Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Грачёвка 19 июня 2012 года Грачёвский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Щербинина И.А., при секретаре Гордеевой И.Н., с участием истца Чепурова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чепурова Е.В. к администрации муниципального образования Грачёвского сельского совета Грачёвского района Ставропольского края об оспаривании действий органа местного самоуправления У С Т А Н О В И Л: Чепуров Е.В. обратился в Грачёвский районный суд Ставропольского края с исковым заявлением к администрации муниципального образования Грачёвского сельского совета Грачёвского района Ставропольского края об оспаривании действий органа местного самоуправления, ссылаясь на то, что 22 июля 1997 года он обратился к главе Грачевской районной администрации с заявлением о постановке на учет для получения жилой площади, в связи отсутствием своей жилой площади. 19 сентября 1997 года постановлением главы Грачевской районной администрации Ставропольского края он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. 15 июля 1999 года Постановлением главы администрации Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края ему был выделен земельный участок для строительства жилого дома. Земельный участок ему был предоставлен в собственность, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю №5095 от 15.07.1999 года. В мае 2012 года при обращении в администрацию с целью получения информации о возможности получения жилой площади в ближайшее время его уведомили о том, что в 2011 году он снят с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с предоставлением земельного участка для строительства жилого дома, однако о принятии такого решения ранее его не уведомили. Считает решение незаконным и нарушающим его права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. ст. 13, 16, 23.2 Закона «О ветеранах», Жилищного Кодекса РФ и Законом Ставропольского края от 2 июня 2010 года № 39-кз. Так, действовавшая до 1 января 2005 года редакция ст. 22 Закона РФ от 24 декабря 1992 года № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" предоставляла гражданам право на приобретение в установленном порядке земельных участков для жилищного строительства, независимо от наличия у них другого жилого помещения, в том числе в других населенных пунктах, а тем более, независимо от их учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Без ссылок на какие-либо льготы, в общем порядке и в соответствии с действующим законодательством, постановлением от 15.07.1999 года № 94 под строительство жилого дома ему выделен в собственность земельный участок площадью 0,15 га по адресу: <адрес>. Снятие с жилищного учета граждан-ветеранов боевых действий, в случае, предоставления земельного участка для строительства жилого дома ст. 32 и иными нормами Жилищного Кодекса РСФСР 1983 года, действовавшими до 01 марта 2005 года не предусматривалось. Данное основание снятия с жилищного учета установлено п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного Кодекса РФ, следовательно, до 1 марта 2005 года, препятствий для нахождения гражданина на жилищном учете в случае предоставления ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства не имелось. Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 6 Жилищного Кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие, то есть после 1 марта 2005 года. Таким образом, к правоотношениям, возникшим до этой даты, нормы Жилищного Кодекса РФ не применяются. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в прямо предусмотренных этим актом случаях. В Жилищном Кодексе такой нормы нет. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального Закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений названной части. Ему земельный участок в собственность предоставлен в 1999 году, следовательно, положения п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного Кодекса РФ к нему не применимо. Иное толкование противоречит Конституции Российской Федерации и позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в его судебных актах от 4 декабря 2007 года № 965-О-П, 15 мая 2006 года № 5-П, и от 1 декабря 2009 года № 1549-О-П. Кроме того, в силу абз. 1, 2 ст. 18 Закона Ставропольского края от 1 августа 2003 года N 28-кз "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае" (в редакции действовавшей до принятия Закона Ставропольского края от 12.04.2010 № 21- ФЗ) земли на территории Ставропольского края предоставляются бесплатно в собственность гражданам и юридическим лицам на основании федеральных законов, а также в установленных настоящим Законом случаях предоставления земельных участков: индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства - военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях. Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 1005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Статьей 32 Жилищного Кодекса РСФСР (утвержденного Верховным судом РСФСР 24.06.1983), который утратил свою силу с принятием Жилищного кодекса РФ, было предусмотрено, что право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете. Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были принятына учет, об этом граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме. Таким образом, снятие с жилищного учета граждан в случае предоставления земельного участка для строительства жилого дома действовавшим до 1 марта 2005 года Жилищным кодексом РСФСР не предусматривалось. Данное основание снятия с жилищного учета было установлено п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного Кодекса РФ, и, следовательно, до 1 марта 2005 года препятствий для нахождения гражданина на жилищном учете в случае предоставления ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства не имелось. Статьей ст. 55 ЖК РФ предусмотрено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых с помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома. Согласно ч. 2 данной нормы Закона решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Вместе с этим ч.ч. 1 и 2 ст. 6 ЖК РФ установлено, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. Однако в Жилищном кодексе РФ нормы, которая устанавливала бы возможность применения этого Кодекса к правоотношениям, возникшим до введения его в действие, не содержится. Таким образом, исходя из системного толкования норм Жилищного кодекса РФ, следует, что граждане, принятые на жилищный учет в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР, могут быть сняты с такого учета по указанным выше основаниям только в случае, если данные основания возникли после 1 марта 2005 года. Иное толкование противоречило бы ст. ст. 19 и 55 Конституции Российской Федерации равенстве перед законом и о запрете издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина и основанной на этом позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в его Определениях от 4 декабря 2007 года № 965-О-Пи15 мая 2006 года № 5-П, согласно которым изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления. Более того, в ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете ими жилых получений. Указанные граждане жилых помещений снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного Кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищном Кодексе РФ, с учетом положений названной части. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 01.12.2009 года N 1549-O-II "По жалобе гражданина Скороходова Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" указал, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые формы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу. При этом установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции Российской Сидерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод. Таким образом, снятие его, имеющего земельный участок для индивидуального жилищного строительства, с жилищного учета не может считаться законным и обоснованным, так как при таких обстоятельствах обеспечение истца жильем не гарантировано. На основании изложенного, просит суд признать незаконным пункт 2 постановления администрации муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края №84 от 25 марта 2011 года о снятии его Чепурова Е.В. с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений на основании п.п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Обязать администрацию муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края устранить допущенные нарушения и восстановить его Чепурова Е.В. на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в едином общем списке лиц и в списке лиц, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края, за порядковыми номерами на момент снятия с учета. В судебном заседании истец Чепуров Е.В. поддержал заявленные требования, просил суд удовлетворить их в полном объёме. В судебное заседание представитель ответчика администрации муниципального образования Грачёвского сельского совета Грачёвского района Ставропольского края не явился. О месте и времени проведения судебного заседания был извещен надлежащим образом. Согласно поступившему письму главы администрации просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, против заявленных требований не возражают, оставляют решение по иску Чепурова Е.В. на усмотрение суда. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта незаконным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, недействительными, являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными актами, решениями и действиями (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями. В судебном заседании установлено, что 19.09.1997 года Чепуров Е.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. 15.07.1999 года постановлением главы Грачёвской районной администрации Ставропольского края Чепурову Е.В. был выделен земельный участок для строительства жилого дома. 25.03.2011 году постановлением главы администрации муниципального образования Грачёвского сельского совета Грачёвского района Ставропольского края истец был снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании ст. 53 Жилищного Кодекса РФ, в связи с наличием у него земельного участка, выделенного под строительства жилья. Однако с законностью и обоснованностью данного вывода органа местного самоуправления в лице администрации муниципального образования Грачёвского сельского совета Грачёвского района Ставропольского края согласиться нельзя, так как при снятии с учёта органом местного самоуправления неправильно истолковано действующее законодательство, регулирующее возникшие правоотношения. Так, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, введенного в действие с 01.03.2005 года, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома. Действовавшая до 1 января 2005 года редакция ст. 22 Закона РФ от 24 декабря 1992 года № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" предоставляла гражданам право на приобретение в установленном порядке земельных участков для жилищного строительства, независимо от наличия у них другого жилого помещения, в том числе в других населенных пунктах, а тем более, независимо от их учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений. В силу ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" граждане, принятые на учет до 01.03.2005, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также если отпали основания, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право получить жилье по договору социального найма. Из материалов дела также следует, что жилищные условия Чепурова Е.В. как до поставки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в 1997 году, так и на сегодняшний день не изменились. За это время жилым помещением по договору социального найма он обеспечен не был. Каких-либо других доказательств, подтверждающих наличие оснований для снятия истца с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, суду не представлено. При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования в полном объёме. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Чепурова Е.В. к администрации муниципального образования Грачёвского сельского совета Грачёвского района Ставропольского края об оспаривании действий органа местного самоуправления - удовлетворить. Признать незаконным пункт 2 постановления администрации муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края №84 от 25 марта 2011 года о снятии Чепурова Е.В. с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений на основании п.п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Обязать администрацию муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края восстановить Чепурова Е.В. на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в едином общем списке лиц и в списке лиц, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края, за порядковыми номерами на момент снятия с учета. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца. Судья: И.А. Щербинин На момент публикации решение суда не вступило в законную силу