. Ставрополя, так как решением Грачёвского районного суда Ставропольского края Дата обезличена ее родители были лишены родительских прав. По запросу директора Детского дома № 12, администрация Грачёвского района письмом Дата обезличена сообщила, что она со своими сестрами поставлена на льготную очередь на получение жилья. Это решение было принято на основании действующих на тот момент нормативно-правовых актов: постановления Совета Министров РСФСР от 14.10.1987 года № 401 «О мерах по конкретному улучшению, воспитания, обучения, и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и пунктом 1 п.п. 1.1. постановления главы администрации СК № 167 от 29.05.1992 года «О порядке предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей». После выпуска из детского дома она в период с 1998 года по 2003 годы не имела постоянного места жительства, постоянная регистрация у нее была в детском доме. В 2003 году она получила койко-место в общежитии г. Ставрополя, где и проживает со своим несовершеннолетним сыном по договору социального найма. На ее обращение в администрацию г. Ставрополя в 2004 году о предоставлении комнаты или дополнительного койко-места ей было отказано. Письменных ответов из администрации Грачёвского муниципального района она не получала по настоящее время. На ее устные обращения ей отвечали, что ей уже исполнилось 23 года, поэтому она не имеет право на получение жилья. Так же ей объяснили, что она в любом случае, пропустила все сроки по обращению в суд. 23.01.2010 года она заключила брак с гражданином П.. Ее супруг так же не имеет собственного жилья, что подтверждено соответствующими документами. Ее сестра, А., которая также являлась воспитанницей Санаторного детского дома № 12, и была решением администрации Грачевского района Дата обезличена поставлена на льготную очередь на получение жилья, обратилась в Грачёвский районный суд с заявлением о признании незаконным бездействий администрации Грачёвского муниципального района по постановке ее на учет на получение жилья. Дата обезличена суд удовлетворил заявленные требования А.. Определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда Дата обезличена данное решение было оставлено в силе. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в котором указывалось, что дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Так как она была выявлена на территории Грачёвского района и заместитель главы администрации Грачевского района подтвердил данное право в письме на имя директора Детского дома, то она должна была получить жилье на территории Грачёвского района. В соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края № 7-кз от 16.03.2006 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в государственном образовательном учреждении имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья из расчета 33 квадратных метра на человека исходя из средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю. В соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п, был разработан порядок предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В п. 2 данного порядка указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после окончания государственного образовательного учреждения и не имеющие закрепленного жилого помещения имеют право на получение субсидии. Таким образом, считает, что не предоставление ей постоянного жилья по настоящий момент можно расценивать незаконное бездействие со стороны администрации Грачёвского муниципального района по постановке ее на очередь на получение жилого помещения или на предоставление ей субсидии, что существенно нарушает ее права, так как жилье ей должно было быть предоставлено администрацией Грачёвского района сразу после окончания воспитательного учреждения, как и было указано в официальном документе, полученном на запрос администрацией Детского дома № 12. Ее пребывание в общежитии по настоящий момент нельзя считать реализацией данного права, так как оно является временным жильем. В соответствии с обзором судебной практики Верховного суда РФ, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2006 года социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Следовательно, достижение 23-х летнего возраста для лиц, вставших на учет не является препятствием для получения жилья, кроме этого, она считает себя состоящей на учете на получение жилья в администрации Грачевского муниципального района. Считает, что отсутствие ее в списках на получение жилья в Грачёвском районе существенно нарушает и ее конституционные права, а именно ст. 40 Конституции РФ, гарантирующие ей право на жилище, так как после окончания государственного учреждения, она снимается с полного государственного обеспечения, и ей должно было быть предоставлено жилье. Таким образом, действия Грачёвской районной администрации считает незаконными. Ее родители были лишены родительских прав, когда ее исполнилось 15 лет. В связи с тем, что она была несовершеннолетней, функции по постановке ее на учет в качестве нуждающейся жилого помещения во время ее пребывания в детском доме должны были взять на себя уполномоченные органы. Так как она не была поставлена на учет в администрации г. Ставрополя, она должна была находиться в соответствующей льготной очереди в Грачёвском районе. Легитимность ответа из Грачёвской районной администрации Дата обезличена была подтверждена судом. Таким образом, считает бездействие Грачёвской районной администрации незаконным, так как она должна была быть обеспечена жильем после выпуска из детского дома. В настоящее время она ожидает второго ребенка, ее жилищные условия не улучшены. В соответствии с ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года в редакции от 14.12.1995 года № 197-ФЗ каждый гражданин имеет право обратиться в суд, если нарушены его права и свободы, а так же созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод. В связи с тем, что решение Грачёвского районного суда Дата обезличена по заявлению ее сестры А.. вступило в законную силу Дата обезличена просит считать, что именно с этого времени начал течь срок исковой давности, то есть именно с этого момента она знала или должна была знать о своем нарушенном праве. На основании вышеизложенного и в соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 254-259 ГПК РФ, ст. 57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарущающих права и свободы граждан», Закона Ставропольского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п, «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительства жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», обзором судебной практики и законодательства Верховного суда, утвержденного Постановлением Президиума Верховного суда от 27.09.2006 года. Сама она вопросом о постановки на очередь не занималась, занимался этим юрист из Детского дома З З разъяснял, что жилья нет, но она с сестрами стоят в очереди, после этого она с сестрами была оформлена в училище. На основании изложенного просит суд признать бездействие администрации Грачёвского района по постановке на учет на получение жилья Прокопенко О.В. незаконными; обязать администрацию Грачевского муниципального района восстановить Прокопенко О.В. в списках на льготную очередь по состоянию на 20.02.1996 года; обязать администрацию Грачёвского муниципального района предоставить субсидию на приобретение жилья во внеочередном порядке. Установить срок исполнения решения о признании незаконным бездействий администрации Грачёвского муниципального района Ставропольского края- в течение 2-х месяцев.

В судебном заседании Прокопенко О.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить.

В судебном заседании представитель заявителя Аванесова А.А., требования, заявленные Прокопенко О.В. поддержала суду пояснила, что в соответствии с ФЗ «О принципах организации местного самоуправления» отсутствие правоприемства не соответствует действительности, так как администрация Грачевского муниципального района является правопреемником администрации Грачевского района Ставропольского края. По поводу того, что Прокопенко О.В. необходимо было обратиться в период с 2005 года по март 2010 года в администрацию Грачевского муниципального района, пояснила, что в 2005 году Прокопенко О.В. исполнилось 25 лет и соответственно разницы относительно того, когда она обратилась, после того, как ей исполнилось 23 года, не было. По поводу того, что Прокопенко О.В. необходимо предоставить доказательства того, что у неё в настоящий момент нет жилья, пояснила следующее: суду ими предоставлено письмо из жилищного управления администрации г. Ставрополя, которое подтверждает, что в настоящий момент Прокопенко О.В. не состоит там на учете, так же в деле имеются доказательства того, что Прокопенко предоставлено только койко-место в общежитии, что соответственно является временным жильем, у её супруга есть документы из регистрационной службы, БТИ свидетельствующие о том, что у него также отсутствует жилье. Имеются ответы из уполномоченных органов о том, что у Прокопенко О.В. нет жилья. По поводу пропуска срока исковой давности пояснила, что в соответствии с письмом администрации Грачевского района от 20.02.1996 года она была поставлена на учет на получение жилья в администрации Грачевского района, легитимность данного письма не взывает никакого сомнения, оно было детально исследовано, пришли к выводу о том, что администрация Грачевского муниципального района этим письмо взяла на себя обязательства по обеспечению жильем Прокопенко О.В., на основании действующих на тот момент нормативных актов. До сих пор это жилье ей не предоставлено. В связи с началом судебного процесса о признании бездействий администрации Грачевского района незаконными, заявитель не могла обратиться ранее в суд, так как они должны были получить сведения о вступлении решения Грачевского районного суда Дата обезличена по О.В. ее сестры в силу. И с этого момента следует исчислять соответствующий срок обжалования.

На основании действующих в настоящий момент норм ФЗ №159 «О дополнительных социальных гарантиях детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»,указывает на то, что данная категория граждан должна обеспечиваться жильем сразу после окончания воспитательного учреждения.

Просит суд удовлетворить требования, заявленные Прокопенко О.В. в полном объеме.

Представитель администрации Грачевского муниципального района Ставропольского края Багно Н.П.(по доверенности), поддержала доводы возражений, суду пояснила, что с заявлением Прокопенко О.В. не согласна по следующим основаниям. В заявлении Прокопенко О.В. ссылается на письмо заместителя главы администрации Грачевского района от 20.02.1996 года Номер обезличен как на основание постановки ее в очередь на получение жилья. В соответствии с Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим в тот период времени, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов. В документах архивного фонда Грачевского муниципального района отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие постановку Прокопенко О.В. (Артемову) в льготную очередь на получение жилья. Кроме того, согласно постановлению главы администрации Ставропольского края от 02.08.1996 года № 480 администрация Грачевского района Ставропольского края упразднена и создана Грачевская районная государственная администрация Ставропольского края. Грачевская районная государственная администрация Ставропольского края ликвидирована 18.04.2005 года согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии Номер обезличен. в соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Администрация Грачевского муниципального района Ставропольского края, к которой предъявлен иск, образована 30.12.2004 года, согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица серии Номер обезличен и не может отвечать за действия существовавшего ранее юридического лица. В период с 2005 года по март 2010 года Прокопенко О.В. (Артемова) не обращалась с заявлением в администрацию Грачевского муниципального района о включении ее в списки на получение жилья либо выдаче субсидии как ребенку сироте. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - дети в возрасте от 18 до 23 лет, обеспечиваются вне очереди жилой площадью. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по месту жительства или по месту временного пребывания. Из представленных Прокопенко О.В. в суд документов следует, что Прокопенко О.В. состоит на учете в городе Ставрополе, так как с 2003 года проживает и прописана в общежитии муниципального жилищного фонда города Ставрополя, следовательно, за реализацией своего права на обеспечение жилым помещением Прокопенко О.В., до достижения возраста 23 года, обращалась в администрацию города Ставрополя. В администрацию Грачевского муниципального района Ставропольского края Прокопенко О.В. обратилась только в марте 2010 года. В соответствии с законом Ставропольского края от 31.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Грачевский муниципальный район с 2007 года наделен полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края «О дополнительных гарантях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье. Вопросами постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2005 года занимаются органы местного самоуправления поселений (п. 6 ст. 14 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 14,52 Жилищного кодекса РФ). Таким образом, требование заявителя о восстановлении в льготной очереди по состоянию на 20.02.1996 года не является обоснованным и не может быть выполнено администрацией в силу требований действующего законодательства. Кроме того заявляет о применении исковой давности к требованиям Прокопенко О.В. В соответствии со статьей 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет обеспечиваются вне очереди жилой площадью. Прокопенко О.В. в период с 1998 года по 2003 год (в возрасте от 18 до 23 лет), а также после достижения возраста 23 года ни в орган опеки Грачевского района ни в администрацию Грачевского муниципального района Ставропольского края по вопросу обеспечения ее вне очереди жилой площадью не обращалась. За реализацией своего права на обеспечение жилым помещением Прокопенко О.В. обратилась в администрацию города Ставрополя в 2003 году и была обеспечена временным жильем (договор найма жилого помещения Дата обезличена, ордер на жилую площадь Дата обезличена Номер обезличен). Впоследствии действий по приобретению жилья в соответствии с вышеуказанным законом, как следует из заявления, Прокопенко О.В. не совершала. В администрацию Грачевского муниципального района Ставропольского края Прокопенко О.В. обратилась лишь 06.03.2010 года, по истечению 9 лет с момента достижения возраста 23 года. Просит суд Прокопенко О.В. в заявленных требованиях отказать.

Представитель ГОУ «Санаторный детский дом № 12», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела, не явился, просил рассмотреть гражданское дело в их отсутствие. В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя ГОУ «Санаторный детский дом № 12».

Представитель органа опеки и попечительства отдела образования администрации Грачевского муниципального района Ставропольского края в судебное заседание не явился. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав заявителя, его представителя, заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Из копии паспорта, реквизиты паспорта обезличены на имя Прокопенко О.В., Дата обезличена рождения, следует, что она зарегистрирована по ... с 14.05.1999 года. л.д. 10-11).

Согласно копии свидетельства о заключении брака Номер обезличен от Дата обезличена, брак заключен между П. и Артемовой О.В., после заключения брака ей присвоена фамилия Прокопенко. л.д. 12).

Согласно копии письма заместителя главы администрации Грачевского района Ш. Номер обезличен Дата обезличена на имя Б., у Артемовых О., Д., М. родители лишены родительских прав, отец находится в местах лишения свободы у матери нет собственного жилья: поставлены на льготную очередь. л.д. 13).

Согласно решению Грачевского районного суда Ставропольского края Дата обезличена, решено лишить В. и Т. родительских прав в отношении их детей: М. Д. Артемовой О.. л.д. 14).

Согласно ордера на жилую площадь в общежитии Номер обезличен, он выдан Артемовой О.В., которая временно не работает, на право занятия комнаты в общежитии по ... ордер выдан на основании решения комиссии по рассмотрению заявлений на предоставление комнат в муниципальных общежитиях сроком на Дата обезличена л.д. 15).

Согласно копии справки Номер обезличен от Дата обезличена ГУП СК «Крайтехинвентаризация», Прокопенко О.В. в картотеке собственников г. Ставрополя не зарегистрирована. л.д. 16).

Согласно сообщения об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Номер обезличен от Дата обезличена, на основании запроса, поступившего на рассмотрение Дата обезличена, сообщают, что в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» принято решение об отказе в выдаче запрошенной информации. Содержание запроса: о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества: П.. Причина отказа: запрашиваемая информация не может быть предоставлена, поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права указанного в запросе лица не зарегистрированы. л.д. 17).

Согласно договора найма жилого помещения (койко-место) в муниципальном общежитии Дата обезличена, МУП, с одной стороны и Артемова О.В. заключили настоящий договор о том что МУП предоставляет Артемовой О.В. во временное пользование 1 койко-место в муниципальном общежитии по .... л.д. 18).

Согласно копии выписки из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации города Ставрополя от Дата обезличена Номер обезличен, Артемовой О.В. состоящей на учете в предоставлении комнат и койко-мест в муниципальных общежитиях, отказано по причине отсутствия свободных жилых помещений. л.д. 20).

Согласно копии кассационного определения судебной коллеги по гражданским делам Ставропольского краевого суда Дата обезличена, решение Грачевского районного суда Ставропольского края Дата обезличена, которым требования А. удовлетворены в части, а именно: признано незаконным бездействие администрации Грачевского муниципального района по постановке А. на учет на получение жилья во внеочередном порядке, на администрацию Грачевского муниципального района возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение права на жилье А. в льготную очередь по состоянию на 20.02.1996 года, в удовлетворении требований А. в части возложить обязанность на администрацию Грачевского муниципального района предоставить субсидию А. на приобретение жилья во внеочередном порядке из расчета 33 квадратных метра на человека исходя из рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю отказать, оставлено без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения. л.д. 21-27).

Согласно выписке из протокола Номер обезличен, администрации г. Ставрополя комиссии по учету граждан, нуждающихся в муниципальных общежитиях, и распределению в них жилой площади, Артемова О.В. должна предоставить документы по сестре, принять на учет, включить в список для внеочередного выделения жилой площади. л.д. 28).

Согласно копии справки Номер обезличен Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, ФГУП «Крайтехинвентаризация Федеральное БТИ» филиала по Кабардино-Балкарской республике, за П., по данным архива по состоянию на 2010 год домовладение не числится. л.д. 31).

Согласно положению об администрации Грачевского муниципального района Ставропольского края, оно утверждено решением совета Грачевского муниципального района Ставропольского края от 17 апреля 2007 года № 152-I. л.д. 39-43).

Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица серия Номер обезличен, подтверждается, что в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица - Администрация Грачевского муниципального район Ставропольского края от 30 декабря 2004 года. л.д. 45).

Согласно копии заявления Прокопенко О.В. в адрес администрации Грачёвского муниципального района Ставропольского края от 06.03.2010 года, она - Прокопенко О.В. (Артемова) является выпускницей детского дома. Письмом администрации Грачевского района от 20.02.1996 года на запрос директора санаторного детского дома № 12 Б. года она была уведомлена о постановке ее на льготную очередь на получение жилья. До настоящего момента никаких сообщений о продвижении ее очереди она не получала. Просит разъяснить сложившуюся ситуацию. л.д. 47).

Согласно справки Номер обезличен администрации Грачёвского муниципального района Ставропольского края, по данным Программы учета писем и обращений граждан, в том числе устных обращений граждан, Гражданка Прокопенко (Артемова) О.В. в администрацию Грачевского муниципального района Ставропольского края не обращалась. л.д. 59).

Согласно письму начальника архивного отдела администрации Грачёвского муниципального района, в документах архивного фонда Грачевской районной государственной администрации, а именно в постановлениях и распоряжениях главы администрации за 1995-2004 годы отсутствуют сведения о постановке на учет Артемовой О.В. как нуждающейся в улучшении жилищных условий. л.д. 60).

Согласно письму начальника жилищного управления администрации города Ставрополя Номер обезличен администрацией города Ставрополя рассмотрено обращение Прокопенко О.В. по жилищному вопросу. В соответствии с пунктом 11 постановления Совета министров РСФСР от 11.08.1988 № 328 «Об утверждении примерного положения об общежитиях», а также на основании постановления главы города Ставрополя от 08.09.1998 № 3163 «О совершенствовании работы по учету граждан и предоставлении им жилых помещений в муниципальных общежитиях города Ставрополя» были утверждены правила учета граждан, нуждающихся в предоставлении комнат, койко-мест в общежитиях (далее Правила). Пунктом 3 Правил было предусмотрено, что учет нуждающихся граждан в общежитиях осуществляет МУП «Бюро по обмену жилых помещений». Прокопенко О.В. состояла на учете граждан, нуждающихся в муниципальных общежитиях, но в связи с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления главы города Ставрополя № 3163 от 08.09.1998 и № 1282 от 26.02.2002 утратили силу, ведение соответствующий очереди граждан, нуждающихся в муниципальных общежитиях не предусмотрено. На учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя Прокопенко О.В. не состоит л.д.77-78).

Из ответа о рассмотрении обращения, данного Министерством образования Ставропольского края Номер обезличен следует, что перечень документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся, утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 05.09.2006 года №126-п «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае». В случае если заявитель не предоставляет необходимые документы, или пакет документов не полный, заявление к рассмотрению не принимается. По информации отдела образования администрации Грачёвского муниципального района на регистрационном учете на обеспечении жильем Прокопенко О.В. не состоит в связи с тем, что после выпуска из государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в администрацию данного района не обращалась, заявление не писала, документов не предоставляла. Вместе с тем жилищные права Прокопенко О.В., предусмотренные ст. 8 Федеральным законом от 21.12.1996 год №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» нарушены.

В соответствии со ст. ст. 12, 38 и 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в совокупности ст. ст. 55 и 57 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.

Согласно ч. 2 ст. 246 и ст. 249 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, а обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на лиц, которые приняли оспариваемые действия (бездействия).

В силу ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на: содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов; причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Судом не могут быть приняты доводы заинтересованного лица администрации Грачёвского муниципального района бездействия, которого обжалуются в части касающейся того, что они не являются правопреемником ни администрации Грачёвского района, ни Грачевской районной государственной администрации, поскольку в соответствии с Постановлением Губернатора Ставропольского края от 02.08.2004 года № 437 «Об упразднении территориальных, районных государственных администраций Ставропольского края» Грачёвская районная государственная администрация ликвидирована. Согласно ст. 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Администрация Грачёвского муниципального района Ставропольского края, как следует из представленного положения, является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции.

Администрация муниципального района Ставропольского края наделена аналогичными исполнительно-распорядительными функциями, что и ранее существовавшие администрация Грачёвского района, и Грачёвская районная государственная администрация. Кроме того администрации Грачёвского муниципального района Ставропольского края перешло имущество, которым ранее владели администрация Грачёвского района, и Грачёвская районная государственная администрация, данные факты явно свидетельствуют о фактическом правопреемстве.

В судебном заседании установлено, что родители Артемовой О.В. (Прокопенко) лишены родительских прав на сновании решения Грачёвского районного суда Дата обезличена, заявитель являлась воспитанницей «Санаторного детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №12» г. Ставрополя.

В собственности недвижимое имущество Прокопенко О.В. не имеет, что подтверждено сообщением об отказе в предоставлении запрашиваемой информации выданным Дата обезличена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю л.д. 17) и справкой Дата обезличена ГУП СК «Крайтехинветаризация» л.д. 16).

Также собственного жилья не имеет и муж Прокопенко О.В. - Прокопенко В.А. л.д. 30).

Указанные обстоятельства, связанные с отсутствие жилья у заявительницы и членов ее семьи не оспариваются сторонами в судебном заседании.

На основании договора найма жилого помещения (койко-место) в муниципальном общежитии Дата обезличена МУП предоставил Артемовой О.В. во временное пользование 1 койко-место в муниципальном общежитии ... л.д. 18).

На момент вступления в законную силу решения Грачёвского районного суда о лишении родительских прав родителей Артемовой О.В. (Прокопенко) действовало постановление главы администрации Ставропольского края № 167 от 29.05.1992 года, «О порядке предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» и «Жилищный кодекс РСФСР» утвержденный Верховным советом РСФСР 24.06.1983 года в редакции от 06.07.1991 года.

Согласно пунктам 1 и 1.1. постановления главы администрации Ставропольского края № 167 от 29.05.1992 года, «О порядке предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей». В целях охраны жилищных прав несовершеннолетних, лишенных родительского попечения, и на основании постановления Совета Министров РСФСР от 14 октября 1987 года № 401 «О мерах по конкретному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» постановлено: главам администраций районов и городов края: сохранять право за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на получение жилья в трех регионах края, из которых она направлены, по достижению совершеннолетия.

В соответствии с п. 2 ст. 37 действовавшего на тот момент «Жилищного кодекса РСФСР» - вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение.

В соответствии с п. 3 ст. 60 действовавшего на тот момент «Жилищного кодекса РСФСР» - дети, помещенные на воспитание в государственное детское учреждение и возвратившиеся из них обеспечиваются жилой площадью исполнительным комитетом совета народных депутатов.

В судебном заседании исследовано письмо за подписью заместителя главы Администрации Грачёвского района Ш. исходящий Номер обезличен направленное на имя директора образовательного учреждения «Санаторный детский дом № 12», из которого следует, что Артемова О.В. поставлена на льготную очередь, так как у её родителей не имелось жилья. Сведения, изложенные в данном письме сторонами не оспорены

Суд не может принять доводы заинтересованного лица администрации Грачёвского муниципального района Ставропольского края в части касающейся, того, что Артемова О.В. не была поставлена на учет, поскольку отсутствует решение исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а письмо не является правовым актом и не может порождать правовых последствий для граждан.

Как установлено в судебном заседании Прокопенко (Артемова) О.В. осталась без попечения родителей и за ней не осталось закрепленного жилья.

В 1996 году Прокопенко (Артемовой) О.В. исполнилось 16 лет, то есть она являлась несовершеннолетней и в силу своего возраста не могла предпринимать какие либо действия по защите своих прав на жильё.

Данными вопросами должен был ведать орган опеки и попечительства по месту выявления ребенка, родители которого впоследствии были лишены родительских прав.

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 года № 335 «О порядке учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР действовавшем на 1992 год (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.01.1992 N 34, от 23.07.1993 N 726, от 28.02.1996 N 199, с изм., внесенными определениями Верховного Суда РФ от 16.04.2002 N КАС 02-176, от 31.10.2002 N КАС 02-589, от 18.09.2003 N КАС 03-413) пункт 15 «учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений».

Согласно пункту 22 жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, включаются в отдельные списки на предоставление жилой площади. Порядок предоставления жилых помещений указанным категориям граждан определяется в правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений.

Согласно пункту 25 вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям;

Из этого следует, что действовавшими на момент законодательными нормами были предусмотрены порядок и условия постановки на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе и лиц оставшихся без попечения родителей, обязанность по обеспечению жильем была возложена на администрации соответствующих районов и городов.

Таким образом, суд считает, что администрацией Грачёвского муниципального района Ставропольского края и органом опеки и попечительства отдела образования администрации Грачёвского муниципального района Ставропольского края не представлено в суд доказательств законности оспариваемых бездействий органов местного самоуправления, по не постановке Прокопенко (Аретемовой) О.В. в очередь нуждающихся в улучшении жилья.

Доводы заинтересованного лица администрации Грачёвского муниципального района Ставропольского в той части, что Прокопенко (Аретемова) О.В. не могла быть поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как не имела постоянной прописки в Грачёвском районе не могут быть приняты судом.

В силу ст. 3 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) - регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Данное положение подтверждено и Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 4 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московский области, Ставропольского края, Воронежской области, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы.

Кроме того Определением Верховного суда Российской Федерации от 16 апреля 2002 г. N КАС 02-176 признано не соответствующим федеральному закону и не подлежащим применению абзац 1 в части слов "с регистрацией по месту жительства" пункта 8 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 (в редакции Постановления Правительства РФ от 28.02.96 N 199).

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Суд не может принять во внимание требования представителя администрации Грачёвского муниципального района Ставропольского края Багно Н.П., о применении исковой давности либо пропуска срока обжалования действий органа местного самоуправления к требованиям Прокопенко О.В, поскольку из письма администрации Грачёвского района Номер обезличен от 20.02.1996 года следует, что сестры Артемовы (в том числе О.) поставлены на льготную очередь для получения жилья л.д. 13). Согласно свидетельству о заключении брака Номер обезличен Артемовой О.В. после заключения брака с П.. присвоена фамилия Прокопенко л.д. 12).

В соответствии с Гражданским кодексом РФ над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет устанавливается попечительство (п. 1 ст. 33), которое прекращается без особого решения, в частности по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет (п. 3 ст. 40).

В силу п.4 ст. 155.1. Семейного кодекса РФ по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.

Учитывая, что орган местного самоуправления сообщил администрации детского дома, т.е. органу, осуществлявшему в тот период времени защиту интересов несовершеннолетней Артемовой О.В. (в настоящее время Прокопенко О.В.), что она поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях до достижения ею 18-летнего возраста, вывод представителя администрации Грачёвского муниципального района Ставропольского края Багно Н.П. о необходимости ее личного обращения по вопросу постановки на учет в льготную очередь на получение жилья в Грачёвском районе с 1998 года - по достижении ею совершеннолетия, является необоснованным, так как действующее законодательство не требует повторного обращения в орган местного самоуправления по данному вопросу.

Срок обжалования следует исчислять с момента, когда заявитель узнал о нарушении своего права, которым является дата - 06.02.2010 года, когда Прокопенко О.В. обратилась в администрацию Грачевского муниципального района. При этом доводы о том, она ранее не обращалась по вопросу обеспечения ее жилой площадью являются несостоятельными, поскольку такая обязанность на нее законом не возложена. Право на обеспечение жильем является обязанностью государства, которое соответственно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. Кроме того, заявитель не имеет юридического образования, необходимого опыта.

Таким образом, требования Прокопенко О.В. о восстановлении в списках на льготную очередь по состоянию на 20.02.1996 года подлежат удовлетворению, поскольку судом достоверно установлено, что Артемова О.В. (Прокопенко) имела право на получение жилья по окончании пребывания в государственном детском учреждении, до настоящего времени жильем она и члены ее семьи не обеспечены.

Согласно ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Прокопенко О.В. имеет право на постановку в льготную очередь с 20.02.1996 года, поэтому нарушенное право Прокопенко О.В. подлежит восстановлению.

Однако выбор формы либо способа устранения допущенных нарушений суд оставляет за администрацией муниципального образования Грачёвского сельсовета Грачёвского района Ставропольского края.

В соответствии с пунктом № 3 «Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. N 60-п - субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (далее - органы местного самоуправления) однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году.

Таким образом, администрация Грачёвского муниципального района Ставропольского края является лишь распорядителем средств для выделения их в качестве субсидий, формирует необходимые списки нуждающихся лиц, не обладая полномочиями по предоставлению таких субсидий.

Следовательно, в удовлетворении исковых требований Прокопенко (Аретемовой)О.В. в части касающейся обязать администрацию Грачёвского муниципального образования предоставить субсидию Прокопенко (Артемовой) О.В. на приобретение жилья во внеочередном порядке суд считает необходимым отказать.

В соответствии с ч.3 ст.258 ГПК РФ « в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса».

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ «в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено».

Суд считает, что требования Прокопенко О.В. о восстановлении нарушенного права в течение двухмесячного срока являются обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 254-258, 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Прокопенко О.В. о признании незаконными бездействий администрации Грачёвского муниципального района - удовлетворить в части.

Признать незаконным бездействие администрации Грачёвского муниципального района по постановке Прокопенко О.В. на учет на получение жилья во внеочередном порядке.

Обязать администрацию Грачёвского муниципального района устранить в полном объеме допущенное нарушение права на жилье Прокопенко О.В. - поставить Прокопенко О.В. в льготную очередь по состоянию на 20.02.1996 года в течение двух месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.

В удовлетворении требований Прокопенко О.В. в части обязать администрацию Грачёвского муниципального района предоставить субсидию Прокопенко О.В. на приобретение жилья во внеочередном порядке - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней.

Судья: И.В. Пармон