Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Грачёвка 28 февраля 2011 года
Судья Грачёвского районного суда Ставропольского края Щербинин И.А.,
с участием: старшего помощника прокурора Грачёвского района Сагандыкова С.С., Одинцова Л.К., представителя администрации муниципального образования Грачёвского сельского совета Грачёвского района Ставропольского края Черненко Ю.С., при секретаре Гордеевой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Грачёвского района Ставропольского края в интересах Одинцова Л.К., об оспаривании действий органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Грачёвского района Ставропольского края действующий в интересах Одинцова Л.К. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления.
В судебном заседании старший помощник прокурора Грачёвского района Сагандыкова С.С., заявленные требования поддержал, суду пояснил, что прокуратурой Грачёвского района в январе-феврале 2011 года проведена проверка по заявлению ветерана Великой Отечественной войны, инвалида 2 группы, Одинцова Л.К., дата обезличена о проверке законности действий муниципального образования администрации Грачёвского сельсовета Грачёвского района Ставропольского края, связанного с отказом в постановке заявителя на учёт, как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Проверкой установлено, что 15 июля 2010 года Одинцов Л.К. с письменным заявлением обращался к главе муниципального образования администрации Грачёвского сельсовета об обеспечении его благоустроенным жильём, поскольку собственного жилья он не имеет, проживает у своего внука ш.с, является участником Великой Отечественной войны и инвалидом 2 группы. В соответствии с ответом муниципального образования администрации Грачёвского сельсовета ему разъяснено, что: «для получения субсидии на приобретение жилого помещения в установленном Законом порядке, как участнику Великой Отечественной войны, не истек срок, предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем в постановке на учет было отказано. Данный отказ не основан на законе, противоречит действующему законодательству, поскольку правам гражданина, созданы препятствия к их осуществлению, в связи с чем, действия органа местного самоуправления являются незаконными. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 5 - ФЗ «О ветеранах» от 16.12.1994 года (далее Федеральный закон), ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий, лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. К ветеранам Великой Отечественной войны относятся, в частности, участники Великой Отечественной войны. В соответствии с п. 2 и 3 статьи 8 Федерального закона, государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей, выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в Федеральном законе. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 статьи 15 Федерального закона, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 ст. 23.2 Федерального закона мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона, объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 3.1. ч. 3 ст. 23.2. Федерального закона по письменным заявлениям лиц, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 18 января 2010 года № 809-СК/07 быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан. К ним относятся, в частности иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан. Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». В данном случае необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует. В соответствии с порядком предоставления субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» субсидии предоставляются гражданам на приобретение или строительство (участие в долевом строительстве) жилья, которое подлежит оформлению в их собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Субсидии предоставляются гражданам, указанным в статье 23.2 Федерального закона «О ветеранах» и в статье 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Размер общей площади жилья для расчета субсидии на основании федеральных законов составляет 36 квадратных метра, в частности для инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Фактически ветеран Одинцов Л.К., дата обезличена проживает по адресу: адрес обезличен в домовладении, принадлежащем на праве личной собственности его внуку ш.с., и занимает его временно. Своего жилья, ветеран не имеет. До января 2009 года он проживал в адрес обезличен. Однако, в связи с непригодностью жилого помещения для проживания, а также неудовлетворительного состояния здоровья, он переехал к внуку ш.с., для проживания. Поскольку ему было необходимо получать пенсию, пакет социальных льгот, а также необходимостью беспрепятственного получения медицинской помощи в лечебных учреждениях, он попросил своего внука разрешение на регистрацию в его доме. Одинцов Л.К. фактически не является членом семьи своего внука, временно проживает в не принадлежащем ему жилом помещении. Основанием для обращения в Грачёвский районный суд прокурора с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов Одинцова Л.К. обусловлен тем, что последнему 81 год, он является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы, юридического образования не имеет, в связи с чем, не имеет возможности самостоятельно защитить свои права и законные интересы в суде. На основании вышеизложенного просит суд признать действия администрации муниципального образования Грачёвского сельсовета Грачёвского района Ставропольского края в отказе в постановке Одинцова JI.K., дата обезличена на учёт как нуждающегося в улучшении жилищно-бытовых условий, незаконными. Обязать администрацию муниципального образования Грачёвского сельсовета Грачёвского района Ставропольского края осуществить постановку Одинцова Л.К., дата обезличена на учёт как нуждающегося в улучшении жилищно-бытовых условий.
В судебное заседание заявитель Одинцов Л.К. заявленные требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме. Также суду пояснил, что он является участником Великой Отечественной войны и инвалидом 2 группы, ранее проживал по адресу: адрес обезличен. По данному адресу он проживал в 1/2 части жилого дома вместе со своей женой О с 1957 года. Так как он является инвалидом 2 группы, супруга постоянно ухаживала за ним. В январе 2009 года супруга заболела, и их дочь ш.н., забрала их в адрес обезличен, где О положили в больницу, а он стал проживать у внука ш.с по адресу: адрес обезличен. 12.03.2009 года О умерла. Он по состоянию здоровья не смог вернуться на прежнее место жительства, так как г. Новошахтинск, состоит из поселков шахтеров, он жил на шахте им. Кирова, шахта не работает, поселок не газифицирован, дом имел трещины и был скреплен рельсами, канализации и горячей воды не было, приготовление пищи, отопление дома производилось с помощью угля. С января 2009 года по март 2010 года за домом в г. Новошахтинске, смотрели соседи, которые и сообщили, что дом хотят купить, так как он пустовал. Весь этот период он проживал в с. Грачевка, вел отдельно хозяйство от семьи Ш, то есть дочери и внука, средством для существования была пенсия. В конце марта 2010 года он вместе с дочерью ш.н поехал в г. Новашахтинск и продал принадлежащую ему 1/2 долю в праве на жилой дом. Так как ему необходимо было получать пенсию, пакет социальных льгот, а также медицинскую помощь в лечебных учреждениях, он попросил своего внука разрешение на регистрацию в его доме по адресу: адрес обезличен, где и проживает по настоящее время, вместе со своей дочерью ш.н., зятем ш.а., внуком ш.с и женой последнего ш.о 15.07.2010 года он обратился к главе муниципального образования администрации Грачёвского сельсовета Грачёвского района Ставропольского края об обеспечении его благоустроенным жильём, поскольку собственного жилья он не имеет. 23.07.2010 года его известили об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, так как не истек предусмотренный статьёй 53 Жилищного кодекса РФ срок.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования Грачёвского сельского совета Грачёвского района Ставропольского края Черненко Ю.С. (доверенность) возражала против заявленных требований, суду пояснила, что Одинцову Л.К. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, так как не истек предусмотренный статьёй 53 Жилищного кодекса РФ срок.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 12, 38 и 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ч. 2 ст. 246 и ст. 249 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, а обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на лиц, которые приняли оспариваемые действия (бездействия).
Согласно извещения администрации муниципального образования Грачевского сельсовета номер обезличен от дата обезличена следует, что Одинцову Л.К. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса РФ срок.
Согласно копии удостоверения данные обезличены следует, что Одинцов Л.К. является участником Великой Отечественной войны. Удостоверение бессрочно, и действительно на всей территории СССР.
Согласно копии справки данные обезличены следует, что Одинцову Л.К., дата обезличена, установлена инвалидность, второй группы бессрочно.
Из копии свидетельства о смерти данные обезличены следует, что О. умерла дата обезличена в с. Грачевка.
Из копии свидетельства о государственной регистрации права данные обезличены следует, что на основании договора дарения от дата обезличена Одинцову Л.К. принадлежит на праве общей долевой собственности 1/2 доля в праве на жилой дом, общей площадью 107,7 кв.м., кадастровый номер: номер обезличен, расположенный по адресу: адрес обезличен
Из копии свидетельства о государственной регистрации права данные обезличены следует, что на основании свидетельства о праве собственности на землю данные обезличены Одинцову Л.К. принадлежит на праве общей долевой собственности 1/2 доля в праве на земельный участок, площадью 721 кв.м., кадастровый номер: номер обезличен, расположенный по адресу: адрес обезличен
Из копии договора купли - продажи доли земельного участка с долей жилого дома от данные обезличены следует, что Одинцов Л.К. продал К 1/2 долю земельного участка с 1/2 долей жилого дома расположенного по адресу: адрес обезличен
Из копии свидетельства о государственной регистрации права данные обезличены следует, что на основании договора дарения от данные обезличены ш.с принадлежит 1\2 изолированная часть жилого дома, общей площадью 185,92 кв.м., кадастровый номер: номер обезличен, расположенный по адресу: адрес обезличен
Из копии домовой книги для прописки граждан, проживающих по адресу: адрес обезличен, следует, что в данном доме прописаны: ш.с., ш.н., ш.а. и Одинцов Л.К..
В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что Одинцов Л.К., дата обезличена, участник Великой Отечественной войны, инвалид 2 группы, проживает по адресу: адрес обезличен. Дом принадлежит на праве личной собственности ш.с., который является внуком заявителя. В доме проживают, заявитель, его дочь с мужем и внук. Одинцов Л.К. живет в отдельной комнате, средством для существования является пенсия. Заявитель своего жилья не имеет. Причиной смены места жительства стала смерть О. и необходимость в постороннем уходе по состоянию здоровья.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств.
Суд считает, что продажа 1/2 доли в праве жилого дома и земельного участка производилась заявителем с целью переезда на постоянное место жительство в другую местность, была обусловлена ухудшением здоровья, болезнью супруги и необходимостью в постороннем уходе, а не с целью ухудшения его жилищных условий и постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии с ч. 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах" и Указом Президента РФ (в редакции от 09.01.2010), участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 ст. 23.2 Федерального закона мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона, объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в том числе участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с п. 3.1. ч. 3 ст. 23.2. Федерального закона по письменным заявлениям лиц, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2. Федерального закона граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 18 января 2010 года № 809-СК/07 быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан. К ним относятся, в частности иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан.
Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». В данном случае необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем не имеется.
В соответствии с порядком предоставления субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» субсидии предоставляются гражданам на приобретение или строительство (участие в долевом строительстве) жилья, которое подлежит оформлению в их собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Одинцов Л.К. нуждается в улучшении жилищных условий, так как не имеет своего жилья.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 254-258, 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Грачёвского района Ставропольского края, действующего в интересах Одинцова Л.К., об оспаривании действий органа местного самоуправления - удовлетворить.
Признать действия администрации муниципального образования Грачёвского сельсовета Грачёвского района Ставропольского края в отказе в постановке Одинцова Л.К. на учёт как нуждающегося в улучшении жилищно-бытовых условий - незаконными.
Обязать администрацию муниципального образования Грачёвского сельсовета Грачёвского района Ставропольского края осуществить постановку Одинцова Л.К., дата обезличена на учёт как нуждающегося в улучшении жилищно-бытовых условий.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней.
Судья И.А. Щербинин
.